Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Выбранная нами тема дипломной работы является весьма актуальной в настоящее время. В условиях современного российского рынка большое значение приобретает проблема комплексного исследования особенностей договоров на возмездное оказание услуг, тем более что монографические исследования по оказанию платных услуг на базе гражданского законодательства в современной России не проводились, а ранее проводившиеся, касались только отдельных аспектов данной проблемы или отдельных обстоятельств в дореформенный Российский период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг……………………………...………………………..7
1.1. История становления отношений по возмездному оказанию услуг.....7
1.2. Система источников правового регулирования отношений по
возмездному оказанию услуг………………………………………………..…….14
1.3. Классификация договоров на возмездное оказание услуг…………...27
Глава 2. Договор на возмездное оказание услуг …...……………...……………35
2.1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора……………35
2.2. Содержание договора на возмездное оказание услуг………………...42
2.3. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
возмездного оказания услуг…………………………………………………..…...48
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)………………..………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………….………………………66
Список использованных источников и литературы……………………………..70

Файлы: 1 файл

Оказание услуг.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от специфики  предоставляемой услуги каждый договор возмездного оказания услуг получил свое закрепление в соответствующих законах, а также в подзаконных актах.

Остановимся на рассмотрении некоторых источников правового  регулирования договоров на возмездное оказание услуг самых необходимых, насущных, на наш взгляд, услуг: медицинских, образовательных, аудиторских, туристических – удовлетворяющих потребности, как граждан, так и организаций в целом. (Приложение 1)

Источники правового  регулирования медицинских услуг.

Согласно Правилам предоставления платных медицинских услуг населению, отношения между медицинским учреждением и гражданином (пациентом) регулируются договором на возмездное оказание услуг только в части, которая выходит за рамки бесплатной медицинской помощи.

Медицинские услуги сверх территориальной программы государственных гарантий – платные медицинские услуги.

Основными критериями медицинской  услуги сверх территориальных программ государственных гарантий являются:

-  дополнительные медицинские  услуги гарантированному объему  бесплатной медицинской помощи;

- возмездные и иные  услуги, оказываемые за счет личных  средств  граждан, организаций  в рамках гражданско-правовых  договоров;

-  услуги, не входящие  в территориальную программу  государственных гарантий.

Содержание возмездной медицинской услуги предполагает как профессиональную услугу, так и (или) сервисные услуги при ее оказании.

Медицинские услуги сверх  государственных программ оказываются  в виде:

- профилактической, лечебно-диагностической, протезно-ортопедической, зубопротезной помощи.

В пункте 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями предусмотрено, что “государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа здравоохранения”. Между тем, отсутствуют какие-либо нормативные документы, определяющие, что собой представляют эти специальные разрешения, каков порядок их выдачи, каковы требования к учреждению, желающему получить разрешение.

Оплачивает медицинскую услугу либо плательщик по закону, либо плательщик по закону, либо плательщик по сделке. При этом необходимо четко разграничивать: за что платит государство, а за что – пациент (гражданин). Платить за лечение должен не сам гражданин, а во-первых, государство, исходя из гарантированного минимума бесплатных медицинских услуг; во-вторых, субъекты Федерации из собственных средств обязательного медицинского страхования.1

Медицинские услуги, стоимость  которых исполнителю оплачивает плательщик по закону, признаются бесплатными, остальные – платные.

Учреждения различного уровня должны вести раздельный учет по видам деятельности основной (предоставление бесплатной медицинской помощи) и предпринимательской (оказание платных медицинских услуг).2

В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998г. № 1096, определен перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, основными из которых являются:

- скорая медицинская помощь;

- амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению;

-  стационарная помощь при  определенных видах заболеваний,  перечень которых определен программой.

Перечисленные виды медицинской помощи предоставляются населению за счет бюджетов всех уровней.

В августе 1993г. Государственная Дума приняла Основы законодательства об охране здоровья граждан. В этом документе  в развитие Конституции излагаются основные принципы охраны здоровья граждан, гарантии осуществления медико-социальной помощи.

Появление современной частной  медицины в России можно отнести  к середине 90-х годов 20-го столетия ( точнее с 1994г).

Государственной Думой еще в 1998г. рассматривался законопроект о частном здравоохранении, главная идея которого – обеспечить равные условия всем медицинским учреждениям, независимо от форм собственности.

На данный момент остро стоит  вопрос и о защите прав пациента. Сегодня неспециалисту доказать вину врача в случае неудовлетворительного лечения со смертельным исходом довольно сложно. Потому подготовлен законопроект, который упорядочивает взаимоотношения врача и пациента, вводит институт экспертов, способных разобраться в спорных вопросах, как в досудебных инстанциях, так и в суде, а также определяет меру ответственности врача, в том числе уголовную. Но Закон “О защите прав пациентов” до сих пор является лишь проектом, как до сих пор нет закона “О частном здравоохранении”.

В настоящее время принят ряд  законов федерального уровня в области охраны здоровья граждан. Они касаются проблем распространения туберкулеза, проституции, наркомании, СПИДа. Федеральные законы “О наркотических  средствах и психотропных веществах”, “О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)”, “О предупреждении распространения  туберкулеза в РФ” и т.д.  уже приняты. 

Подводя итог вышеизложенному, можно  констатировать, что действующее  законодательство в области здравоохранения носит несовершенный характер, что проявляется в следующем:

1. В профессиональной медицинской деятельности затрагиваются права граждан на  жизнь, охрану здоровья. Наиболее важные и принципиальные вопросы, связанные с предоставлением медицинских услуг, с отражением особенностей и специфики этой сферы деятельности, должны найти свое решение в законе “О здравоохранении РФ” и в законе “О защите прав потребителей медицинских услуг (пациентов)”.1

2. Одним из факторов, препятствующих  успешному развитию сферы медицинских услуг, является отсутствие специальных нормативных актов, необходимых для применения конкретных решений в особо сложных нестандартных ситуациях, складывающихся при предоставлении медицинских услуг. Например, практически отсутствует правовая база регулирования трансплантации органов и тканей человека.

3. Становление частного сектора  в здравоохранении на сегодняшний  день не подготовлено. Его финансирование  находится на начальной стадии, но уже сейчас необходимо всесторонне  и глубоко изучать опыт развитых стран, выработать стратегический курс совмещения частного сектора с государственной системой, определить наиболее эффективные направления его развития. Требуется создание соответствующей правовой базы – ФЗ “О частном здравоохранении” и механизма ее реализации.

  Источники правового регулирования образовательных услуг.

К идее платного образования  можно относиться по-разному. На сегодня  уже очевидно: платные образовательные  услуги в России получили широкое  распространение и законодательное  закрепление.2

Этот факт нашел свое закрепление в ГК РФ, в который  разработчики Кодекса включили главу 39 “Возмездное оказание услуг”. К их числу отнесены среди прочих “услуги по обучению”.

Закон “Об образовании” особо выделяет платные дополнительные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются  в следующих целях:

- насыщение рынка образовательными  услугами;

-  повышение качества  жизни;

-  повышение профессионального  мастерства педагогов;

- более полное обеспечение  права человека на образование;

-  получение дополнительных  доходов.

Виды платных образовательных  услуг определяет образовательное  учреждение самостоятельно. Они должны быть записаны в уставе образовательного учреждения. Платные образовательные услуги можно оказывать при условии, что они не предусмотрены соответствующими образовательными программами, которые финансируются учредителем и государственными образовательными  стандартами.

Образовательному учреждению целесообразно  разработать локальный нормативный акт – положение о платных образовательных услугах. В этом положении можно перечислить цели услуг, дать их определение, установить порядок определения цены услуги, распределения полученного дохода, определить права, обязанности, ответственность участников этих отношений и другие условия.

На данный момент возникают проблемы в деятельности негосударственного сектора образования в системе  правового регулирования.

Правовое регулирование деятельности негосударственных образовательных учреждений, в том числе реализующих программы высшего профессионального образования, до начала 1996г. осуществлялось Законом  “Об образовании” от 10.07.1992г., а в настоящее время – Законом РФ  о внесении изменений и дополнений в Закон “Об образовании”, вступившим в силу 13 января 1996г. Законодатель при определении статуса НОУ (негосударственного образовательного учреждения) исходит из того, что нет “государственного” и “негосударственного” образования – оно едино.

Среди вопросов правового регулирования деятельности НОУ наиболее важными в настоящее время являются вопросы аккредитации и порядка ее прохождения; освобождения студентов от воинской службы.  Так, первоначально Закон “Об образовании” 1992г. предоставлял возможность прохождения аккредитации только после аттестации образовательного учреждения, условием которой являлись “положительные результаты итоговой

аттестации не менее чем половины его выпускников в течение  трех последующих лет”. Закон в редакции 1996г. предоставляет право вновь образованным учреждениям, а негосударственные вузы в подавляющем большинстве таковыми и являются, выходить на аккредитацию по итогам государственной аттестации первого выпуска обучавшихся. Успешное прохождение процедуры аккредитации создает дополнительные условия для развития НОУ.  На основании п.21 ст.50 Закона “Об образовании” 1996г. студенты негосударственных образовательных учреждений, не получивших государственную аккредитацию, не имеют льгот по отсрочке от несения военной службы на период обучения.

Развитие негосударственной высшей школы на сегодняшний день осуществляется с нарушениями существующего законодательства. Широко распространена практика создания филиалов, действующих на основании лицензии головного вуза, что противоречит ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Не менее распространенной является организационная форма “представительств вузов”, которая в современном Российском законодательстве не предусмотрена вообще. Зачастую так называемые представительства не проходят регистрацию даже в органах местного самоуправления, проводя всю хозяйственную деятельность от имени головного вуза.

Источники правового регулирования  аудиторских услуг.

Для успешного развития аудита, который  в качестве бизнеса существует  в России, нужна соответствующая нормативная база. В начале 90-х годов проводились аудиторские проверки, готовились кадры аудиторов, но все это происходило до принятия Указа Президента РФ “Об аудиторской деятельности в РФ”. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зарубежных стран. До недавнего времени правовые основы аудита в России определялись “Временными правилами аудиторской деятельности”, утвержденными Указом

Президента в Российской Федерации  от 22 декабря 1993г. № 2263 “Об аудиторской деятельности в РФ”, а в настоящее время аудиторская деятельность осуществляется на основании ФЗ от 07.08.2001г. “Об аудиторской деятельности”.

В новом законе разграничены понятия аудита и аудиторской  деятельности. Аудиторская деятельность – деятельность по “независимой” проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Понятие аудиторской деятельности дополнено предоставлением сопутствующих аудиту услуг, как профессиональных услуг, достаточно по широкому кругу вопросов, перечисленных в п.6 ст.1 Федерального Закона “Об аудите”.

Развитие в нашей стране рынка  аудиторских услуг привело к  необходимости разработки стандартов аудита с учетом как специфики  России, так и международного опыта.

Существенным достоинством Закона “Об аудиторской деятельности” является то, что он содержит механизм реализации всех его положений через стандарты аудиторской деятельности. Ведь именно из-за отсутствия такого механизма многие нормы, указанные во Временных Правилах, не действовали на практике.1

Развитие в нашей стране рынка  аудиторских услуг привело к  необходимости разработки стандартов с учетом как специфики России, так и международного опыта.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.2

Итак, оказание аудиторских  услуг должно базироваться прежде всего  на:

- Гражданском кодексе РФ (ч.1,2);

- гл. 39 (возмездное оказание услуг);

- ФЗ “Об аудиторской деятельности”, который не должен противоречить гражданскому законодательству;

-  Правилах (стандартах) аудиторской  деятельности, которые реализуют  нормы ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

Информация о работе Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации