Правовое регулирование уступки требования в свете судебно-арбитражной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее освещение института уступки требования в соответствии с его трактовкой в действующем законодательстве Российской Федерации и отечественной юридической литературе, оценка состояния правового регулирования уступки требования, выявление возможностей и путей его использования, а также формулировка рекомендаций по его совершенствованию. При этом рассмотрение материала по большинству вопросов проведено с позиций анализа сложившейся судебно-арбитражной практики.

Файлы: 1 файл

1999 г. Зав кафедрой эт, к э. н., проф. Косова Р. А. Дипломная р.doc

— 499.95 Кб (Скачать файл)

Методологической основой изложенной выше дискуссии является вопрос о  том, что считается товаром в рамках законодательства о НДС – только «вещи» (как непотребляемые, так и потребляемые) или также и имущество, не имеющее материально-вещественной формы.

Резюмируя точки зрения различных исследователей данной проблемы, можно сделать вывод, что порядок обложения НДС участников уступки требования (цедента и цессионария) должен основываться на следующих положениях:

а) в целом есть гораздо  больше аргументов против обложения  оборотов у цедента по уступке требования НДС, чем в пользу этого; таким образом, оборот по реализации права требования не является объектом налогообложения НДС;

б) суммы, получаемые цессионарием от должника, не связаны с реализацией цессионарием какой-либо продукции или товара. Поэтому цессионарий не обязан уплачивать НДС с сумм, получаемых от должника.

 

Обложение операции по уступке  требования налогом на пользователей  автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Рассмотрим вопрос обложения  результатов операции уступки права  требования конкретно налогом на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы  и налогом на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом «ч» п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 №2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» и Постановлением Главы администрации г.Тулы от 21.03.94 №195133 налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен в размере 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическим лицом, расположенным на территории Тульской области. В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной стоимостью товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Таким образом, в настоящее  время обороты по реализации имущества, учитываемые по счету 48 «Реализация  прочих активов», не облагаются указанными налогами. Однако нельзя исключить того, что к предприятиям, систематически заключающим сделки по уступке прав требования, налоговые органы могут предъявить требование об уплате указанных налогов с полученной от таких сделок выручки. Это объясняется тем, что методологической основой того факта, что реализация «прочих» активов (равно как и основных средств) не включается в налогооблагаемую базу налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, выступает постулат о том, что такая реализация не может носить систематического характера, то есть не может являться собственно предпринимательской деятельностью. Однако, по мере увеличения числа случаев, когда реализация «прочих» активов приобретает систематический характер, тем самым становясь согласно ст.2 ГК РФ полноценной предпринимательской деятельностью, режим ее налогообложения в этих случаях становится идентичным налогообложению результатов реализации товаров, продукции, работ, услуг.

При решении вопроса  об обложении результатов операций уступки права требования у цессионария налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налогом на пользователей автомобильных дорог следует учитывать, что когда цессионарий приобретает право требования и затем реализует его (в том числе дебитору), указанное право следует рассматривать как финансовое вложение, которое не облагается у предприятия налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налогом на пользователей автомобильных дорог (в том числе у профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку согласно ГК РФ право требования не является ценной бумагой).

 

На основании вышеизложенного  анализа налогообложения операций по уступке требования можно сделать вывод о правомерности и обоснованности следующих схем бухгалтерского и налогового учета у цедента и у цессионария, рассмотренных на конкретных примерах. Как упоминалось выше, в ряде случаев право требования дебиторской задолженности может быть реализовано по цене меньшей, чем оно числится в бухгалтерском учете прежнего кредитора. Рассмотрим, как будет отражаться в учете операция по уступке прав при условии, если размер уступаемого требования больше цены, по которой данное требование приобретается (Табл.1).

Таблица 1. Налогообложение  операции уступки требования у цедента: размер уступаемого требования больше цены, по которой требование приобретается

Предприятие ЗАО «Штернцемент»  отгрузило ОАО «Мальцовский портландцемент»  по договору купли-продажи продукцию  стоимостью 120000 руб. (в том числе  НДС – 20000 руб.). Себестоимость отгруженной продукции составила 80000 руб. Выручка от реализации продукции для целей налогообложения определяется у предприятия «по оплате». В связи с тем, что покупатель не смог своевременно оплатить поставленную продукцию, предприятие решило реализовать задолженность ОАО «Мальцовский портландцемент» третьей организации – ООО ПКФ «Редал» за 90000 руб. Указанные хозяйственные операции отражаются в учете ЗАО «Штернцемент» следующими записями:

Д62 46

120 000 руб.

Отражена выручка от реализации ОАО «Мальцовский портландцемент» продукции

Д46 К76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»

20 000 руб.

Начислен налог на добавленную стоимость с оборота  по реализации

Д46 К40

80 000 руб.

Списана себестоимость  реализованной продукции

Д46 К80

20 000 руб.

Отражен финансовый результат от реализации продукции

Д76 субсч. «Расчеты с ООО ПКФ «Редал»» К48

90 000 руб.

Отражена выручка от реализации ООО ПКФ «Редал» дебиторской  задолженности ОАО «Мальцовский портландцемент»

Д48 К62

120 000 руб.

Списана задолженность  ОАО «Мальцовский портландцемент»

Д80 К48

30 000 руб.

Отражен убыток от реализации задолженности ОАО «Мальцовский портландцемент»

После отражения операции по переуступке прав в учете ЗАО  «Штернцемент» делаются проводки по начислению соответствующих налогов к уплате в бюджет:

Д76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» К68

20 000 руб.

Начислен НДС к уплате в бюджет

Д26 К67

2500 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.) х 2,5%)

Начислен налог на пользователей  автомобильных дорог с оборота по реализации продукции

Д80 К68

1500 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.) х 1,5%)

Начислен налог на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы

Д81 К68

34 475 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.  – 1500 руб.) х 35%)

начислен налог на прибыль


В ряде случаев право  требования дебиторской задолженности может быть реализовано по цене большей, чем оно числится в бухгалтерском учете прежнего кредитора. Такие ситуации возникают достаточно редко и связаны они, как правило, с тем, что новый кредитор рассчитывает получить от должника денежные средства в большем размере, чем он уплатил за право требования цеденту. Например, помимо взыскания основного долга новый кредитор рассчитывает получить неустойку, не признанную должником. Рассмотрим, как будет отражаться в учете операция по уступке прав при условии, если размер уступаемого требования больше цены, по которой данное требование приобретается (Табл.2).

 

Таблица 2. Налогообложение  операции уступки требования у цедента: размер уступаемого требования больше цены, по которой требование приобретается

Предприятие ЗАО «Штернцемент»  отгрузило ОАО «Мальцовский портландцемент»  по договору купли-продажи продукцию  стоимостью 120000 руб. (в том числе  НДС – 20000 руб.). Себестоимость отгруженной продукции составила 80000 руб. Выручка от реализации продукции для целей налогообложения определяется у ЗАО «Штернцемент» «по оплате». В связи с тем, что ОАО «Мальцовский портландцемент» не смогло своевременно оплатить поставленную продукцию, ЗАО «Штернцемент» решило реализовать задолженность третьей организации – ООО ПКФ «Редал» за 156000 руб. Указанные хозяйственные операции отражаются в учете ЗАО «Штернцемент» следующими записями:

Д62 К46

120 000 руб.

Отражена выручка от реализации ОАО «Мальцовский портландцемент» продукции

Д46 К76 субсчет «Расчеты по неоплаченному» НДС»

20 000 руб.

начислен налог на добавленную стоимость

Д46 К40

80 000 руб.

списана себестоимость  реализованной продукции

Д46 К80

20 000 руб.

отражен финансовый результат  от реализации продукции

Д76 субсчет «Расчеты с ООО ПКФ «Редал»» К48

156 000 руб.

отражена выручка от реализации ООО ПКФ «Редал» дебиторской  задолженности ОАО «Мальцовский портландцемент»

В данном случае стоимость, по которой право требования было реализовано, больше, чем размер уступаемого  требования (дебиторской задолженности). Поэтому возникающий доход облагается налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

Д48 К62

120 000 руб.

списана задолженность  ОАО «Мальцовский портландцемент»

Д48 К76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»

6000 руб. ((156 000 руб. –  120 000 руб.) х 16,67% )

начислен налог на добавленную стоимость

Д48 К80

30 000 руб.

отражена прибыль от реализации задолженности ОАО «Мальцовский портландцемент»

После отражения операции по переуступке прав в учете ЗАО  «Штернцемент» делаются проводки по начислению соответствующих налогов к уплате в бюджет:

Д76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» К68

20 000 руб.

начислен НДС к уплате в бюджет

Д26 К67

2500 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.) х 2,5%)

начислен налог на пользователей автомобильных дорог  с оборота по реализации продукции

Д80 К68

1500 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.) х 1,5%)

начислен налог на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы:

Д81 К68

34 475 руб.

((120 000 руб. – 20 000 руб.  – 1500 руб.) х 35%)

начислен налог на прибыль

Д51 К76 субсчет «Расчеты с ООО ПКФ «Редал»»

156 000 руб.

поступили средства в  оплату дебиторской задолженности

После поступления денежных средств от цессионария предприятие  должно доначислить соответствующие  налоги:

Д76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» К68

6000 руб.

начислен НДС по соглашению об уступке прав к уплате в бюджет

Д81 К68

10 500 руб.

((36 000 руб. – 6000 руб.) х 35%)

начислен налог на прибыль


 

Налогообложение уступки  требования в учете цессионария  рассмотрено в Табл.3.

 

Таблица 3. Налогообложение операции уступки требования у цессионария

ООО ПКФ «Редал» приобрело  право требования к ОАО «Мальцовский портландцемент» на сумму 120 000 руб. Расходы по приобретению права требования составили 90 000 руб. В дальнейшем организации удалось добиться погашения ОАО «Мальцовский портландцемент» задолженности в полной сумме (то есть в сумме 120 000 руб.). В учете организации операции по приобретению права требования и его дальнейшему погашению отражаются записями:

Д58 К76

90 000 руб.

отражено получение права требования

Д76 К51

90 000 руб.

произведена оплата права  требования

Д51 К76

120 000 руб.

поступили денежные средства от должника в оплату права требования

Д48 К58

90 000 руб.

списано право требования

Д76 К48

120 000 руб.

произведено погашение задолженности должника

Д48 К68

5000 руб.

((120 000 руб. – 90 000 руб.) х 16,67% )

начислен налог на добавленную стоимость

Д48 К80

25 000 руб.

отражена прибыль от реализации права требования

Д81 К68

8750 руб. (25 000 руб. х 35%)

начислен налог на прибыль


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что уступка требования в  общем виде представляет собой способ исполнения обязательства и обладает двойственной природой. С одной стороны, она может быть основана на предусмотренной частью второй ГК РФ сделке (в этом заключается ее несамостоятельный характер). В этом случае сделка, даже обозначенная, например, как договор уступки требования, в действительности представляет собой договор купли-продажи, дарения и т.п. С другой стороны, уступка требования может являться самостоятельным договором (в этом заключается ее абстрактный характер), конструкция которого соответствует условиям главы 24 ГК РФ.

Таким образом, совокупность согласованных сторонами условий, необходимых в соответствии с законом для уступки требования, может существовать как автономно, так и вплетаться в структуру определенного гражданско-правового договора

Несмотря на то, что  российское цессионное право не является совершенным и очевидна необходимость  его дальнейшего развития и совершенствования, возможность устанавливать особенности уступки конкретного права договором (на основании ст. 384 ГК РФ) показывают, что гражданское законодательство гибко подходит к проблеме уступки права. В соответствии с законом, уступка требования кредитором другому лицу допускается, поскольку она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

Однако, сложившаяся практика показывает, что судебные инстанции, исходя из явно ограничительного понимания сущности уступки требования как одной из форм перемены лиц в обязательстве, присовокупляют к вышеперечисленным условиям уступки требования дополнительные, прямо не установленные в законе. Откровенно ограничительное толкование судами цессии ведет к фактическому «омертвлению» института уступки требования в соответствии с гл. 24 ГК РФ и невозможности применения правил указанной гл. 24 ГК РФ в гражданском обороте. Нельзя избавиться от впечатления, что довольно туманные основания признания уступки требования недействительной, применяемые судебными инстанциями возникли как продиктованный текущими нуждами прием для вытеснения цессии из гражданского оборота. Возможно, что при рассмотрении упомянутых дел имелись в виду другие обстоятельства. Но краевые и областные суды, рассматривая аналогичные дела, восприняли только очевидную практику всемерного ограничения цессии и почти не допускают ее применение в нашей экономике.

Поэтому очевидна необходимость  соответствующей корректировки  сложившейся судебной практики в  вопросе о перемене лиц в обязательствах. Дальнейшее развитие института уступки требования невозможно без преодоления повышенного ригоризма судов, отстаивающих абсолютную чистоту модели уступки требования. Поэтому было бы в высшей степени желательно получить разъяснения от высших судебных инстанций о тех обстоятельствах, которые могли бы соответствующие сделки от признания ничтожными и позволили бы приступить к уверенному применению соответствующих глав Гражданского кодекса. Так как узкое судебное толкование по целому ряду причин нецелесообразно с практической точки зрения, то лучшим способом внесения полной ясности по указанным проблемам явилось бы обобщение Пленумом ВАС РФ практики применения Главы 24 ГК РФ и иных норм о перемене лиц в обязательстве арбитражными судами и издание Постановления, разъясняющего вопросы судебной практики в соответствующей области134.

В качестве одного из возможных  способов решения данной проблемы можно  привести точку зрения Р.Саватье, согласно которой «требования, предметом  которых является денежная сумма  или делимые вещи, должны быть автоматически разделены на соответствующие доли, если оказывается несколько кредиторов или несколько должников… Обязательства, относящиеся к другим объектам, остаются неделимыми»135.

Информация о работе Правовое регулирование уступки требования в свете судебно-арбитражной практики