Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

- безвозмездного устранения  недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения  цены выполненной работы (оказанной  услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных  им расходов по устранению  недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Согласно п.3 ст.29 закона требования потребителя в связи  с недостатками работы (услуги) могут  быть предъявлены в случае их обнаружения  при сдаче-приемке выполненной  работы (услуги), в ходе ее выполнения, а также после ее окончания в установленные законом сроки. Если недостатки обнаружены в пределах гарантийного срока, то бремя доказывания возлагается на исполнителя. Он освобождается от ответственности, если докажет одновременно два обстоятельства:

- недостаток возник  после передачи результатов работы (услуги) потребителю;

- причиной недостатка является нарушение правил использования результатов работы (услуги), вина третьих лиц, либо обстоятельства непреодолимой силы.

Как и при продаже  товара, исполнитель несет ответственность за результат выполненной работы (оказанной услуги) в течение установленного срока службы (но по истечении двух лет или пяти леи для недвижимости), а если такой срок не установлен, то в течение десяти лет с момента принятия работы (услуги).

Одной из сфер предпринимательской  деятельности, где часто происходит нарушение качества предоставления услуг потребителю, является туристический  бизнес. Это связано с тем, что  потребитель не в состоянии перед  заключением договора с туристической фирмой адекватно оценить качество предоставляемых услуг, так как это связано с ее длительностью и отрывом места заключения договора от места предоставления услуги. В самом деле, перед заключением договора туроператор всячески расхваливает тур, рассказывает его достоинства. При этом, как правило, потребителю показывает красочный фотоальбом. Но, к сожалению, нередко бывает, что рассказы туроператора и красоты фотоальбома не соответствуют действительности.

Так, Кировский мировой  суд г.Ростова –на -Дону в 2002 году своим решением обязал одну из турфирм Ростова выплатить трем студентам одного из местных вузов по 4000 рублей в качестве компенсации за неисполнение условий договора с ними. Им была обещана прекрасная поездка в Прагу на комфортабельном автобусе, проживание в 3-х звездочном отеле со всеми удобствами, хорошая кухня и длительные экскурсии по городу. На самом деле, поездка состоялась с 3-дневным опозданием, на не приспособленном к длительному путешествию автобусе. Проживали они в пансионате с общими удобствами и посредственной кухней, а экскурсии были уменьшены в два раза по сравнению с запланированными.

Ст.38 названного закона предусматривает  возможность установления Правил бытового и иных видов обслуживания потребителей в иных нормативно-правовых актах, утверждаемых Правительством РФ.

Данная статья предусматривает  утверждение Правительством РФ двух видов документов, отражающих многочисленность и специфику работ и услуг:

- правил выполнения  отдельных видов работ и правил  оказания отдельных видов услуг.

На сегодняшний день в этой сфере  действует довольно большое количество правил, утвержденных Правительством. Приведем лишь некоторые из них:

- Правила бытового  обслуживания населения в РФ (утверждены  Постановлением от 15 августа 1997г.  №1025, изменение и дополнения утверждены Постановлением от 30 сентября 2000г. №742);

- Правила оказания  услуг (выполнения работ) по  техническому обслуживанию и  ремонту автотранспортных средств  (утверждены Постановлением Правительства  РФ от 24.06.98г. №639);

- Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (утверждены Постановлением от 25 апреля 1997г. №490, изменения и дополнения внесены Постановлением от 15 сентября 2000г.,№693);

-  Правила предоставления  платных медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением от 13 января 1996г. №27);

- Правила оказания  услуг телефонной связи (утверждены  Постановлением от 26 сентября 1997г.  №1235);

-  Правила оказания  платных ветеринарных услуг (утверждены  Постановлением от 6 августа 1998г.  №898) и другие.

Единственное правило, которое  устанавливает законодатель, - регулирование  отношений, не попадающих под действие Закона “О защите прав потребителей”, может осуществляться только путем принятия законов, т.е. никакие другие нормативные акты в данном случае приниматься не могут.

Примером такого регулирования  может служить принятие в ноябре 1996г. Федерального закона “Об основах туристской деятельности”, который установил особенности регулирования отношений при оказании потребителям туристических услуг.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, исследовав данную проблему, мы пришли к определенным выводам.

Действительно, выбранная  тема нашего исследования является актуальной в настоящее время, потому что  в период складывающихся рыночных отношений  в нашей стране используется огромное количество договоров по возмездному оказанию услуг, которые нуждаются в правовом регулировании.

Проблематика данного  исследования обусловлена востребованностью  отношений, складывающихся в нашем обществе. Данные отношения складываются в различных сферах: здравоохранении, туризме, образовании, в бытовом обслуживании и др.

Принятие Гражданского кодекса определило начало новой  эпохи гражданско-правовых отношений  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и сфере услуг.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских правоотношений. Свою историю договоры по возмездному оказанию услуг приобрели из римского права, т.е.  можно считать, что сам феномен возмездного оказания услуг есть результат развития института найма.

Рыночные отношения  прочно вошли в такие сферы  как образование, медицина, культура и т.д.

Некоммерческая суть фундаментальной науки, культуры, образования, здравоохранения должна реализовываться  в рыночном пространстве. Поэтому необходимо сбалансированно строить отношения с обществом, с отдельной личностью, чтобы в обмен на оказанные услуги, т.е. на результаты своей производственной деятельности получить возможность окупить затраты своего труда, т.е. найти такие формы, которые бы сводили воедино профессиональные,

социально-экономические  и правовые интересы производителей социально-значимых услуг с интересами общества и личности, соблюдая законы.

Нами проанализированы различные точки зрения на понятие “услуга”. На основании ст.ст. 779, 783 ГК РФ можно сделать вывод о том, что услуги в широком смысле слова – любые полезные действия, направленные на удовлетворение потребностей нуждающихся в них субъектов.

В настоящее время  нельзя сказать, что эта сфера  – сфера услуг – должным образом урегулирована российским законодательством. Введение самостоятельной главы в ГК РФ – возмездное оказание услуг – свидетельствует о том, что законодатель предвидел необходимость выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Поскольку услуга тесно связана с работой,  рассматриваемый договор должен иметь много общего с таким договором, как договор подряда. Ситуация существенно изменилась с принятием Закона “О защите прав потребителей”

Общим источником правового регулирования для всех видов возмездного оказания услуг является ГК (гл.39). К данному договору применяются общие положения о подряде и   бытовом подряде.

В соответствие с Законом “О защите прав потребителей” Правительством РФ 15 августа 1997г. утверждены “Правила бытового обслуживания населения в РФ”, которые также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг.

Нами более подробно рассмотрены источники правового  регулирования медицинских, образовательных, туристских и аудиторских услуг.

Таким образом, проанализировав  базовые положения рассматриваемых  договоров на возмездной основе, можно  представить систему источников правового регулирования следующим  образом:

- Гражданский кодекс  РФ;

- ФЗ “О защите прав потребителей”;

-  Законы РФ –  базовые законы, детально регулирующие  отношения по конкретному договору  на возмездное оказание услуг;

- в данную систему  должны входить Законы РФ, регулирующие  качество, лицензирование услуг  (Закон “О стандартизации”, Закон “О сертификации работ и услуг”, ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и т.д.)

- нормативно-правовые  акты, принимаемые, как правило,  на уровне Правительства России;

-  локальные нормативные  акты.

Применяемые в гражданском обороте  договоры характеризуются большим разнообразием и обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими отграничивать их друг от друга.

Существуют различные  попытки классификации данного  вида договоров. Некоторые из них  приведены в нашей работе. Например, есть классификация, по которой услуги делятся на услуги в социально-культурной сфере (спорт, образование, медицина, туризм)  и на услуги в сфере хозяйственной деятельности (аудиторские услуги). Есть видовое деление услуг: услуги связи; ветеринарные услуги; ритуальные услуги; гостиничные услуги; услуги общественного питания  и др.

Вторая глава нашего исследования посвящена поэлементной характеристике договора возмездного оказания услуг. Нами отмечено, что в основе правового  регулирования договора на возмездное оказание услуг лежит закрепленный в ст.421 ГК РФ принцип “свободы договора”.  Относительно формы заключения данного договора отмечено, что законодатель не устанавливает обязательной письменной формы для договоров возмездного оказания услуг. Стандартная форма договора должна содержать блоки, носящие информационно-описательный характер, в которых будет дана вся необходимая, исчерпывающая информация предоставляемой услуги.

Таким образом, рассматривая договор на возмездное оказание услуг, можно выделить основные способы их заключения:

-  изложение в документе, содержащем существенные условия договора, подписанного руководителем учреждения, услугодателем и услугополучателем;

-  в виде публичной  оферты, на которую получено согласие  услугополучателя путем оплаты услуг или другим предусмотренным законом способом;

-  в виде письменного  заявления заказчика, в котором  указываются существенные условия  договора и в соответствии  с которыми ему оказаны платные  услуги.

Итак, при заключении договоров  на возмездное оказание услуг следует руководствоваться гл.28 ГК РФ “Заключение договора”, гл 39 ГК РФ “Возмездное оказание услуг” и специальными нормами, регулирующими данный вид деятельности.

В качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает  полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности. Предметом договора могут быть как материальные, так и нематериальные услуги.

Очень важным на данный момент является вопрос о системе нормативных актов, регулирующих качество предоставляемых услуг. В эту систему входят:  Гражданский кодекс РФ; Закон РФ от 10 июня 1993г. “О стандартизации”; Закон РФ от 10 июня 1993г “О сертификации работ и услуг”; Закон “О защите прав потребителей”; подзаконные акты с учетом предмета договора возмездного оказания услуг.

При рассмотрении ответственности  за неисполнение обязательств по данному  договору необходимо исходить из следующих  моментов: в данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности, нормативную основу которой составляют правила ст.15 ГК РФ “Возмещение убытков”, гл 25 ГК РФ “Ответственность за неисполнение обязательств”, гл 39 ГК РФ, ряд статей Закона “О защите прав потребителей”, а также нормативные акты, регулирующие услуги с учетом специфики.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Нормативно-правовые  акты

1.Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993г // Российская газета.- №237.- 25 декабря

2. Гражданский кодекс  РФ, ч.1  от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ ( в ред. от 05.02.2007г.) // СЗ РФ. – 1994.-№32; СЗ РФ.-2005.-№30; Парламентская газета.- 08.02.2007г.

3. Гражданский кодекс РФ, ч.2 от 26 января 1996г  №14-ФЗ ( в ред. от 20.04.2007г.) // СЗ РФ.- 1996.- №5 – ст.410; Российская газета.- 25.04.2007.

4. Налоговый кодекс РФ, ч.1 от 31 января 1998г. №146-ФЗ ( в ред. от 27.07.06г.) // СЗ РФ.- 1998.- №31.-ст.3824

5. Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 7августа 2001г. №119-ФЗ  ( в ред. от 03.11.2006г.) //СЗ РФ – 2001.- №33 - 3422; СЗ РФ.-2005.- №1.

6. Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г.№ 128-ФЗ ( в ред. от 05.02.2007г.) // СЗ РФ – 2001. - №33; СЗ РФ.-2005.- №27.; Парламентская газета.- 08.02.07г.

7. Федеральный закон “Об основах туристской деятельности РФ” от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ ( в ред. от 22.08.2004г.) //СЗ РФ. – 1996.- №49.- ст.5491

8. Федеральный закон  РФ “Об образовании” от 10 июля 1992г . № 3266-1 ( в ред. от 05.12.2006г.) // СЗ РФ. – 1996. - №3.- ст.150

9. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 №2300-1 ( в ред. от 25.11.2006г.) // СЗ РФ -1996.- №3.- ст.140

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации