Проблемы органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе, выявить его характерные черты и особенности, а также определить сущность проблематики реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы и правоприменительную практику местного самоуправления в РФ;
- выявить приоритетные направления развития местного самоуправления в России;
- раскрыть сущность местного самоуправления на примере муниципального образования город Благовещенск.

Содержание работы

Введение
1. Местное самоуправление в России: современное состояние и актуальные проблемы
1.1 Правовые основы и правоприменительная практика местного самоуправления в РФ
1.2 Структурная организация местного самоуправления
1.3 Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления
2. Приоритеты развития местного самоуправления в России
2.1 Рационализация системы разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.2 Структурная модернизация местного самоуправления
3. Местное самоуправление на примере муниципального образования город Благовещенск
3.1 Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
3.2 Система органов местного самоуправления муниципального образования город Благовещенск
3.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления города Благовещенск
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 164.99 Кб (Скачать файл)

В сфере здравоохранения предлагается закрепить за субъектами Федерации и высокотехнологичной медицинской помощи, на уровень же местного самоуправления передать функцию оказания первичной стационарной, амбулаторной и поликлинической помощи. При этом объемы предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг должны устанавливаться исключительно на том уровне власти, на котором закрепляется соответствующая функция. Более значительную роль здесь должна сыграть система медицинского страхования. В частности, в формировании Фонда обязательного медицинского страхования должен принимать участие и Пенсионный фонд – за находящееся на пенсии население.

Одной из важнейших функций местного самоуправления является предоставление населению жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на высокую степень участия населения в их оплате, определяющей остается роль муниципальных властей. Объемы бюджетного финансирования отрасли составляют приблизительно 50%. В целях повышения прозрачности и эффективности экономического функционирования жилищно-коммунального хозяйства необходим переход от компенсационного порядка предоставления и оплаты льгот различных категорий граждан к адресному. Также требуется сформировать более четкий механизм ответственности местных властей за качество исполнения ими функции предоставления жилищно-коммунальных услуг17.

Устранение  и предотвращение проблем в местном  самоуправлении – важная задача проводимой в стране реформы местного самоуправления. Местную власть чаще всего ругают за то, что в решении простейших вопросов жизнеобеспечения, например, водоснабжение, ремонт канализации, получение необходимой справки и т.п. со стороны органов местного самоуправления проявляется пассивность. Однако во многом это происходит не по вине чиновников, а из-за сложной и неэффективной системы управления, в которой они вынуждены работать.

 

2.2 Структурная модернизация местного самоуправления

 

Российское местное самоуправление остро нуждается в неотложной структурной модернизации. При этом структурные реформы являются не самоцелью. Критерием выбора конкретного решения в любом случае должно быть его соответствие интересам граждан и государства, снижение непродуктивных затрат, эффективность исполнения функций местного самоуправления.

Опыт функционирования российского  местного самоуправления к настоящему времени выявил основные недостатки двух базовых моделей его организации. «Поселенческая» модель, предполагающая создание множества мелких муниципальных  образований, затрудняет решение всего  круга вопросов местного значения, ослабляет финансовую базу местного самоуправления, не обеспечивает комплексного территориального развития, отдаляет органы местного самоуправления от государственной  власти и затрудняет контроль за их функционированием со стороны государства. Лишенная этих недостатков «районная» модель, в рамках которой создаются  достаточно крупные муниципальные  образования, а их количество сокращается, в свою очередь, отдаляет местную  власть от населения, ограничивает возможности  гражданского участия, затрудняет самостоятельное  решение вопросов непосредственного  жизнеобеспечения отдельных населенных пунктов. Поэтому следует выработать синтетический подход к территориальной  организации местного самоуправления, который соединит преимущества «поселенческой»  и «районной» моделей, устранит присущие им недостатки, и будет соответствовать заданным Конституцией и современной социально-экономической ситуацией требованиям18.

С одной стороны, не подлежит сомнению необходимость обеспечения максимальной близости власти к населению, реализации права каждого городского и сельского поселения самоопределяться как муниципальное образование и тем самым приобретать все права, предусмотренные статьями 130, 131 Конституции Российской Федерации (на что неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный суд). С другой стороны, в условиях жестких ресурсных ограничений столь же необходимо сохранение и развитие сложившейся районной инфраструктуры, а также закрепление ответственности за решение наиболее важных задач местного самоуправления на уровне с достаточными ресурсами. Поэтому предлагаются следующие изменения в территориальных и организационных основах местного самоуправления.

В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления предлагается закрепить двухуровневую модель, включающую в себя два типа муниципальных образования: муниципальное поселение и муниципальный район. Эта модель позволит обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал. Более того, эта модель позволит решить двуединую задачу – выстроить оптимальную систему взаимодействия местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти. В ее рамках возможно определение четких принципов и процедур разграничения полномочий и сфер ответственности между уровнями публичной власти, создание действенных контрольных инструментов (как со стороны граждан, так и со стороны государства), достижение максимальной эффективности решения социально-экономических проблем. При этом следует предусмотреть и механизмы распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающие возможность их передачи с одного уровня на другой. Такая передача должна происходить, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района – к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении), либо в коллективном (от муниципального района – ко всем входящим в него муниципальным поселениям или в обратном направлении).

Распространение двухуровневой модели местного самоуправления на крупные  города представляется нецелесообразным. На их базе предлагается создать третий тип муниципальных образований  – городской округ, сочетающий в  себе признаки как поселения, так  и муниципального района. В этом случае близость местной власти к населению будет обеспечена за счет закрепления в Федеральном законе критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей городского округа. Тем самым будет существенно увеличен количественный состав представительных органов местного самоуправления по сравнению с существующими реалиями и обеспечена более тесная связь их депутатов с избирателями19.

В рамках этой модели в компетенции  органов власти субфедерального  уровня предлагается сохранить полномочия по наделению конкретных территорий статусом муниципального образования  и установлению границ между муниципальными образованиями, исходя из исторических, географических и иных местных традиций, а также реального социально-экономического положения региона и ее отдельных  территорий.

Кроме того, предлагается более  детально определить подход к организационной  структуре органов власти муниципального уровня. Так, вышеописанные предложения  по изменению территориальных основ  местного самоуправления обуславливают целесообразность увеличения количества возможных способов формирования представительного органа муниципального района. Поскольку территория муниципального района будет состоять из территорий входящих в его состав поселений, районный представительный орган может быть образован как путем прямого избрания его депутатов населением, так и путем его формирования из представителей поселений – глав и (или) депутатов представительных органов поселений. При этом нормы представительства от каждого поселения могут быть как едиными для всех входящих в район поселений, так и индивидуальными для каждого поселения в зависимости от численности проживающего в нем населения.

В связи с низкой эффективностью деятельности исполнительных органов  местного самоуправления, в значительной мере связанной с дефицитом квалифицированных  управленческих кадров, предлагается предусмотреть возможность разграничения  функций избранного главы муниципального образования и назначаемого по контракту  главы местной администрации. Критерием  оценки работы первого явится непосредственно  выражаемая воля населения, мерилом  эффективности второго – прежде всего бюджетная эффективность. При этом бюджетная эффективность  должна быть достигнута как в отношении  использования средств местных  бюджетов и решения вопросов местного значения, так и в отношении  осуществления полномочий, переданных государственными органами, и расходования переданных вместе с этими полномочиями государственных средств. В связи  с этим предлагается закрепить не только за местными представительными  органами, но и за органами государственной  власти субъектов Федерации право  участвовать в работе комиссий по отбору кандидатур на должность назначаемого по контракту главы местной администрации, право устанавливать дополнительные требования к кандидатам, право определять условия заключаемого с ними контракта (в части их ответственности за осуществление государственных  полномочий), а также право инициировать процедуру расторжения контракта. В качестве правовых гарантий, исключающих вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность органов местного самоуправления, предлагается закрепить положения, согласно которым представители органов государственной власти не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии, а принятие окончательного решения о заключении и расторжении контракта с назначаемым главой местной администрации является исключительной прерогативой представительного органа местной власти. При этом необходимо отметить, что решение о введении самой должности назначаемого по контракту главы местной администрации (допускающее тем самым косвенное участи органов государственной власти в процедуре его назначения и отрешения от должности) должно приниматься исключительно населением конкретного муниципального образования – поскольку только населению предоставлено право определять структуру органов местного самоуправления20.

Эти меры позволят местному самоуправлению стать действительно эффективным  связующим звеном между гражданами и государственной властью, повысят  его функциональную гибкость, сформируют на территории всей страны единую и  наиболее рациональную организационную  модель местного самоуправления21.

Чтобы преодолеть препятствия, мешавшие развитию местного самоуправления, приближению его  к населению, в стране в последние  два года была проделана большая  работа, Особенно важно то, что руководство  государства приступило к разбору  законодательных завалов, определилось с правами и обязательствами  муниципалитетов, вплотную подошло  к решению вопросов их собственности  и финансовой обеспеченности. Тем  самым были намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной  и региональной властей, хотя полностью решить эту проблему пока еще до конца не удалось.

Для того чтобы цели нового этапа муниципальной  реформы были достигнуты, всем уровням  власти в самое ближайшее время  предстоит приложить серьезные  усилия в направлении укрепления организационно-правовых и экономических  основ местного самоуправления. Ведь даже самая идеальная нормативная  база сама по себе еще не является гарантом создания в стране эффективной системы  местного самоуправления. Для того чтобы конституционное право  населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки  не только законодательного характера. Помимо этого необходимы:

  1. Наличие осознанной воли в осуществлении права на местное самоуправление, т.е. активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результатах).
  2. Наличие механизмов осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие организационных структур, создаваемых населением для решения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, различные формы общественного контроля).
  3. Наличие возможности осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов.

Все три  вышеобозначенные составляющие находятся  в настоящее время в процессе формирования. Однако правовое и организационно оформление местного самоуправления протекает  значительно быстрее. В вопросах формирования эффективной экономической  базы местного самоуправления реальные результаты мизерны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти.

Очевидно, что до тех пор, пока в стране отсутствует  прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и  сохраняется экономическая зависимость  органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов  государственной власти, процесс  ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном  локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что  судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня  в прямой зависимости от результатов  поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления.

Несмотря  на имеющиеся позитивные сдвиги и  тенденции в развитии местного самоуправления, потребуется еще немало усилий, чтобы  окончательно урегулировать остающиеся противоречия. Реализация закона в  жизни, на практике – это всегда задача, как минимум, не менее сложная, а может быть, и более сложная, чем его подготовка и принятие. В этой связи выделяется ряд очевидных  приоритетов.

Первое. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательства, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований, немало сделать по информационной и экспертной поддержке этой сложной, многогранной и очень объемной работы.

Второе. Следующий важный этап – формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.

Третье. Весьма сложный и самый болезненный вопрос – о ресурсах пополнения местных бюджетов. Слишком долго длилось время так называемых повышенных обязательств при практически пустом кармане муниципальных образований, а главное – при невозможности наполнить этот карман самостоятельно.

Здесь уже  предприняты первые шаги, которые  должны изменить ситуацию, внесены  поправки в Налоговый и Бюджетный  кодексы. Главный смысл поправок в том, чтобы у муниципалитетов  появились стимулы расширять  собственную налоговую базу. Потенциальных  возможностей для развития собственной  базы на местах много. Это – малый  и средний бизнес, сфера инноваций  и услуг. Именно эти сегменты экономики  могут стать решающими для  развития внутреннего рынка и  экономического роста в стране в  целом.

И, наконец, важно повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности  и контрольные механизмы с  участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное  местное самоуправление, конечно, не состоится».

Информация о работе Проблемы органов местного самоуправления