Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)
  1. наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  2. вид услуги (работы);
  3. цена услуги (работы);
  4. точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
  5. отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесении аванса при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  6. даты приема и исполнения заказа;
  7. гарантийные сроки на результаты работы, если они предусмотрены законом, либо обычаем делового оборота;
  8. должность лица, принявшего заказ и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ и другие необходимые данные.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор, исполняемый в присутствии потребителя, может оформляться также путем  выдачи кассового чека, билета и  т.д. Отсутствие документа, подтверждающего  заключение договора на производство работ (оказание услуг), в случае, если исполнитель откажется выполнять ваши требования в добровольном порядке, значительно затрудняет процесс доказывания  в суде, так как в данном случае факт заключения договора может быть подтвержден только свидетельскими показаниями.

Закон устанавливает, что  исполнитель обязан осуществить  выполнение работы (оказание услуги) в  срок, установленный Правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В тех случаях, когда выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание автомобиля и т.д.), должны быть указаны не только общий срок действия договора, но и периодичность выполнения работ или услуг (например, ежемесячно, ежеквартально или раз в полгода). Сроки осуществления некоторых видов определены Правилами, в остальных случаях срок определяется соглашением исполнителя и потребителя. Неисполнение сроков влечет серьезные последствия для исполнителя, а потребителю предоставляются дополнительные права. За нарушение сроков начала и (или) окончания оказания услуги (выполнения работы) исполнитель должен уплатить вам за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% оказания услуги (выполнения работы), а если цена договором не определена – общей стоимости заказа.  В Законе названы три вида нарушений срока выполнения работ и оказания услуг:

-исполнитель своевременно  не приступает к выполнению  работы (оказанию услуги). О таком  нарушении речь может идти только тогда, когда Правилами выполнения определенного вида работ (оказания услуг) или заключенным Вами договором определен именно срок начала выполнения работы (оказания услуги).

-работа выполняется  (услуга оказывается) настолько  медленно, что становится очевидной невозможность ее окончания в срок.

         -исполнитель просрочил окончание  выполнения работы (оказания           услуги), предусмотренное предусмотренное  Правилами или сроком договора. 

Если исполнителем допущены указанные нарушения, то потребитель вправе предпринять следующие действия:

1. он может исполнителю  назначить новый срок, в течение  которого тот должен приступить  к выполнению работы (оказанию  услуги) и (или) выполнить ее. Новый  срок указывается в договоре;

2. потребитель вправе поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу, а свои затраты на это взыскать с исполнителя, нарушившего срок выполнения работы (оказание услуги);

  1. потребитель может требовать уменьшения вознаграждения за услугу;

4. потребитель вправе  расторгнуть договор и потребовать возмещения  убытков.

При расторжении договора исполнитель должен вернуть потребителю  аванс, если он выдавался исполнителю, и остатки материалов, если работа выполнялась из материалов заказчика.

За нарушение сроков начала и (или) окончания оказания услуги (выполнения работы) исполнитель должен уплатить вам за каждый день просрочки (час, если в срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена договором не определена – общей стоимости заказа. При этом общая стоимость неустойки не может превышать стоимости отдельного вида работы (услуги) или общей стоимости заказа, если стоимость работы (услуги) отдельно не определена договором. В соответствии со ст.4 Закона исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует условиям договора. Если в договоре такие условия отсутствуют, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) так, чтобы полученный результат был пригоден для целей, для достижения которых обычно используется работа (услуга) такого рода.

В случае обнаружения  недостатков во время приемки  результата работы или во время его  использования потребитель вправе потребовать:

  1. безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (это      требование подлежит  удовлетворению до 20 дней);
  2. соразмерного уменьшения установленной за работу цены (до 10 дней);
  3. безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами (до 10 дней).

Любое из названных требований может быть предъявлено при принятии выполненной работы, которые невозможно было обнаружить при принятии, могут  предъявляться в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в  разумный срок, в пределах двух лет  со дня принятия работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином имуществе.

При возникновении спора  между исполнителем (изготовителем) и потребителем, потребителю рекомендуется  предъявить претензию в письменной форме. Все споры, возникающие из договора на выполнение работы (оказание услуги), при невозможности их разрешения по обоюдной договоренности, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.   

При заключении любого договора на выполнение работ (оказание услуг) потребителя интересуют три вещи:

- сроки выполнения работ (оказание услуг);

-  качество выполненных  работ (оказанной услуги);

-  цена, которую необходимо  уплатить изготовителю.

В ст.27 Закона “О защите прав потребителей” определены правила о сроках выполнения работ или оказания услуг потребителям, которые (устанавливаются либо правилами выполнения отдельных видов работ,  оказания отдельных видов услуг) – законные сроки, либо договорные. В гражданском законодательстве РФ различают следующие виды сроков: нормативные сроки, договорные и судебные.

Одним из важнейших критериев  оценки уровня работ и услуг является соблюдение сроков их выполнения. Основной  правовой формой  регулирования  сроков выполнения работ и услуг  является государственное регулирование.

Стороны могут в договоре предусмотреть сроки завершения каждого этапа. Например, при заключении договора на туристическое обслуживание стороны вправе оговорить отдельно срок получения визы и срок самой поездки. В случае, если виза не будет получена вовремя, потребитель сможет отказаться от поездки без каких-либо материальных потерь. Таким образом, воспользовалась своим правом Дятлова С., по иску которой Батайский городской суд расторг договор с туристической фирмой “Азимут” и возместил ей понесенные убытки и компенсировал моральный вред. Причиной иска послужило несвоевременное приобретение билетов туристической фирмой.

Необходимо отметить, что для потребителя установление точных сроков выполнения в его пользу работ или оказания ему услуг  имеет особо важное значение. С помощью этих сроков определяется, в какой момент исполнитель

нарушил эти сроки (т.е. просрочил срок исполнения работы или  оказания услуги). В случае наступления  такого момента у потребителя  возникают соответствующие права, о которых он заявляет исполнителю. Подобные претензии к авиаперевозчику и исковое заявление можно использовать, если авиаперевозчик нарушил взятые на себя обязательства по срокам доставки.

При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать  возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу). Например, потребитель заказал пошив платья из материала ателье, но из-за нарушения сроков пошива решил расторгнуть договор. Несмотря на то, что ателье уже понесло расходы: работал мастер, раскроен материал, ателье не может требовать от потребителя возмещения понесенных расходов, Однако из этого правила могут быть исключения.

Так, в случае, если потребитель  решит принять часть выполненной  работы (оказанной услуги) у исполнителя, расходы исполнителя, затраченные на ее выполнение, независимо от факта расторжения договора подлежат оплате. К примеру, потребитель заказал строительной организации постройку дома, но после строительства фундамента, он, недовольный просрочкой строительства, решил отказаться от дальнейших услуг этой организации. При этом он оставляет построенный фундамент и должен оплатить работу организации по строительству фундамента.

Одновременно с любым  из вышеуказанных требований потребитель  вправе заявить требование о возмещении убытков, причиненных в связи с нарушением сроков выполнения услуг. Например, из-за нарушения сроков строительства дома потребитель был вынужден арендовать квартиру. Стоимость аренды впоследствии может быть взыскана с исполнителя в качестве возмещения убытков.1  Кроме возмещения убытков, вызванных нарушением сроков начала и окончания работ, закон предусматривает ответственность просрочившего исполнителя в форме неустойки. Неустойка взыскивается со дня, следующего за днем, к которому работа (услуга) должна быть начата или выполнена, и прекращается началом или окончанием исполнения работы.

Размер неустойки определяется  исходя из цены работы (услуги) или договора (заказа), сложившейся в том месте, где требование потребителя должно быть удовлетворено, в день добровольной выплаты или в день вынесения судебного решения. Исполнитель обязан выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно, в противном случае  требования потребителя удовлетворяются через суд.

Так, согласно определению № 5В-96 -39 Б. обратился в суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью о взыскании неустойки, ссылаясь на то, что в сентябре 1993г.заключил с ответчиком договор  на строительство коттеджа, но тот был построен с нарушением установленного договором срока. Решением суда иск удовлетворен частично: в пользу Б. взыскана  неустойка в размере 11125000 рублей. Кассационной инстанцией данное решение отменено, размер неустойки, подлежащей взысканию в пользу истца, снижен до 1900125 рублей. Постановление президиума городского суда указанное определение оставлено без изменения.

Судебной коллегией  по гражданским делам Верховного суда РФ удовлетворен протест, внесенный  в порядке судебного надзора: вынесенные по делу судебные постановления  отменены, и дело направлено на новое судебное рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.29 Закона РФ от 7 февраля 1992г. “О защите прав потребителей” в случае нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за

каждый день просрочки  неустойку в размере трех процентов от стоимости работы (услуги), а если стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не определена – общей стоимости заказа. Согласно п.1 ст.14 того же закона условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, предусмотренными законодательством, признаются недействительными.

Установлено, что в  сентябре 1993г. стороны заключили  договор на строительство коттеджа, и тот построен товариществом  с нарушением срока. В случае нарушения сроков сдачи готового объекта договором предусмотрена выплата подрядчиком заказчику неустойки за каждую неделю задержки в размере 0,1% от суммы договора. Разрешая спор и взыскивая в пользу Б. неустойку за нарушение окончания строительства в размере 3% за каждый день задержки, суд правильно указал, что, поскольку условие заключенного сторонами договора о размере этой неустойки ущемляет права истца по сравнению с правилами, установленными законодательством, указанное условие является недействительным, и следует исходить из предусмотренных ст.29 Закона РФ “О защите прав потребителей” требований.

Довод кассационной инстанции и  президиума о том, что в данном случае при расчете неустойки  за нарушение срока окончания  строительства следует руководствоваться не законом, а договором, а также довод судебной коллегии о том, что нужно применять п.1 ч.1 ст.14 названного закона только в случае, когда в результате выполнения условий договора, ущемляющих права потребителей, у него возникли убытки, нельзя признать правильными, поскольку эти доводы противоречат требованиям закона.

В ст.29 установлены юридические  последствия выполнения работы (оказания услуги) с недостатками.  Закон  устанавливает три основания  расторжения договора потребителем при обнаружении недостатков выполненной работы (услуги):

- неустранение недостатков  в установленный договором срок;

- обнаружение существенных  недостатков работы (услуг);

- обнаружение иных  существенных отступлений от  условий договора.

При обнаружении недостатков в выполненной работе (услуге) потребитель имеет право по своему выбору потребовать:

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации