Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, реферат
Главной идеей очередного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".
------------------------------
<*> См.: Тихомиров Ю.А. Указ. соч. Предисловие.
Если быть более точным, то государство является выразителем интересов наделившего его соответствующими полномочиями общества (либо, что по многим моментам является бесспорным, определенной части общества). Поэтому таким опосредованным образом в проявлении интереса со стороны государства просматривается проявление интереса общества, что терминологически полностью вписывается в этимологическое толкование рассматриваемого понятия. Однако самого простого проявления интереса общества еще недостаточно для того, чтобы данный интерес мог получить оформленное подтверждение. Для этого существуют особые внутренние механизмы государства, которые должны переносить интересы общества на правовую почву, т.е. должно состояться официальное закрепление такого интереса в соответствующих нормах позитивного права, которое действует в данном государстве. Волей-неволей публичный интерес закрепляется в установленном порядке и получает свое выражение в правовых нормах как результат признания государством объективно существующих общественных интересов. Это дает публичному интересу защиту мерами государственного принуждения.
Таким образом, можно дать следующее определение понятия "публичный интерес": это признанные государством общественные интересы, выраженные в нормах права и обеспеченные принудительной силой государства. Аналогичные определения можно встретить в отечественной правовой литературе, посвященной вопросам публичного права <*>.
------------------------------
<*> См.: Там же. С. 55: "Публичный интерес - это признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития"; Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие и виды // Государство и право. 1999. N 10. С. 95: примерно то же определение; Костин А.В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство. 2002. N 3 - 4: "Под "публичным интересом" следует понимать принявшую форму сознательного побуждения и проявляющуюся в жизни в виде желаний, намерений и стремлений общую и ничью в отдельности потребность всего народа государства".
В юридической литературе встречается мнение о том, что публичный интерес - это урегулированные нормами права, исторически сложившиеся и объективно существующие социальные потребности, пути и способы их удовлетворения <*>. Однако такой подход не соответствует общепризнанному представлению о соотношении интересов и потребностей.
------------------------------
<*> См.: Сабикенов С.Н. Право и социальные интересы в период социализма. Алма-Ата, 1986. С. 17 - 18; Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара, 2004. С. 211 и др.
Специфику публичных интересов можно проследить в их соотношении с частными. Это соотношение в праве не является постоянным, неизменным, так как оно, как правило, отражает баланс политических сил, устройство государства и механизм управления, меру свободы и самостоятельности граждан, собственников и участников любой деятельности <*>.
------------------------------
<*> См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 3.
Основными критериями для установления пределов удовлетворения интересов конкретного лица служат интересы других лиц, в том числе общественные и государственные. Следовательно, выход за эти пределы и противоречие охраняемым законом интересам других лиц должны рассматриваться как интерес незаконный. Через правовое регулирование с помощью формирования определенных условий деятельности субъектов общественных отношений и ограничения проявления их субъективных интересов возможно способствовать возникновению и закреплению у этих субъектов интересов, соответствующих интересам всего общества <*>.
------------------------------
<*> См.: Курбатов А.Я. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 89.
Исходя из вышеизложенного, в понятие "частный (правовой) интерес" можно включить такие интересы субъектов права, которые не основаны на всеобщем заострении внимания в связи с их незначительностью, а точнее, в связи с отсутствием значимости для всех членов общества, отдельных его публичных институтов. Частный интерес основан на признании свободы отдельных субъектов совершать определенные действия, выражать отношение к тому или иному предмету, процессу или явлению. И если поведение в какой-либо ситуации запрограммировано в велениях, имеющих характер правовых норм, то одновременно предоставляется возможность определить характер поступка автономно, своей волей. Правовое значение такого интереса отдельных субъектов выражается помимо признания юридической силы за такими решениями по поводу частного интереса (например, за договорами) еще и в обеспечении их со стороны государства в виде гарантии защиты правомерных частных интересов. В данном случае созидательный потенциал права находит выражение в том, что касается соотношения интересов личности и общества <*>.
------------------------------
<*> См.: Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: Вопросы теории: Монография. Казань, 2005. С. 82.
В связи с этим возникает вопрос: не является ли публичный интерес доминирующим, поскольку он укрепляет положение частных лиц? Учитывая обратное воздействие права на интересы, логично также предположить, что частные интересы сообразуются с публичными, уже получившими правовое закрепление, т.е. подчиняются им. Наконец, охраняя интересы отдельных лиц, право охраняет и интересы всего общества, которое складывается из этих отдельных лиц. Ю.А. Тихомиров считает, что "в праве всегда представлены обе грани интереса (частный и публичный интересы) и приоритетность может отражать усредненность или согласованность социальных интересов" <*>.
------------------------------
<*> Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 55.
В литературе были высказаны и иные мнения, ослабляющие "позиции" частных интересов. Так, Б.Б. Черепахиным отмечалось, в частности, что и нормы частного права имеют значение в деле защиты публичных интересов <*>. Всякое право может быть тем самым сведено к публичному интересу, если взять не изолированное отношение, а тот или иной юридический институт. И.А. Покровский высказывал по этому поводу следующую мысль: "...разве то или иное строение семьи, собственности или наследования безразлично для государства как целого" - и подчеркивал "отраженное значение институтов частного права для публичных интересов государства" <**>. Ю.А. Тихомиров пишет, что публичный интерес в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает системообразующим явлением и с юридической точки зрения характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности. Общее родовое понятие "публичный интерес" сочетается с видовыми нормативными понятиями - "интересы общества и государства", "национальная безопасность", "общие интересы", "интересы наций, народов, населения", "общеэкономические интересы", "интересы экологического благополучия", "региональные и местные интересы", "корпоративные интересы". По его мнению, в концентрированном виде публичный интерес закрепляется в Конституции РФ и служит правообразующим для всех отраслей права, являясь при этом объектом отражения и закрепления и в отраслях частного права <***>.
------------------------------
<*> См.: Черепахин Б.Б. К вопросу о публичном и частном праве. Иркутск, 1926. С. 26.
<**> Покровский И.А. Указ. соч. С. 37.
<***> См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 4 - 5.
Г.Ф. Шершеневич утверждал, что "общее благо разлагается на сумму частных интересов и это дает основание утверждать, что общественные интересы охраняются правом настолько, насколько они в состоянии обеспечить благоденствие частных лиц. С другой стороны, частные интересы находят поддержку в праве и защиту лишь тогда и настолько, когда и насколько преследование их соответствует общему благу (!). Частный интерес, не отвечающий видам общества, никогда не удостоится общественной (юридической) охраны. Итак, можно утверждать, что право имеет всегда в виду только общее благо или, наоборот, только частные интересы" <*>.
------------------------------
<*> Шершеневич Г.Ф. Понятие о гражданском праве. Казань, 1898. С. 8.
Однако интересы, формирующиеся в сфере частной жизни индивида, могут не совпадать с теми интересами, которые считают для себя общими нация, общество, государство <*>. Любое общество является сложной социальной системой и не сводится лишь к сумме составляющих его индивидов. Точно так же интересы общества не сводятся к сумме частных интересов его членов. Они во многом диктуются необходимостью социального развития и нацелены в будущее <**>.
------------------------------
<*> См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 19.
<**> См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 22.
В качестве публичных интересов могут признаваться не только интересы общества в целом, но и интересы крупных социальных групп, в том числе и классов <*>. Массовость носителей интереса в этом случае имеет важное значение. Наличие статистически значимой группы лиц, объединенных общим интересом, свидетельствует о существовании публичного интереса. Экономической особенностью общественных благ служит невозможность ограничить доступ к ним большого количества потребителей, когда отдельный носитель интереса как бы растворяется, выступая лишь в качестве представителя той или иной социальной группы <**>. Применительно к предмету нашего исследования можно отметить такие статистически значимые группы, как дети, супруги, нетрудоспособные члены семьи <***>.
------------------------------
<*> В последнее время границы классовых общностей не вполне очевидны: тенденции социальной мобильности, отсутствие ярко выраженной классовой идеологии и прочие сглаживающие факторы переводят исследования общественных отношений с классовых позиций на менее категоричные платформы социальной стратификации.
<**> См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 23.
<***> Именно эти группы учитываются при разработке ежегодного доклада о положении семей в Российской Федерации.
Подобных примеров можно привести множество. И они будут подтверждать то, что общественные (публичные) интересы - это не арифметическая сумма слагаемых - частных интересов: во-первых, потому что простое механическое сложение интересов не позволяет провести анализ связей между частными интересами, не дает возможности определить тот общий стержень, на который они нанизаны, будучи по природе своей индивидуализированы в силу личных качеств субъекта-носителя; во-вторых, общественный (публичный) интерес вполне обоснованно предполагает вынесение за скобки определенных меркантильных моментов, интересных одному субъекту и хотя и не являющихся противоправными, но не соответствующих интересам других субъектов. Иными словами, общественный интерес всегда приводится к одному общему знаменателю, если пользоваться математическим термином.
Таким образом, общественный (публичный) интерес - это не просто сумма частных интересов, а значимая связь между совпадающими и одинаково важными элементами правомерных интересов множества частных лиц, исключающая иные элементы, не являющиеся значимыми для всех субъектов. По отношению к общественному интересу любой субъект может выразить свое положительное отношение в целом, даже если это и заставляет его отказаться от ряда своих частных интересов <*>.
------------------------------
<*> См.: Горшунов Д.Н. Указ. соч. С. 90.
На наш взгляд, именно в семейных правоотношениях общественный интерес имеет особое значение и специфику реализации. Семья как социальный институт подвергается воздействию всех социальных норм, и в большей степени норм морали и нравственности, традиций и обычаев, религиозных норм и других, не имеющих правового выражения. Общественное мнение по поводу поведения члена семьи, формирования жизненного уклада той или иной семьи может оказать достаточно сильное влияние на частные интересы отдельных членов семьи, на интересы семьи в целом. Таким образом, общественный интерес в семейных правоотношениях по своей значимости равен государственному, хотя, безусловно, имеет специфику содержания и форм реализации.
Иными словами, возникающая проблема сочетания частного и публичного интересов требует решения, которое выражается в необходимости определения оптимального варианта границ, или рамок, частноправовых приоритетов и недопустимости противопоставления публичных и частных интересов друг другу. Противопоставления между этими интересами не может быть, поскольку публичное право призвано охранять интересы отдельной личности посредством охраны общества в целом. При столкновении этих интересов приоритет интересов общества может иметь место только при условии обеспечения интересов индивида, что достигается законодательным установлением максимальных гарантий для граждан, исключающих возможность злоупотребления их правами <*>.
------------------------------
<*> См.: Шевчук С.С. Проблемы сочетания частных и публичных интересов при реализации прав граждан в сфере здравоохранения // Актуальные проблемы правоведения. 2003. N 3. С. 192.
Нам представляется обоснованным следующий вывод о соотношении публичного и частного интересов: частный интерес не может быть реализован вне публичного правопорядка, а публичный интерес утрачивает смысл, если он прямо или косвенно не направлен на обеспечение реализации частного, т.е. должен быть паритет интересов. Частные интересы, реализуемые в семейных правоотношениях, можно определить как охраняемые правом интересы, присущие отдельным членам семьи или их группам.