Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

На основании вышеизложенного, можно констатировать, что договоры были широко известны еще в римском  праве и продолжали развиваться  длительное время, хотя ни в Своде  Законов Гражданских ни в ГК РСФСР 1964г. не были урегулированы, не выделялись признаки, которые бы обозначали их принадлежность к договорам, направленным на предоставление услуг. При этом название всех без исключения глав раздела ”Обязательственное право”, посвященных отдельным договорам, представлены в то время как экономическое явление.

Но, тем не менее, ГК РСФСР 1964 г. закрепляет ряд обязательств по оказанию “услуг”. То есть “ряд договоров”, где услуги являются предметом договора, законодательно урегулированы и тем самым легально признаны самостоятельными видами договорных обязательств по оказанию услуг (поручение, комиссия, хранение, перевозка).2 Тем не менее, в это время юристы, как нашего государства, так и зарубежных стран, высказывали различные суждения о том, какие договоры следует отнести к обязательствам по оказанию услуг, а какие нужно оставить за пределами этих обязательств. С этого момента юристами стали исследоваться договоры услуг.

В 60-х годах в отечественной  цивилистике и цивилистике зарубежных стран стали разграничиваться договоры оказания услуг и договоры на выполнение работ. Основу разграничения  данных договоров составляет то обстоятельство, что  обязательства по выполнению работ и обязательства по оказанию услуг опосредуют экономические отношения по оказанию услуг, но услуги имеют двоякий характер      (материальные и нематериальные услуги) что обусловило  разницу в их правовом регулировании.

Нашими цивилистами  О.С. Иоффе, О.А.Красавчиковым к обязательствам по оказанию услуг были отнесены договоры поручения, комиссии, хранения, экспедиции.1 В свою очередь Красавчиков подразделял обязательства по оказанию услуг по направлению гражданского оборота на три группы:

1). обязательства, направленные  на оказание транспортных услуг  (транспортные договоры: договоры  буксировки, договоры эксплуатации подъездных путей и договор экспедиции);

2). Обязательства, направленные  на оказание хозяйственных и  бытовых услуг (договоры поручения,  комиссии, хранения, культурно-бытового  и хозяйственного обслуживания);

3).обязательства, направленные на оказание услуг связи (договоры с предприятиями связи по почтово-телеграфному и телефонному обслуживанию).2

Следовательно, деление  обязательств по группам предполагало, что термин “услуга” употреблялся не только в экономическом, но и в правовом смысле, когда под услугой следует понимать деятельность, осуществляемую во исполнение гражданской обязанности и не связанную с созданием овеществленного результата.

В 60-х годах 20-го столетия расширяется сфера гражданско-правового  регулирования отношений между гражданами и организациями по удовлетворению индивидуальных (культурно-бытовых) потребностей граждан.

Среди договорных обязательств, складывающихся между гражданами и  социалистическими организациями  и имеющих перспективу дальнейшего  развития, С.С.Алексеев называет обязательства по хозяйственно-бытовому обслуживанию граждан в парикмахерских, а также по таким услугам, как хранение вещей; обязательства, связанные с культурным, просветительным обслуживанием граждан, деятельностью зрелищных предприятий, стадионов, спортивных площадок, а также домов отдыха, туристических баз и т.д. обязательства, оформляющие отношения, в которых сочетается предоставление предметов потребления в собственность граждан и обслуживание последних (деятельность общественных столовых, кафе и т.д.).1

В данный период в советском  гражданском праве сложилась  большая группа договоров, относящихся  к обязательствам по оказанию услуг.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.08.1962гг. “О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения” была поставлена задача быстрейшего удовлетворения запросов населения по всем видам бытовых услуг. Для этой цели расширялась сеть предприятий бытового обслуживания, которые оказывали населению разнообразные хозяйственно-бытовые услуги. В удовлетворении культурных потребностей граждан немаловажное значение имели гражданско-правовые отношения по оказанию услуг в области культурно-воспитательной деятельности (театры, кино, музеи, выставки и т.д.).

Все названные отношения  по оказанию услуг В.Ф.Яковлев, А.Ю.Кабалкин, В.П. Мозолин2 относят к услугам в сфере обслуживания.

Прямое регулирование  отношений по оказанию услуг в данной сфере нормативными актами в ранге законов осуществлялось в небольшой степени. Основы гражданского законодательства и ГК союзных республик содержали лишь отправные положения для регулирования этих отношений.

Конкретно же они регламентировались сравнительно небольшим числом актов  Совета Министров СССР и Совета Министров  союзных республик, а в основном – ведомственными актами. Ведомственные акты не всегда содержали достаточные правовые гарантии обеспечения интересов граждан, обслуживаемых подчиненными соответствующим ведомствам предприятиями.

Путь, который прошли услуги в своем развитии в рамках отечественного права, представляет собой завершение круга (купля-продажа – общая конструкция найма -  договор оказания услуг) и, с известными оговорками, возвращение к истокам сущности этого договора на более последнем этапе. С экономической точки зрения, договор возмездного оказания услуг стоит ближе к купле-продаже(продаже деятельности). Обязательства по оказанию услуг со стороны лица, оказывающего услугу, описываются формулой “делаю, чтобы ты сделал”, а со стороны заказчика услуг – “даю, чтобы ты сделал”.1 Данной формулой описываются услуги в рыночных экономических отношениях.

Проводимые в Российской Федерации рыночные реформы вступили в решающую стадию. Сегодня нет  ни одной сферы производства, распределения, обмена, потребления, нет ни одной  структуры жизнеобеспечения отдельной личности и общества в целом, которые не испытывали бы не только воздействие, но и явственный результат безумно насаждаемой рыночной эйфории. Волна рыночных отношений, накрыв науку, образование, культуру, здравоохранение, больно ударила по их внутренней общегуманистической, общесоциальной сути.

Однако реальность такова, что некоммерческая суть фундаментальной  науки, культуры, образования, здравоохранения должна реализовываться в рыночном пространстве. Поэтому, занимая нерыночные позиции при рыночной организации общественного производства, работая на обеспечение функциональной жизнеспособности общественного организма, они должны определиться с решением сложной проблемы: как сбалансированно строить отношения с обществом, с отдельной личностью в условиях рынка, чтобы в обмен на оказываемые услуги, то есть на результаты своей производственной деятельности, получить возможность окупить затраты своего труда, обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство своей деятельности опять-таки во имя удовлетворения не только своих собственных интересов, но и интересов общества и отдельного человека. Причем надо найти такие формы, которые сводили бы воедино профессиональные, социально-экономические и правовые интересы производителей социально-значимых услуг с интересами общества и личности, не наступая, а соблюдая законы. Говоря иначе, необходим баланс некоммерческих интересов данных сфер деятельности с рыночной системой организации общественного производства.

Время показало, что некоторые  нетипичные институты в процессе своего развития получили законодательное закрепление.

Ныне действующее законодательство по сравнению с ГК РСФСР 1964 года расширило  договоры услуг, дало им самостоятельное  правовое регулирование в нормах ГК РФ, законных и подзаконных актах, например, в Законе “Об образовании”, ФЗ “Об аудиторской деятельности” ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” и т.д. Ст.128 ГК РФ рассматривает услуг в виде определенного самостоятельного объекта права. Хотя ГК не дает понятия услуги, что позволяет определять услуги различными дефинициями. Однако на основе анализа ст.779, 783 ГК можно сделать вывод, что услуги в широком смысле слова – любые полезные действия (деятельность), направленная на удовлетворение потребностей нуждающихся в них субъектах. В лексику общения вошли юридические термины: сделка, информационное волеизъявление, возмездный договор, обязательства, вред и прочие. Опыт показывает, что нормотворческий сектор “от конструкции – к закону” был заменен или, точнее, вскоре будет заменен полностью вектором обратного направления – “от закона – к постановлению правительства, а если понадобится та или иная инструкция, то к ней в последнюю очередь”. Верховенство закона над остальными формами права должно проводиться во всех сферах общественного бытия, в том числе и таких сложных и трудоемких процессах, как правоприменение и правотворчество.

 

 

1.2. Система источников правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг

 

Заметное место в обязательственных  правоотношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги.

Сфера услуг – специфическая  область, поскольку представляющие ее организации, а также граждане призваны удовлетворять различные  материальные и духовные потребности. Еще сравнительно недавно категория услуг, как таковая, не была сколько-нибудь обстоятельно представлена в законодательстве.

Все правоотношения по возмездному  оказанию услуг регламентировались только ведомственными нормативными актами, либо правовое регулирование указанных правоотношений вообще отсутствовало. Поэтому участники гражданского оборота опирались на сходные правоотношения, используя при этом аналогию права.

Впервые в кодифицированном отраслевом законе услуги были предусмотрены  в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик применительно к конкретным отношениям, притом лишь в двух статьях: как транспортная экспедиция (ст.105); и право на товарный знак и знак обслуживания (ст.148).1

Особое значение в  плане расширения сферы услуг  и совершенствования ее правового регулирования имеет факт закрепления рассматриваемого феномена в Конституции РФ в главах “Основы конституционного строя” и “Федеративное устройство”. Основополагающими являются взаимоувязанные правила, содержащиеся в ст.8 и 74. Наряду с единством экономического пространства в России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности.

Развитие рынка требует адекватного  правового регулирования. Однако в  настоящее время нельзя сказать, что эта сфера – сфера услуг – должным образом урегулирована российским законодательством.

Введение самостоятельной главы  в ГК РФ – возмездное оказание услуг  – свидетельствует о том, что  законодатель предвидел необходимость  выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм.

Данная глава содержит всего пять статей (ст.779-783 ГК).  Поскольку услуга тесно связана с работой, рассматриваемый договор имеет много общих черт с таким договором, как договор подряда. По этой причине ст.738 ГК допускает применение общих положений о подряде и положений о бытовом подряде к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Ситуация существенно изменилась с принятием в Российской Федерации такого кодифицированного комплексного акта, как Закон “О защите прав потребителей”. В нем сосредоточены нормы различной отраслевой принадлежности, а также регламентируются устоявшиеся разнотипные имущественные связи.

Как записано в преамбуле, Закон  регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями, устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на получение  информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Этот закон, рассчитанный исключительно  на отношения, в которых на стороне  потребителей выступают граждане, не разграничивает договора работ и  договора услуг, указывается в соответствующих  случаях “работы (услуги)”.

А.Ю.Кабалкин указывает на то, что  данный Закон нуждается в совершенствовании  формулировок, а также в доработке  отдельных норм по существу.1 Как сказано в его преамбуле, потребитель – это гражданин, использующий, приобретающий,  заказывающий “работы (услуги)” для личных бытовых нужд. Данное положение должно быть отражено в наименовании Закона (Закон о защите прав граждан-потребителей), поскольку в Законе РФ о сертификации продукции и услуг понятие “ потребитель” используется и применительно к юридическим лицам. Неудачен здесь и термин “защита”, так как содержание закона выходит далеко за ее пределы.

В специальной монографии А.В. Шерстобитовым  обоснованно отмечается, что по своему объему понятие “охрана” гораздо полнее понятия “защита”. Охрана охватывает и систему средств гражданско-правовой защиты прав потребителей. Поэтому справедливо бы было назвать закон “Охрана прав потребителей”, нежели “Защита прав потребителей”

Рассматривая нормативно-правовую базу защиты прав потребителей, необходимо обратить внимание и на акты судебных органов. В последнее время судебные акты все чаще признаются в качестве рационального способа устранения противоречий, которые возникают вследствие того, что законодательство отстает от развития общественных отношений.

Общим источником правового регулирования для всех видов возмездного оказания услуг является ГК (гл 39). К данному договору применяются общие положения о подряде и бытовом подряде. Положения о бытовом подряде должны применяться к отношениям по возмездному оказанию услуг, когда услуга оказывается лицами (гражданином или организацией, осуществляющими предпринимательскую деятельность) гражданину в целях удовлетворения его бытовых или других личных потребностей.

Помимо этих общих  положений, к услугам применяется  закон “О защите прав потребителей”. В соответствии с этим законом Правительством РФ 15 августа 1997г. утверждены “Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации”, которые также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг. Как указывает Я.Парций, “они распространяются на отношения, вытекающие из двух новых видов договоров, предусмотренных ГК: договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг”.1

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации