Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа
Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Проблемы российского федерализма».
Выполнила:
Руководитель:
Рецензент:
Решение о допуске к защите: _________________
Начальник кафедры: ____________
Защищена с оценкой _______________________
Председатель предметной комиссии: __________
______________________________
«_____»____________2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства
Российской Федерации………………………………………………………
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исследование федерализма, его смысла и ценностей, роли и перспектив развития является сегодня одним из важнейших направлений изучения феномена власти в человеческом обществе. Научный поиск в этом направлении связан с нахождением ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она в итоге позволяла государству и народам эффективно осуществлять управление в интересах конкретного человека и общества в целом? Какими должны быть основополагающие идеи и принципы государственного и межгосударственного устройства, обеспечивающие создание и функционирование гармоничного общества, его мирное существование в рамках конкретного государства, межгосударственных объединений и мирового сообщества в целом? Каковы пределы децентрализации государственной власти, не разрушающие само государство, и каковы границы ее централизации, сохраняющие эффективность власти и близость ее к народу?
Ведущим научным аспектом изучения федерализма является анализ его роли в качестве принципа и режима формирования государства-федерации. Современные исследователи федерализма справедливо отмечают, что хотя и нет в мире абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы устройства обеспечивает целостность и стабильность, мир и согласие внутри них. Федерализм содержит в себе принципы позитивной, т.е. компромиссной и демократичной системы организации публичной власти и оказывается наиболее гибким способом гармонизации отношений в странах с полиэтничной культурой и стабильными характеристиками территориальной фрагментарности1; в рамках государств, для которых присущи стагнационные внутритерриториальные конфликты, создающие угрозу территориальной обособленности и сепаратизма отдельных регионов; а также служит средством объединения государств и государственных образований, тяготеющих к единому союзному образованию.
Другим важнейшим аспектом федералистских исследований является изучение потенциала федерализма как средства межгосударственной интеграции, объединения стран в конфедеративные и иные надгосударственные образования, содержащие ярко выраженные элементы федерализма. В данном случае речь идет о феномене надгосударственной федерализации, все более очевидно проявляющем себя в международных и межгосударственных отношениях2.
Наконец, федеративный подход интенсивно используется при решении задач расширения местного самоуправления, децентрализации унитарных государств.
Отношение России к федерализму как средству внутригосударственного устройства формировалось в условиях многовекового доминирования унитаристского подхода к решению сложнейших проблем отечественной государственности. Первая модель российского федерализма, сформировавшаяся и развивающаяся в годы советской власти, оказалась недолговечной и в определенной мере причастной к разрушению СССР и дезинтеграции России.3
Судьба государственности России в XX столетии была достаточно драматичной. Россия пережила две эпохи территориального раздела. В 1917 г. разрушилась Российская империя, из состава которой вышли Польша и Финляндия, заявили о государственной самостоятельности Литва, Латвия, Эстония Украина, Белоруссия, Грузия и Азербайджан и другие территории, часть из которых затем объединилась лишь на определенный период в Союз ССР. Распад Союза ССР в 1990-х годах заставил Россию и ее народ второй раз испытать территориальный раздел, следствием которого явились серьезные процессы дезинтеграции экономических, политических, социальных, гуманитарных и иных связей на постсоветском и внутрироссийском пространствах.
Два развода на территории евразийского государства свидетельствовали о необходимости выбора модели федеративного устройства, которая, образно говоря, стала бы "aurea mediocritas" (золотой серединой) между двумя крайними и несостоявшимися формами российской государственности: между унитарной российской империей и договорным союзным государством, конфедеративным по форме и унитарным по-существу.
Насколько же удачной оказалась в этом отношении новая модель государственного устройства России? Воплотила ли она в себе тот вариант федерализма, который позволил бы наконец обеспечить целостность и стабильность российского государства, его мирное и гармоничное развитие?
Д. ю. н. Конюхова И.А. считает, что Россия сегодня находится лишь на пути к такому уровню федерализации4. С принятием новой российской Конституции 1993 г. и последующим развитием законодательства удалось лишь приблизиться, но не добиться в необходимой мере гармонизации формально-юридической модели федерализма и фактически действующих отношений, составляющих правовые основы разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, снять существенные противоречия в теоретических и политических взглядах на проблемы стабильной, эффективной и демократичной государственности.
Объект исследования представленной работы - федерализм как система государственного устройства, философия и право, идея сочетания единства и многообразия в государственном устройстве, система, обеспечивающая разрешение противоречий между самобытностью и интегративными тенденциями внутри государства.
Роль федерализма в жизни Российского государства просматривается сегодня практически на всех уровнях функционирования публичной власти. Россия является федеративным суверенным государством, составной частью Союзного государства Беларуси и России, входит в Содружество Независимых Государств, другие межгосударственные объединения и международные организации. Элементы федерализма все активнее проникают и в российскую систему местного самоуправления.
Именно этому уровню федерализма, его роли в гармонизации внутригосударственных отношений уделяется наибольшее внимание в настоящей работе.
Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.
По теории Т.Гоббса, разграничение полномочий по горизонтали и вертикали позволяет победить «беспрестанное желание иметь больше власти»5. Федерализм помогает победить желание сконцентрировать власть в одних руках (по вертикали) и, таки образом, сохраняет самобытность многообразия и обустройство крупных территориально сложных и многонациональных стран. Федеративная система к современному этапу накопила богатый потенциал теории и практики демократического обустройства государств. Назрела необходимость обобщения и осмысления этого потенциала.6
Предмет настоящего исследования составляют вопросы состояния и тенденций развития современного российского федерализма, проблемы становления и совершенствования их конституционно-правовых основ сквозь призму отечественного и мирового опыта.
В работе комплексно освещены следующие аспекты:
- проблемы российского федерализма связанные с его особенностями возникновения, развития и настоящего состояния по сравнению с федерациями зарубежных стран;
- деятельность федерального центра, направленную на укрепление государственного суверенитета и обеспечение единого правового поля для федерального центра и субъектов федерации;
- усилия федеральных органов, направленные на укрепление вертикали власти, в том числе и с использованием федерального принуждения, для обеспечения жизнедеятельности и единства Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
- дальнейшее развитие демократии в стране, профессиональных начал парламентской деятельности, направленной на совершенствование федеративных отношений;
- новые тенденции в развитии российской государственности, связанные с формированием надгосударственных органов в связи с образованием Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.
1.1. Федерация как разновидность государственного устройства.
Федеративное
устройство – разновидность
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношение с центральной властью. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство – это единое государство,
внутри которого нет государственных
образований, а административно-
Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию и законодательство, в таком государстве не возникает вопрос о территориальной целостности, гражданство является единственным.
Существуют унитарные
государства, имеющие территориальные
образования с признаками федерализма.
Например, в соответствии со статьей 133
Конституции Украины систему административно-
Политическая автономия
В унитарных государствах могут быть образованы и административные автономии. Наибольшее число административных автономных образований имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы.