Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

-  ответственность  сторон;

- срок действия договора;

-  прочие условия;

-  дату подписания  договора сторонами;

-  место подписания;

-  прочие условия;

-  банковские реквизиты  сторон;

-  оттиск, печать стороны,  являющейся юридическим лицом.1

Таким образом, рассматривая договор на возмездное оказание услуг, можно выделить основные способы их заключения:

1). изложение в документе, содержащем существенные условия договора, подписанного руководителем учреждения (или уполномоченным лицом), услугодателем и услугополучателем;

2). В виде публичной оферты, на которую получено согласие услугополучателя (акцепт) путем оплаты услуг или другим предусмотренным законом способом;

3) в виде письменного  заявления заказчика, в котором  указываются существенные условия договора и в соответствии с которыми ему оказаны платные услуги.

Необходимо также отметить, что поскольку все договоры гл.39 имеют свои особенности, то при их заключении необходимо учитывать специфику предоставляемой услуги.

Итак, при заключении договоров на возмездное оказание услуг следует руководствоваться гл.28 ГК РФ “Заключение договора”, гл.39 ГК РФ “Возмездное оказание услуг” и специальными нормами, регулирующими данный вид деятельности.

Основной для договорного права  принцип – неизменность договора. В нем проявляется известное со стороны римского права требование: “Договоры должны исполняться”.1

Вопросы изменения и  расторжения договора регулируются общими нормами, посвященными  прекращению  и изменению обстоятельств, если эти нормы не расходятся со ст.450-453 ГК РФ, специально посвященными особенностям изменения и расторжения договоров.

В отличие от общего правила  о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст.310 ГК), в договоре возмездного оказания услуг и заказчик и исполнитель могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст.782 ГК):

-  изменение и расторжение  договора возможны по соглашению  сторон, его подписавших (ст.450 ГК  РФ). Изменение договора оформляется  приложением к договору, которое подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора. Как правило, изменение договора касается следующих условий: содержания, формы, сроков и т.д.;

-  заказчик вправе  расторгнуть договор в случае, если им обнаружены существенные  недостатки оказанной услуги или иные существенные отклонения от условий договора (ст.450 ГК РФ и ст. 29 ФЗ “О защите прав потребителей”).

-  договор считается  расторгнутым в случае одностороннего  отказа от исполнения договора  полностью или частично, когда  такой отказ допускается законом или соглашением сторон (ст.450 ГК РФ);

-  основанием для  изменения или расторжения договора  является существенное изменение  обстоятельств, из которых стороны  исходили при заключении договора (ст.451 ГК РФ).

Содержание ст.451 ГК РФ сводится к следующему:

Во-первых, в ней указан критерий, которым следует руководствоваться  для признания изменений существенными. Имеются в виду такие изменения  обстоятельств, при разумном предвидении  которых стороны вообще не стали  бы заключать между собой договор, либо заключили бы его на значительно отличающихся условиях.

Во-вторых, установлено, что при изменении обстоятельств  стороны могут попытаться по соглашению между собой изменить договор  с тем, чтобы привести его в  соответствие с обстоятельствами (например, увеличив цену услуг, перенеся срок исполнения) или достичь соглашения о его расторжении.

В-третьих, если указанного выше соглашения достичь не удалось, то стороны могут потребовать  в суде либо расторжения договора, либо его изменения.

В-четвертых, изменение и расторжение договора может проводиться и по другим основаниям, предусмотренным законодательством или указанном в самом договоре.

Следует отметить, что  вышеуказанное не означает, что договор  на возмездное оказание услуг может  быть изменен или расторгнут автоматически, если одна из сторон заявляет о таком намерении, имея на то основания. Для изменения или расторжения любого договора необходимо согласие другой стороны, либо без согласия другой стороны – решение суда. Изменение договора означает сохранение обстоятельств, но в измененном виде: при этом во всем, что не затронуто изменением, обязательство сохраняется в прежнем виде.

 

2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг

 

В ст.779 ГК РФ сформулировано определение договора возмездного

оказания услуг. “По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги”. Из определения данного договора вытекает, что одна сторона – исполнитель – несет обязанность по оказанию услуг и вправе требовать денежное вознаграждение, а другая сторона – заказчик – наделена правом на получение услуг и несет обязательство по их оплате.

В договоре возмездного  оказания услуг стороны именуются  как заказчик и исполнитель. При  анализе заключаемых договоров  на оказание образовательных, медицинских, туристских, аудиторских услуг обращает на себя внимание то обстоятельство, что  стороны в договоре чаще всего именуются иначе, чем в гл.39 ГК РФ. В экономическом аспекте этого отношения субъекты называются как производитель и потребитель. В юридическом аспект указанные стороны представлены соответственно как исполнитель и заказчик. В профессиональном же плане стороны представляют: врач, педагог, аудитор и пациент, студент, клиент.

Это объясняется прежде всего  спецификой данных договоров услуг, а также  указывает на комплексный характер данных отношений, и как следствие, на связь их с граждански правом.

Как известно, содержание договора образуют его условия. Любой  договор, состоящий из определенных условий, закрепляет права и обязанности  сторон. Эти права и обязанности  вытекают из существа ст.779 ГК РФ. В науке  гражданского права существует несколько точек зрения по вопросу о том, какие виды условий относятся к договорным обязательствам.

Хотя условия договора делятся на три вида: существенные, случайные и обычные, однако ключевую роль в содержании договора играют именно существенные условия. Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора.

Сегодня рыночная среда, в которой заключаются договоры на возмездное оказание услуг, требует выработки четких существенных условий по договору с учетом специфики предоставляемой услуги.

Соответственно возникает  вопрос: какие существенные условия  составляют содержание договора возмездного  оказания услуг, заключаемого между  заказчиком и исполнителем.

Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. (Приложение 4)

В качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер.1

Предметом договора могут быть как нематериальные, так и материальные услуги. Нематериальные услуги характеризуются тем, что во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в осуществленном результате, во-вторых, что услугодатель не гарантирует достижение предлагаемого положительного результата. Поэтому договор на оказание услуг носит характер рисковой сделки, где речь идет не о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а неосязаемости услуг, вызывающих проблемы, как у покупателей, так и у продавцов услуг. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до приобретения услуги, а иногда даже

после получения услуги. Продавцу сложно показать клиентам свой товар и еще сложнее объяснить, за что они платят деньги.2

 Эти риски субъективны вследствие возможного расхождения ожиданий потребителя и фактически им полученного результата от услуги. Поэтому сведения о том, в чем заключается услуга, на что можно рассчитывать, чего не следует ожидать по ее получению, составляют содержание предоставляемой потребителю информации. Такая информация предназначена для достижения единообразия в понимании заказчиком и исполнителем  содержания услуги и пределов ее действенности до начала ее оказания. Предоставление надлежащей информации обязательно в договоре с потребителем.3 Кроме того, организация, оказывающая услуги, обязана предоставить заказчику информацию о лицензии на  предоставляемый вид деятельности, о сроке ее действия и стороне, выдавшей эту лицензию (ст.9 ФЗ “О защите прав потребителей”). Информированность потребителя – одно из условий договора. За неисполнение требования в предоставлении информации организацию, оказывающую услуги, могут ожидать негативные последствия в соответствии со ст.732 ГК РФ и ст.12 ФЗ “О защите прав потребителей”.

Условия о качестве в договоре возмездного  оказания услуг является достаточно сложным для регулирования. В  гл 39 ГК “Возмездное оказание услуг” нет специальной нормы о качестве оказываемых услуг, поскольку ст.783 ГК распространяет общие положения о подряде на договор возмездного оказания услуг, то необходимо руководствоваться ст.721 “Качество работ”. По аналогии с работами применительно к услугам можно обобщить критерии качества услуг, предоставляемых гражданам хозяйствующими субъектами следующим образом: условия договора, требования, обычно предъявляемые к соответствующим услугам, с учетом предмета договора возмездного оказания услуг; обязательные требования государственных стандартов. Вместе с тем

качество некоторых  услуг определяется еще и такими понятиями, как “категория”, “ класс”, “разряд” и т.п., отражающими уровень обслуживания.

Действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность определения  требований к качеству услуг в  государственных стандартах. Эти  требования, имеющие различную юридическую силу, относятся к безопасности услуг. Закон исходит из констатации обстоятельства, что безопасность услуги должна быть обеспечена безусловно. Однако в отличие от работ, срок обеспечения безопасности услуг не установлен. Умалчивает закон и о сроках имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги.

Учитывая большое разнообразие услуг, основные потребительские требования к их качеству должны быть отражены в нормативных актах.

Очень важным на данный момент является вопрос о системе нормативных актов, регулирующих качество предоставляемых услуг, в отдельных видах договоров на возмездное оказание услуг. В эту систему входят:

- Гражданский кодекс  РФ;

-  Закон РФ от 10 июня 1993г. “О стандартизации”, который, в частности, устанавливает, что одной из целей стандартизации является обеспечение качества продукции (работ, услуг);

-  Закон РФ от 10 июня 1993г. “О сертификации работ и услуг “;

-  Закон “О защите прав потребителей”;

-  Подзаконные акты, с учетом предмета договора возмездного оказания услуг.

Итак, следующим императивным требованием закона является определение  в договоре размера оплаты услуги (ст.33 ФЗ “О защите прав потребителей”, ст. 781 ГК РФ) В научных работах авторами проведены различия понятий “возмездности” и “платности”.1

Цена услуги, которая устанавливается  исполнителем в данном договоре, тесно  связана с понятием “возмездности” и “платности”. Цена является денежной формой стоимости произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Применительно к работам и услугам используют термин “тариф”, как синоним термина “цена”.

В договоре можно использовать такую формулировку: “ Цена услуги при отсутствии необходимости выполнения других работ, не предусмотренных договором, устанавливается на уровне рублей и является приблизительной. При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных договором, они выполняются с согласия заказчика с оплатой по утвержденному тарифу”.

В предусмотренных законодательством случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем утверждения фиксированных цен, либо установления предельного размера цен. Пределы вмешательства государства в ценообразование и ценоприменение, способы прямого или косвенного воздействия на цены определены нормативными актами.

Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению государственными социальными службами, устанавливаются  органами исполнительной власти субъектов  РФ. Что касается порядка расчетов за оказанную услугу, то он определяется договором между заказчиком и исполнителем.

Вступая в договорные отношения с заказчиком, исполнитель  связан предписанием закона (ст.27 ФЗ “О защите прав потребителей”) о соблюдении срока исполнения услуги.

В договоре срок выполнения работы может определяться датой, к которой должно быть закончено выполнение работы, или датой, к которой исполнитель должен приступить к оказанию услуги. Исполнитель вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение заказчиком своих обязанностей по договору, которое препятствует исполнению договора (ст.328 ГК РФ и 719 ГК РФ).

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги или  если во время выполнения работы стало  очевидным, что оказание услуги не будет  осуществлено в срок, заказчик в соответствии со ст.28 ФЗ “О защите прав потребителей” вправе по своему выбору:

-  назначить новый  срок оказания услуги и потребовать  изменения цены;

-  поручить оказание  услуги третьим лицам или выполнить  ее своими силами и потребовать  от исполнителя возмещения понесенных расходов;

-  потребовать уменьшения  цены за выполнение работы;

-  расторгнуть договор  об оказании услуги;

-  потребовать полного  возмещения убытков.

В случае нарушения исполнителем установленных сроков выполнения услуг, он обязан уплачивать заказчику за каждый день (час) неустойку (пени) в размере 3% от стоимости услуги. Сумма взысканной неустойки не может  превышать цену оказания услуги.

При рассмотрении содержания договора возмездного оказания услуг  одновременно были рассмотрены права  и обязанности сторон, вытекающие из условий данного договора.

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации