Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

2. Услуга неотъемлема  от своего источника. Любая  услуга оказывается человеком.

3. Синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно.

4. Несохраняемость услуги. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно определить термином “моментальная потребляемость услуг”.

5. Неустойчивость ее  качества. Качество – это то, что  нельзя исчислить, так как чаще  всего, определение качества услуги  можно увидеть (обнаружить) только через определенные сроки.2 (Приложение 2)

Проанализировав гражданское  законодательство РФ, а также иные законы, регулирующие деятельность той  или иной услуги следует отметить, что отсутствует определение  понятия “услуга”. Только ныне действующий Налоговый кодекс РФ в п.5 ст.38 гл.7 дает определение понятия “услуга” – “услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности”. Такое понятие услуги большей частью раскрывают экономический аспект нежели правовой. Поэтому в отсутствии законодательного определения услуг, появляются различные комментарии авторов, с которыми вряд ли можно согласиться . В части 1 ГК РФ предлагается под услугой понимать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей нуждающихся в ней субъектов, при этом не оставляющую овеществленного результата. Дальнейшее свое закрепление она должна получить в соответствующих нормативных актах, регулирующих деятельность той или иной услуги.

Например, наиболее распространенной трактовкой образовательной услуги является совокупность знаний, умений, навыков и информации, которая  используется для удовлетворения многообразных  потребностей человека, общества и государства.1

В соответствии с Законом  РФ “Об образовании”, в целях осуществления единой государственной политики в области образования установлено государственное регулирование условий образовательного процесса в виде лицензирования, аттестации, аккредитации. Для перевода сферы образования в систему рыночных отношений требуется создать не только особый не только особый социально-экономический механизм, но и поставить эту систему на четко разработанную правовую основу.

К числу социально-культурных услуг, нематериальных услуг, определенных ГОСТом, отнесены и медицинские услуги.

В отличие от прочих услуг, содержание “медицинской услуги” составляет совокупность профессиональных действий, специальная деятельность в отношении здоровья.2 Именно этот признак позволяет выделить из комплекса услуг, которые предоставляются гражданам в сфере охраны здоровья, медицинскую услуг. Законодатель не дает определение медицинской услуги. А.В.Тихомиров определяет медицинскую услугу как “полезная деятельность, удовлетворяющая потребности в ней нуждающихся”. Еще один взгляд автора на данную проблему. “Медицинская услуга” – профессиональная деятельность или совокупность профессиональных действий в интересах здоровья пациента, реализуемая на возмездной основе”.1

Медицинская помощь является содержанием медицинской услуги. Именно медицинская помощь наполняет  услугу медицинском содержанием.

Медицинская помощь не является объектом гражданских прав, не обладает товарной формой и меновой стоимостью и не может быть предметом купли-продажи. Оплате подлежит медицинская услуга, а не медицинская помощь.

Из главы 39 ГК РФ необходимо выделить отдельные договоры и классифицировать их по секторам:

1). договоры на возмездное оказание услуг, не ставящих своей целью извлечение прибыли, доход которых реинвестируется непосредственно в учреждение любого уровня на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенства – в самостоятельный параграф под названием “Возмездное оказание услуг в сфере некоммерческого сектора”;

2). договоры на возмездное оказание услуг, ставящие своей целью извлечение прибыли, доход которых не реинвестируется в учреждение, а распределяется между его участниками, выделить в другой параграф под названием “Возмездное оказание услуг в сфере коммерческого сектора”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ДОГОВОР НА ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора

 

Правовое регулирование  договора на возмездное оказание услуг  выражается в установлении порядка  его заключения, исполнения, а также  ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

В настоящее время  в науке делаются попытки сформулировать теоретико-правовое определение понятия  договора, сформулировать принципы его  составления, вычленить элементы, являющиеся его каркасом, в том числе найти правильный подход к заключению.

Заключение, исполнение гражданско-правовых обязательств нередко  ассоциируется с представлением о том, что обман и насилие  в договорных отношениях предпочтительнее соблюдения закона. В определенном смысле отдельные связи субъектов гражданского оборота трудно назвать правоотношениями. Зачастую это лишь квазиправоотношения, которые маскируются под правовую форму. Остроту проблемы подтверждает тот факт, что довольно часто среди мотивов участников договорных отношений уже изначально присутствует предлагаемый обман контрагента по договору, игнорирование интересов государства, что значительно затрудняет экономическое развитие страны.

Из смысла ст.2 ГК РФ вытекает принцип гражданского права, согласно которому имущественные обязательства сторон должны основываться на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота. В частности, покушение одной стороны договора на автономию воли другой подрывает эффективность гражданско-правовых норм.

Многие авторы указывают  на “подводные камни”, возникающие при заключении договоров, и дают немало практических рекомендаций, связанных с правильными мерами сторон при их подписании. Но покушение на

автономию воли другой стороны может произойти и на стадии исполнения договора (при нарушении договорных обязательств одной из сторон).1

Таким образом, нарушение  одного из краеугольных принципов гражданского права – принципа автономии воли участников имущественного оборота  – относится к стадии заключения договора, а также наблюдается при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками своих договорных обязательств.

В основе правового регулирования  договора на возмездное оказание услуг  лежит закрепленный в ст.421 ГК РФ принцип “свободы договора”. Это означает, прежде всего, что каждая из сторон свободно и самостоятельно определяет, заключать ли ей договор или нет, а если заключать, то каким должно быть его содержание. Порядок заключения договоров определяется Гражданским кодексом (ст.432).В силу данной статьи договор заключается посредством направления предложения заключить договор (оферты) одной из сторон и принятия предложения (акцепта) другой стороной.(Приложение 3)

Один из самых злободневных вопросов, возникающих при заключении договоров на возмездное оказание услуг, - форма договора.

В соответствии с ч.1 п.1 ст.434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной  для совершения сделок, если законом  для договоров данного вида не установлена определенная форма. Законодатель не устанавливает обязательной письменной формы для договоров возмездного оказания услуг. Такие требования не содержатся ни в ГК РФ, ни в Законе “О защите прав потребителей”. Однако ГК РФ содержит общее правило, в соответствии с которым сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (ст.161 ГК, независимо от вида сделки).

Целесообразность заключения в письменной форме определяется тем, что в договоре можно оговорить  все те условия, которые присущи  договору, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение оказанной услуги.

Можно выделить два основных критерия для принятия решения о  необходимости заключения договора путем составления письменного  документа:

- стоимость услуги ( сумма, которую, возможно придется вернуть в случае , например, если пациент или турист и т.д. предъявит претензию;

- специфика услуги и вероятность  неблагоприятного исхода не по  вине медицинских работников, аудиторских  услуг и т.д.

Договоры, заключаемые на возмездное оказание услуг, имеют ряд особенностей. Одна из особенностей заключается в том, что большинство договоров относятся к числу публичных, поскольку  для исполнителя чаще всего оказание определенных услуг является основным видом деятельности. Поэтому в отношении таких договоров, помимо положений гл.39 ГК РФ и специальных нормативных актов, применяются правила ст.426 ГК. Наглядным примером публичности могут служить – договоры о туристском, медицинском обслуживании.

Другая особенность данного  договора заключается в том, что многие договоры по оказанию услуг возмездных услуг заключаются путем присоединения заказчика к договору (договор между негосударственным вузом и физическим лицом), договор между медицинским учреждением и потребителем об оказании услуг только в части, которая выходит за рамки бесплатной медицинской помощи.

Порядок заключения договора на возмездное оказание услуг может исходить не только от исполнителя, но и от заказчика. Это означает, что в качестве договора может выступать, например, и письменное заявление пациента, в котором указывается желание получить конкретную медицинскую услугу по конкретной цене, на определенных условиях. Здесь предложение (оферту) направляет заказчик (пациент), а согласие (акцепт) дает уже исполнитель (медицинское учреждение).

Итак, по способу заключения договоры возмездного оказания услуг можно  классифицировать на:

-  договоры присоединения и договоры взаимосогласованные.

Как известно, понятия и другие основные положения о договоре присоединения  закреплены в ст.428 ГК РФ. Такой вид договора применяется, в основном, коммерческими организациями (компаниями по оказанию туристских услуг, по оказанию телефонных услуг и т.д.)

Медицинские учреждения должны  разрабатывать внутриучрежденческие Положение об организации платных услуг. Данное положение будет являться локальным, нормативным документом. Оно разрабатывается во исполнение законов, ведомственных нормативных актов и направлено на решение конкретных задач, таких как оказание платных медицинских услуг населению.1 Аудиторские фирмы могут разработать, а зачастую разрабатывают внутрифирменные стандарты, которые будут являться авторскими в каждой аудиторской фирме.

При разработке стандартная форма  договора должна отвечать следующим  требованиям:

во-первых, каждая услуга в возмездном договоре нуждается в особом формуляре, отражающем именно ее специфику и содержащем условия оказания именно, а не совокупности сходных или несходных услуг;

во-вторых, подобные формуляры и  иные стандартные формы должны быть свободны от условий, устанавливающих односторонние преимущества и льготы для стороны, разработавшей условия договора, явно обременительных для нее условий присоединившихся сторон;

в-третьих, перечень условий договора должен быть закрытым, тогда очевидно, что введение расширительных условий, или расширение круга условий, придает договору обременительный характер;

в-четвертых, условия договора в  формуляре, стандартной форме должны быть прописаны императивно;

в-пятых, все изложенное в подобном формуляре или иной стандартной форме условия договора становятся существенными, поскольку формулирует их предлагающая сторона, и присоединяющая сторона принимает все условия договора в целом путем совершения конклюдентных действий или подписи.

Помимо вышеперечисленных требований, предъявляемых к стандартной форме договора, она должна содержать блоки, носящие информационно-описательный характер (информационный, условный, обязательный, ценовой, атрибутивный), в которых будет дана вся необходимая, исчерпывающая информация предоставляемой услуги.

Итак, информационный блок договора должен включать в себя достоверную и  полную информацию о конкретной услуге в доступной форме изложения. Обязанность довести такую информацию до сведения получателя лежит на исполнителе услуги.

Условный блок договора расширяет представления получателя услуги о сопутствующих эффектах. Сюда относятся предостережения и сообщения о возможном форс-мажоре.

Обязательный блок договора должен содержать существенные условия, и, в частности, сведения о том, в  чем заключается мера надлежащего оказания услуги, какие критерии о том свидетельствуют. Как соответствует мера предоставления мере встречного удовлетворения, т.е. действиям какого объема и содержания подлежат оплате в установленном договором размере.

В ценовой блок договора должны входить финансовые обязательства сторон, по общему правилу – заказчика перед исполнителем по оплате услуги.

Атрибутивный блок договора должен устанавливать меру сервисных удобств, если они выходят за общепринятые рамки.1

Документарный бланк должен соответствовать вышеизложенным требованиям, и в нем должны присутствовать следующие реквизиты:

-  вводная часть (стороны,  их полномочия по заключению  договора);

-  предмет договора, указывающий  на его содержание;

-  права сторон;

- сроки и порядок  оплаты услуг;

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации