Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа
Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70
- Налоговом кодексе РФ, который возлагает обязанности по контролю за поступлением налогов в бюджет именно на налоговую службу.
Источники правового регулирования туристических услуг.
Развитие рынка туристских услуг в России характеризуется значительным ростом объема оказания услуг, и прежде всего, в сфере международного выездного туризма, а также ростом числа компаний, занятых в этом секторе.
Законодательную основу туризма в России составляет Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1 и 2).
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Закона РФ “Об основах туристской деятельности РФ”. Следует отметить, что Закон РФ о туризме принят в виде Основ законодательства, и, следовательно, в значительной части статей и положений не имеет прямого действия. Он предполагает принятие субъектами Федерации своих законов о туризме, учитывающих местные и региональные особенности развития туризма, уровень развития туристской индустрии и значимость туристских ресурсов. Кроме того, используются такие документы как “Воздушный кодекс РФ”, Закон РФ “О стандартизации РФ”, “О сертификации продукции и услуг”, “Закон о рекламе”, “Постановление Правительства РФ “Правила предоставления гостиничных услуг в РФ”, “О лицензировании международной туристической деятельности”.
Вышеперечисленный перечень
нормативно- правовых актов, регулирующих
отношения предприятий
отличие от многих других видов возмездных услуг, туристские услуги, в том числе международные, имеют особую специфику. Ее суть состоит в том, что помимо гражданского законодательства, туристская деятельность регламентируется Законом “О защите прав потребителей”. Однако и ГК РФ, и Закон “О защите прав потребителей” содержит ряд отсылочных норм, предполагающих существование специальных нормативно-правовых актов РФ. Так как туристская деятельность является предпринимательской, то ее наличие или отсутствие в действиях лица определяется в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли и т.д. Субъектами туристской деятельности являются профессионалы – туроператоры и турагенты, которые согласно ст.1 Закона о туристской деятельности являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, действующими на основании лицензии. 8 августа 2001 г. принят ФЗ №128 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон устанавливает лицензирование в целях защиты прав и интересов туристов. В ст.17 указано, что лицензированию подлежит: туроператорская деятельность; деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Анализируя законодательство “Об основах туристской деятельности в РФ”, хотелось бы отметить, что современное российское законодательство требует серьезного анализа как в научной, так и периодической литературе.
В целом законодательство РФ, регулирующее отношения в сфере туризма, развито крайне слабо, и для нормального правового существования турбизнеса в РФ не хватает многих правовых актов.
Таким образом, проанализировав базовые положения рассматриваемых договоров на возмездной основе, можно представить систему источников правового регулирования следующим образом:
- Гражданский кодекс
РФ впервые предусмотрел
норм гл.39 ГК РФ, правовое регулирование договоров на возмездной основе осуществляется также нормами ГК об общих положения о подряде, бытовом подряде, если это не противоречит нормам гл 39 ГК или особенностям предмета договора услуг;
- ФЗ “О защите прав потребителей”;
- Законы РФ – базовые
законы, детально регулирующие
- в данную систему должны входить Законы РФ, регулирующие качество, лицензирование услуг (Закон РФ “О стандартизации”, Закон “О сертификации работ и услуг”, ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и т.д.
- нормативно-правовые акты, принимаемые, как правило, на уровне Правительства России (“Правила бытового обслуживания населения” и т.д.)
- локальные нормативные акты.
Систематизация источников
правового регулирования
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг
Применяемые в гражданском
обороте договоры характеризуются
большим разнообразием и
В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг.
Попытки классификации договоров оказания услуг были проведены отечественными цивилистами Е.Д.Шешениным “Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг”1, А.Ю.Кабалкиным “Гражданско-правовой договор”2 и др. (Приложение 1)
М.И. Брагинский,- отмечает Шешенин Е.Д.,- к понятию услуги, как предмета договорного обязательства, в основном относит только те договоры, по которым услуги получают граждане, а тем самым договорные обязательства с участием граждан. Иными словами, в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают “особую потребительскую стоимость в виде деятельности обслуживающей организации.”3
Правовым средством
Е.Д.Шешенин делит договоры в сфере обслуживания на две группы: договоры, урегулированные действующим законодательством, и договоры, не урегулированные им. К числу таких договоров, не урегулированных в законодательном порядке, относится договорной тип – договоры услуг.4
По мнению А.Ю.Кабалкина, к договорам услуг принадлежат все договоры в сфере обслуживания, поэтому для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.
Дифференциация договоров услуг, по мнению А.Ю.Кабалкина, обусловлена рядом объективных признаков. Одним из оснований является различие в общественных отношениях, регулируемых отдельными видами договоров услуг. По этому признаку следует все договоры разбить на несколько больших групп:
1). договоры, по которым
услуги оказывают предприятия “
2).договоры, по которым
оказание услуг направлено на
достижение определенного
3).договоры, направленные
на оказание услуги
4). договоры услуг,
направленные на оказание
5). договоры, направленные
на оказание услуг
Проводя анализ данной классификации договоров услуг с ныне действующим ГК РФ, можно сказать, что часть этих договоров вошла в самостоятельные, отдельные главы, а часть из них выделена в отдельную небольшую главу 39 ГК под названием “Возмездное оказание услуг”.
Итак, первая группа классификации договоров, проведенная А.Ю.Кабалкиным, нашла свое закрепление в главах ГК РФ; в самостоятельной главе 40 ГК – перевозка, связь же в – гл 39 ГК; вторая группа договорных отношений – гл. 49 ГК – поручение, гл.51 ГК – комиссия, третья группа договорных отношений нашла свое закрепление в гл 41 – транспортная экспедиция. Данная глава 41 ГК РФ, впервые в нашем праве на уровне закона устанавливает систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции. Четвертая группа – гл. 47 ГК – хранение и все остальные “нехозяйственные договоры”. И последняя группа договоров – пятая группа договоров, за небольшим исключением, вошла в гл. 39 ГК РФ.
В п.2 ст.779 ГК приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под действие правил настоящей статьи. Этот перечень не исчерпывающий, поскольку позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового регулирования еще не устоялась.1
Анализ данной статьи показывает, что впервые в гражданское законодательство вошли договоры на возмездное оказание услуг социальной сферы. Однако выявить какую-либо закономерность в последовательности расположения договоров услуг едва ли возможно.
Известна классификация
К непроизводственной сфере в России традиционно относили жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт, культуру и искусство и т.д.
На основании вышеизложенного услуги можно классифицировать по сферам деятельности:
1). услуги, оказываемые в социально-культурной сфере;
2). услуги, охватываемые
в сферах хозяйственной
Для данной классификации характерно то, что услуги, оказываемые в социально-культурной сфере, предоставляются физическим лицам (потребителям). К данным услугам относятся: медицина, образование, спорт, культура, туризм, связь и т.д. Однако к данной сфере не следует относить аудит, поскольку аудиторские услуги предоставляются субъектам предпринимательской деятельности, 2 поэтому их следует относить к услугам, оказываемым в сфере хозяйственной деятельности.
Видовое деление услуг может строиться по различным критериям. Ст.779 ГК РФ дает примерный перечень такого видового деления. Основываясь на положениях ГК и ином законодательстве, регламентирующем возмездное оказание услуг, по указанному основанию можно выделить следующие их основные виды:
- услуги связи и информации;
- медицинские услуги
и услуги социального
- ветеринарные услуги;
- аудиторские услуги;
- правовые услуги;
- туристско-экскурсионные услуги;
- услуги по обучению;
- услуги общественного питания;
- гостиничные услуги;
- ритуальные услуги;
- спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные услуги;
-культурно-зрелищные услуги.
Приведенная классификация услуг является основной классификацией услуг в сфере так называемого нематериального производства, а отсюда вытекает следующая классификация договоров услуг:
Данная классификация позволит улучшить понимание договора,
выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику услуги в возмездном договоре.
Для более четкого разграничения договоров на выполнение работ и договоров по оказанию услуг представляется необходимым дать юридическое определение понятию “услуги”, которое не было дано в ГК РСФСР 1964 года, а также в действующем законодательстве. Это позволяет определить услуги различными дефинициями.1
Термин “услуги” имеет английское происхождение.
Понятие “услуга” в российском праве имеет довольно “размытые границы”, трактуется учеными и практиками по-разному и обладает множеством смысловых оттенков. Это прежде всего объясняется разнообразием договоров, относящихся к обязательствам по оказанию услуг, как договорному типу, имеющему специфический, отличительный от других договорных типов предмет обязательства.1
Под услугами понимают огромное
разнообразие видов деятельности и
занятий. Некоторые авторы, рассматривая
отношения в сфере
1. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, то есть услуги неосязаемы. Их невозможно увидеть, попробовать на вкус, или понюхать до момента приобретения.
Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации