Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа
Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146
В-четвертых, единство политики в социально-экономической сфере в масштабах всего федеративного государства требует соблюдения и федеральными, и региональными органами государственной власти, и органами местного самоуправления в организации их деятельности учета интересов территорий и всего государства в целом, такого управления, в котором бы федеральные, региональные и местные интересы гармонично сочетались. При этом общегосударственный интерес всегда имеет перевес над региональными интересами, интерес всех граждан - над интересами отдельных территориальных общностей и этнических групп. И защищать эти интересы должна единая государственная власть.36
В-пятых, одним из важных принципов единства системы государственной власти является основанное на принципе разделения властей единство формы правления на федеральном и региональном уровнях. Безусловно, трудно представить себе федеративное государство, в котором на уровне федерации существует президентская республика, а в субъектах федерации функционирует парламентская система.37
В-шестых, единство системы государственной власти предопределяется целостностью и неприкосновенностью территории Российской Федерации, в рамках которой и реализуется суверенная государственная власть. Конституция Российской Федерации содержит предписания, определяющие территориальные границы государства. В соответствии с частью 1 ст. 67 территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, в пределах которых осуществляется единая государственная власть. Согласно части 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации, целостность и неприкосновенность своей территории обязана обеспечивать Российская Федерация. К ведению Российской Федерации относится установление статуса, режима и осуществление защиты государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Данные конституционные установления вносят унитарное начало в федеративное государство.
В-седьмых, принципиально важным для единства системы государственной власти является установление единого государственного языка на территории всей России (ч. 1 ст. 68). Государственный язык Российской Федерации является юридически обязательным языком Российского государства. Он представляет собой важную коммуникационную основу единства системы государственной власти и государственной целостности. Государственный язык используется на всей территории России в деятельности (в том числе в официальном делопроизводстве) органов государственной власти и органов местного самоуправления, при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумов, при опубликовании законов и других нормативных правовых актов38. Правила использования государственного языка в официальных сферах установлены Законом РСФСР от 25 октября 1991 года «О языках народов РСФСР. Конституция России предоставляет республикам в составе Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68). В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации и республиканские органы государственной власти обязаны обеспечить равноправие собственных государственных языков с общефедеральным государственным языком.
Трудности переживаемого Россией переходного периода объективно требуют осознания ценностного смысла единства и авторитета государственной власти.
Единство системы
Систему федеральных органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание – парламент России, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды, прокуратура.
В систему государственных органов субъектов Российской Федерации входят: законодательные (представительные) органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, мировые судьи и конституционные, уставные суды (если их учреждение предусмотрено конституциями, уставами субъектов Российской Федерации).40
По предметному, функциональному
признаку система органов
Принцип единства системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы законодательной власти.
Несмотря на отсутствие отношений соподчинения, Федеральное Собрание и законодательные органы субъектов РФ образуют систему законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации. Необходимо обратить внимание, что систему образуют не законодательные органы, а законодательная власть, поэтому речь надо вести лишь о единстве власти, а не органов. Специфика здесь заключается в том, что Конституция говорит непосредственно лишь о единстве системы органов судебной и исполнительной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что законодательная власть означает функционирование представительных и законодательных органов, строго регламентированный законодательный процесс, отношения депутатов и избирателей, систему выборов. Конечно, ядром ее выступают парламенты. Именно в таком понимании отражается системный характер законодательной власти.41
Системообразующим признаком законодательной власти выступают тесные связи и взаимодействие между элементами этой системы:
- правом региональных законодательных органов на законодательную инициативу в Государственной Думе, на участие в федеральном законотворческом процессе по предметам совместного ведения, на одобрение поправок к Конституции Российской Федерации;
- законодательные органы не являются разрозненными элементами, их объединяет общее присущее всем представительным органам - их выборность народом, осуществление властных полномочий от его имени, коллегиальная форма работы и принятия государственно-властных решений;
- при формировании законодательных органов действуют единые стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
- палаты Федерального Собрания РФ и законодательные органы субъектов федерации могут опосредованно воздействовать друг на друга, например, через обращение в Конституционный Суд РФ;
- всем законодательным органам в Российской Федерации присущи однородные цели и задачи, что тоже рассматривается признаком их системности вне зависимости от субординационных отношений.42
Систему органов исполнительной власти Российской Федерации образуют Правительство РФ, правительства республик в ее составе, а также правительства, администрации иных субъектов федерации, министерства и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах федерации, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Единая система органов исполнительной власти является средством реализации полномочий федеральных органов государственной власти, что предполагает обязанность органов исполнительной власти субъектов федерации подчиняться федеральным органам и нести ответственность перед ними. Именно в рамках единой системы органов исполнительной власти вертикальные связи носят иерархический характер соподчинения региональных органов федеральному Правительству, министерствам и иным центральным органам федеральной исполнительной власти.
Вместе с тем необходимо отметить, что единство системы органов исполнительной власти в масштабах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку единая система органов исполнительной власти Российской Федерации образуется лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, но нельзя н отметить, что на любую отрасль управления, отнесенную к ведению субъекта федерации, распространяется влияние федерации, оказываемое либо посредством правовых актов в данной области, либо в процессе координирующей и направляющей деятельности федеральных органов исполнительной власти.43
Судебная система Российской Федерации включает в себя подсистемы (ветви судебной власти), представленные конституционными судами, судами общей юрисдикции и арбитражными судами Судебная система не сводится только к совокупности всех судов. Они составляют ядро, основу судебной системы, которая характеризуется динамикой, процессом функционирования, осуществления правосудия и иных специфических направлений деятельности.44
Система, охватывающая суды общей юрисдикции и система арбитражных судов построены на принципе централизма, отражающем унитаристские элементы Суды каждой из трех указанных выше подсистем самостоятельно разрешают находящиеся на их рассмотрении дела и не имеют права пересматривать решения судов других подсистем.
Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции субъектов РФ, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.
Субъекты федерации участвуют в правовом обеспечении организации и деятельности органов судебной власти. В частности, пунктом «л» ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов соответствующего уровня подлежат назначению Президентом РФ по согласованию с законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта федерации (пункты 6, 7 ст. 13 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»)45.
Свои особенности имеет
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, являясь частью единой федеративной государственно-правовой системы, разрешают правовые коллизии, связанные с нарушением их конституционного (уставного) законодательства, способствуя тем самым профилактике конституционно-правовых споров, развитию местного самоуправления, защите прав и свобод человека и гражданина.
Правовое положение, порядок образования
и компетенция органов
Таким образом, все звенья системы судебных органов, несмотря на различия в их компетенции и иные особенности, организационно и процессуально взаимосвязаны в силу общности принципов организации и деятельности судов.
Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст.5 ч.1 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Вместе с тем необходимо отметить, что равноправие субъектов РФ является только провозглашенным и не подтверждается политико-правовой практикой федеративных отношений. Выше было отмечено, что статус субъектов РФ различен, что свидетельствует об асимметричной Федерации.47
В этой статье закрепляется положение и о том, что во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны. Указанное положение Конституции выполняется, видимо, не в полной мере, о чем свидетельствует практика заключения договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, которая приводит к неравноправному положению субъектов РФ по отношению к федеральному центру (на конкретных примерах такого неравенства мы остановимся ниже).
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципом международного права.48 Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам субъектов РФ как к территориально-политическим общностям. Многие этносы в России самоопределились, создав республики в составе РФ (Башкортостан, Бурятия, Дагестан и др.), автономные округа (Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий и др.), автономную область (ЕАО). Например, согласно п. 1 ст. 60 Конституции Республики Бурятия, этот субъект федерации образован в результате реализации права бурятской нации на самоопределение.