Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, реферат
Главной идеей очередного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".
------------------------------
<1> См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: Политико-правовые аспекты. М., 2005. С. 17 - 18.
<2> Франк С.Л. Духовная основа общества: Введение в социальную психологию. М., 1992. С. 59.
<3> См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 285.
<4> Орлова О.В. Указ. соч. С. 18.
<5> Там же. С. 18.
В теории права существует также мнение, согласно которому ключевую роль в гражданском обществе играет именно семья как "исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства" <1>. При этом Н.И. Матузов в подтверждение своей позиции апеллирует к высказываниям Гегеля и К. Маркса. В частности, Гегель считал именно семью первым базисом государства, сословие - вторым <2>. К. Маркс также писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства" <3>. Мы полностью разделяем точку зрения Н.И. Матузова, согласно которой семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества <4>.
------------------------------
<1> Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 400.
<2> См.: Гегель Г. Соч.: В 8 т. Т. 7. М., 1934. С. 72 - 73.
<3> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 224.
<4> См.: Матузов Н.И. Указ. соч. С. 400 - 401.
Интересны рассуждения о соотношении семьи и общества, семьи и государства американского социолога А. Карлсона. Ссылаясь на известного писателя Дж. Честертона, он утверждает: "Институт семьи является "истинно анархическим" институтом - он старше, чем любой закон, и располагается вне государства. Идеал, который отстаивает семья в государстве, - свобода. Это уникальная форма контроля над государством, стремящаяся к самообновлению столь же неизменно, но более естественно, чем государство" <*>. А. Карлсон исходит из того, что семья в идеале является, и с этим нельзя не согласиться, "ареной лояльности, представляя защиту даже правонарушителям, а также всем членам семьи от возможной тирании и давления со стороны современного государства" <**>.
------------------------------
<*> Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. М., 2003. С. 21.
<**> Там же.
Характеристике семьи как социального института значительное внимание уделяется прежде всего социологами. Не ставя перед собой цели проследить все разнообразие взглядов и подходов по данному вопросу, мы присоединяемся к позиции авторитетного отечественного социолога А.Г. Харчева. Он признает семью как "обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" <*>.
------------------------------
<*> Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. С. 57.
Впоследствии такой подход к определению социального назначения семьи стал основой не только социологических, но и отдельных правовых исследований.
Характеризуя изложенные выше признаки семьи, О.Ю. Косова отмечает, что "в первую очередь семья - это социальная группа, т.е. объединение людей, обладающая определенной спецификой по сравнению с другими социальными группами" <*>. В данном случае уместно оперировать и термином "коллектив", что и предлагает А.М. Нечаева. По ее мнению, "семья - это коллектив, объединенный самыми разнообразными узами" <**>.
------------------------------
<*> Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. М., 2001. С. 14.
<**> Нечаева А.М. Семейное право. М., 1998. С. 8.
Коллектив (от лат. collectious - "собирательный") - это совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами <*>. Согласимся, что определение семьи как коллектива возможно только при совпадении общих интересов всех членов семьи, связанных между собой браком, родством и иными семейными узами. Любой коллектив, по нашему мнению, предполагает наличие не только общих интересов, но и интересов каждого из членов семьи, интересов отдельных групп в семье - родителей, супругов и др. В связи с этим характеристика семьи как ячейки общества предполагает исследование ее внутренней структуры.
------------------------------
<*> Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 288.
В современной психотерапии появилось особое направление - системная семейная психотерапия <*>. Приверженцы этой концепции рассматривают семью как живой организм, как единое целое, которое по определению больше суммы своих элементов и которое непрерывно и динамично приспосабливается к миру в каждый конкретный момент времени. Любой поступок кого-либо из членов семьи понимается ими как связанный с поступками всех остальных домочадцев по принципу замкнутой причинно-следственной цепи <**>.
------------------------------
<*> Системная психотерапия // Провизор. 2005. N 1. С. 11.
<**> Там же.
При определении семьи как социального института также характеризуется ее взаимодействие с иными социальными институтами, определяется ее место и значимость в обществе. Ф. Энгельс утверждал: "...общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул" <*>.
------------------------------
<*> Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982. С. 83.
Оставив в стороне общую критику марксистских теорий, отметим справедливость и историческую актуальность такой постановки вопроса. В изложенном высказывании проводится грань между интересами общества и интересами семьи, на чем остановимся подробнее.
Индивидуальность семьи определяется, по нашему мнению, различными признаками, имеющими объективное и субъективное наполнение. Если говорить об объективных признаках, то каждая семья индивидуальна по субъектному составу (число членов семьи, разновидности родственных связей и т.п.). Субъективные признаки определяются характером взаимоотношений между членами семьи, а именно наличием между ними разногласий, споров между данной семьей и другими семьями; субъективная характеристика предполагает также определение социальной роли семьи и каждого из ее членов.
Интересы в семье и семейных правоотношениях чрезвычайно многообразны, они взаимосвязаны, пересекаются, а нередко и противоречат друг другу. В этой связи актуальным будет обращение к определению цели семейного права, которую сформулировал еще Фридрих-Карл фон Савиньи: "Цель семейного права - естественно - нравственные жизненные отношения, постоянно вырабатываемые и осуществляемые свободным взаимодействием отдельных членов семейства" <*>.
------------------------------
<*> Савиньи Ф.-К. фон. Обязательственное право. М., 1876. С. 13.
Принципиально важно не только выявить содержание интересов, но и проанализировать грани соотношения интересов каждого из членов семьи, группы членов семьи с интересами общества и государства. В этом - ключ к исследованию проблемы иерархии интересов в семье и семейных правоотношениях. Определение названной иерархии имеет важное значение прежде всего для эффективности механизма семейно-правового регулирования.
Издавая норму права, законодатель всегда имеет в виду охрану определенных интересов. Основным критерием для установления пределов реализации (удовлетворения) интересов определенного лица служат интересы других лиц, в том числе общественные и государственные <*>. Кроме того, через законы государство вводит пределы для проявления субъективных интересов, противоречащих объективным интересам общества <**>.
------------------------------
<*> См.: Курбатов А.Я. Недопустимость злоупотребления правом как способ установления пределов реализации (удовлетворения) интересов // Хозяйство и право. 2000. N 12. С. 37 - 38.
<**> См.: Там же. С. 38.
Не случайно известный германский юрист Р. Иеринг в книгах "Интерес и право" и "Борьба и право", вышедших еще в конце XIX в., доказывал, что цель права заключается в уравновешивании интересов в обществе, в нахождении компромисса между ними <*>.
------------------------------
<*> См. кн.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54.
Русский цивилист И.А. Покровский также обращал внимание на обсуждаемую выше особенность семейных отношений. "Строение семьи и семейственных отношений, - писал он, - затрагивает самые разнообразные интересы - интересы самих членов семьи, интересы различных общественных групп, интересы государства, наконец, интересы религии, церкви. Все эти интересы перекрещиваются самым разнообразным образом, создавая возможность разнообразных и зачастую очень острых конфликтов" <*>. Отмечая такое многообразие интересов и, что очень важно, возможность их противоречий, И.А. Покровский различал внутренние и внешние интересы в семье: "Внутри семьи коллидируют интересы мужа и жены, родителей и детей; на внешнюю сторону коллидируют интересы супругов с интересами тех или других общественных групп, государства, церкви" <**>.
------------------------------
<*> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Сер. "Классика российской цивилистики". М., 1998. С. 163.
<**> Там же. С. 163.
Для того чтобы выяснить место и роль интереса в праве в целом и в семейных правоотношениях в частности, необходимо рассмотреть сущность интереса, определяемую представителями отраслевой науки. Важно заметить, что категория "интерес" является общенаучной. Понятие и содержание интереса изучают философы, социологи, педагоги, психологи и юристы. Безусловно, разноотраслевой подход к исследованию того или иного вопроса обусловливает и различное смысловое наполнение рассматриваемого понятия.
Слово "интерес" происходит от лат. interest - "иметь значение". Авторы философского словаря раскрывают содержание данного понятия как причину "действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющую их социальное поведение" <*>.
------------------------------
<*> Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 162.
Значение категории интереса издавна подчеркивается мыслителями. Так, К.А. Гельвеций считал, что интерес "есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков" <*>. Заслуживает внимания его замечание о том, что человек видит все через призму своих интересов: "На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" <**>.
------------------------------
<*> Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 346.
<**> Гельвеций К.А. Об уме. М., 1932. С. 32.
П. Гольбах рассматривал интерес как единственный мотив человеческих действий и на этой основе стремился объяснить все явления общественной жизни <*>. Г. Гегель утверждал, что ничто не осуществляется помимо интереса <**>.
------------------------------
<*> См.: Гольбах П. Избр. филос. произв. Т. 1. М., 1963. С. 311.
<**> См.: Гегель Г. Соч. Т. III. М., 1956. С. 288.
Появление в научном обороте понятия "интерес" восходит к XVII в. и связано с попытками выдающегося чешского педагога и мыслителя-гуманиста Я.А. Каменского объяснить стимулы учебно-познавательной деятельности <*>. Несмотря на то что история исследования этого понятия насчитывает уже несколько столетий, вопрос именно о правовой природе интереса до сих пор остается дискуссионным. Однако, как верно полагает И.И. Лукашук, "без учета этой важнейшей социальной категории едва ли возможно выяснить природу права и закономерности его функционирования" <**>.
------------------------------
<*> См.: Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
<**> Лукашук И.И. Указ. соч. С. 68.
Согласимся, интерес в семейном праве предполагает наличие не только непосредственно юридических, но и психологических, этических, педагогических и даже медицинских аспектов его формирования, в связи с чем приведем некоторые специальные дефиниции интереса.
"Интерес (в широком смысле) - отношение человека к различным, прежде всего социальным, объектам, которые осознаются как цели деятельности и освоение которых позволяет ему сохранить и повышать свой статус" <*>.
------------------------------
<*> Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кена. М., 1989. С. 109.
"Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности" <*>.
------------------------------
<*> Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 146.
"Интерес - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному" <*>.
------------------------------
<*> Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1994. С. 495.
При всем многообразии дефиниций и подходов к изучению интереса можно говорить о том, что к настоящему времени в науке достаточно четко сформировались три точки зрения на сущность интереса; его представляют как: субъективное явление; объективное явление; единство объективного и субъективного <*>.
------------------------------
<*> Данные теории подробно проанализированы Ю.Г. Долговым. См.: Долгов Ю.Г. Указ. соч. С. 9 - 21.
Поскольку интерес в семейном праве имеет разноотраслевое наполнение, необходимо изложить краткое содержание заявленных теорий с тем, чтобы впоследствии обосновать различия между интересом в семье и интересом в семейных правоотношениях.
В качестве субъективного явления интерес обычно рассматривается психологами, в связи с чем данная теория и получила название психологической. Известный русский психолог С.Л. Рубинштейн полагал, что интерес представляет собой не что иное, как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающую "стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упуская его из поля своего зрения" <1>. Иногда интересы определяются психологами как эмоциональные проявления познавательных потребностей человека, как источник, побудительная сила человеческой активности <2>; как одна из форм избирательного отношения личности к явлениям объективной действительности <3> и т.д. Так как во всех этих характеристиках интерес выступает исключительно как субъективное явление (субъективный интерес) - продукт деятельности мозга, проявление законов психического отражения природной и общественной реальности, в работах по данной проблематике речь идет в основном о психофизиологических характеристиках и формах проявления интереса <4>.