Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:14, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении и изучении ряда теоретико-практических, правовых проблем касающихся договоров в сфере публичного права, а также формировании общей теории договора и договорного права.
Исходя из указанной цели, определены следующие задачи:
-рассмотреть общее понятие договора;
-выявить основные признаки договоров;
-определить содержание договора;
-сформулировать принципы формирования и реализации договоров;
-выделить классификацию договоров и их дифференцированного (общеродового и общетипового) изучения;
-проанализировать черты и особенности нормативно-правового договора как источника права;
-определить место и роль международного договора в системе источников современного российского права;
Введение……………………………………………………………………………..4
1Понятие и общая характеристика договора как источника права…………...……6
1.1 Договор: общее понятие и место в системе источников права……………...…6
1.2 Характерные черты и особенности нормативно-правового договора как источника права…………………..………………………………….……………….……15
2 Виды договоров ………………………………………………………...……...24
2.1 Особенности индивидуального (частного) договора как регулятора общественных отношений……………………………………………………………...………24
2.2 Договор в англосаксонском праве: основные положения………….…………33
2.3 Место и роль международного договора в системе источников современного российского права…………………………………………………………...…40
Заключение…………………………………………………….……………..…….52
Список используемой литературы…………………………………………..…….57
Современные
цивилисты, указывая на многозначность
понятия
договора, тем не менее оперируют в первую
очередь понятием гражданско-правового
договора как юридического факта. Договор
в этом смысле рассматривается как соглашение
двух и более лиц, направленное на установление,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей.
Общее определение понятия договора разрабатывается, как правило, в рамках общей теории права или же публичного права. Существует насколько определений понятия договора, в которых предпринимаются попытки полностью охватить и адекватно отразить все наиболее важные стороны гражданско-правовых, трудовых, административно-правовых и других «отраслевых» договоров.
Отечественными и зарубежными исследователями договорного права выделяются различные признаки договоров. Однако основной акцент при этом неизменно делается на том, что договор - это прежде всего соглашение.
Под содержанием договора, согласно сложившемуся о нем различных отраслях права представлению, понимаются материальные, формальные (формально-юридические) и иные условия, на которых достигается соглашение сторон по поводу того или иного предмета договора.
Среди принципов формирования и реализации договоров, имеющих весьма важное значение для их общей теории и практики, отечественные и зарубежные авторы выделяют следующие: законности и конституционности; свободы договора, сбалансированности обязательств сторон в договоре; «договорной справедливости»; оптимального сочетания в договоре личных и общественных интересов; непротиворечия договорных обязательств сторон требованиям нравственности, «добрым нравам» общественному («публичному») порядку и др.
Данные и другие им подобные принципы широко и активно используются в западной правовой теории и юридической практике. В отечественной же юридической науке и практике, имеющих относительно небольшой опыт функционирования в рыночных условиях, с которыми традиционно связывается развитие договорного права, акцентируется внимание в основном лишь на отдельных, наиболее значимых. В их числе выделяется, прежде всего, принцип законности и конституционности.
В настоящее время классификация договоров проводится в основном на международно-правовом, отраслевом (в рамках национального права) и межотраслевом уровнях. При этом используются самые разные критерии и в соответствии с ними выделяют самые разнообразные договоры.
Так, в сфере гражданского права и других отраслей, относящихся к частному праву, выделяются односторонние, двусторонние и многосторонние договоры; основные и предварительные договоры; договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц; взаимосогласованные договоры; договоры присоедини я и др.
В сфере
публичного права довольно распространенным
является разделение договоров на учредительные,
компетенционно-
Нормативно-правовой договор будучи одной из разновидностей договорных актов обладает теми же общими признаками и чертами, которые присущи всем иным типам договорных актов. Наряду с этим нормативно-правовой договор имеет и свои собственные, присущие только ему, особые признаки и черты. В их числе следует указать, во-первых, на то, что в отличие от иных разновидностей договорных актов нормативно-правовой договор содержит в себе правовые нормы - правила общего и обязательного характера.
Во-вторых, в отличие от частноправовых, индивидуальных договоров нормативно-правовой договор может содержать в ceбе не только нормы, но и принципы права.
В-третьих, в соответствие со своей юридической природой и характером нормативно-правовой договор является, в отличие от других договорных актов, актом правотворчества, а не актов правоприменения.
В-четвертых, отличительной особенностью нормативно-правовых договоров является их преимущественно публичный характер.
Наиболее простой и наиболее распространенной в рамках национального права является классификация нормативно-правовых равно как и любых иных договоров, в зависимости от их отраслевой принадлежности. По этому критерию в пределах российской «новой системы традиционно различают конституционные нормативно-правовые договоры, административные, и трудовые договоры, соглашения и коллективные договоры, возникшие на базе трудового права.
Конституция РФ по отношению к ратифицированным и всем иным международным договорным актам России имеет безусловный приоритет.
Поскольку современное российское, равно как и любое иное «цивилизованное» общество и государство лишь теоретически тяготеют к естественному праву, а практически живут по канонам позитивного права, «то и при решении вопроса об истоках правотворческой способности субъектов договорных отношений, а соответственно, и при определении юридической силы и правовой природы нормативно-правовых договоров следует ориентироваться прежде всего на позитивное, а затем уже - на естественное право.
Индивидуальные договоры, в качестве каковых выступают гражданско-правовые договоры - сделки (кроме односторонних сделок), договоры в сфере коммерческого, семейного, финансового и некоторых других отраслей и подотраслей права - обладают такими, несвойственными правовым договорам признаками и чертами, как: а)определенность адресанта содержащихся в них прав и обязанностей; б) однократность применения как самого договорного акта, так и порождаемых им конкретных норм; в) прекращение действия индивидуального договора сразу же после его реализации.
Индивидуальные договоры, рассматриваются, прежде всего, как юридические факты. По отношнию к «недоговорным» юридичским фактам отличительные особенности договорных юридических фактов в том, что:
во-первых, «договорные» юридические факты (договор купли-продажи, договор подряда) представляют собой своеобразную юридическую и фактическую программу будущей деятельности участников договора;
во-вторых, отличительные особенности «договорных» юридических фактов проявляются в том, что они выступают, по мнению видных отечественных цивилистов, не только как основание для возникновения правоотношения, но и как само правоотношение.
В научной литературе предлагается и иное видение договорного акта.
При этом в одних случаях предполагается вообще не считать договор юридическим фактом, в других случаях предлагается исходить из того, договор лишь отчасти является юридическим фактом. В обоих случаях, несмотря на некоторое различие в подходах при оценке роли и значения договора, довольно отчетливо просматривается стремление авторов видеть не только и даже не столько акт правоприменения - юридический факт, сколько акт правотворчества.
Называя договор в
системе общего права
«средством управления
Данные особенности и черты договора в системе источников общего права формировались и развивались на основе целого ряда своего рода «философских принципов». Рассматривая «философские принципы», характерные черты и особенности договора, нетрудно заметить., что все они, за редким исключением, имеют прямое отношение прежде всего к гражданско-правовому договору, а не к договору как таковому вообще.
Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в ч. 4 ст. 15 Конституции международные договоры Российской Федерации объявляются в качестве составной части ее правовой системы и при этом поясняется, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Рассматривая вопросы понятия, основных признаков и содержания международных договоров вообще и международных договоров Российской Фдерации, в частности как источников не только международного, но и внутригосударственного права России, следует отметить прежде всего, что все они, обладают всеми общеродовыми признаками, которые свойственны любым международно-правовым и национально-правовым договорным актам. Это и согласительный характер договоров, и добровольность их заключения, и достижение приемлемого для всех контрагентов консенсуса интересов, воль и др.
Основной акцент в данном определении делается на том, что международный договор по своем сути -это прежде всего соглашение, заключенное государствами.
Исходя из особенностей международно-правовых отношений особое внимание в данном официально признанном определении понятия международного договора уделяется также его форме. Согласно определению договор: а) может иметь разные названия -договор, конвенция, трактат, декларация и др.; б)может содержаться в одном или нескольких документах; в) должен соответствовать нормам международного права; г) должен заключен в письменной форме.
Наряду с официальными документами значительное внимание разработке понятия международного договора и определению его специфических признаков уделялось также и в академической литературе, где международный договор рассматиривается как источник не только международного, но и национального права.
На все эти договоры без исключения распространяются несколько общие признаки и черты, свойственные данным международным договорным актам, но и предъявляемые к ним общие требования, касающиеся правоспособности и дееспособности сторон - субъектов международно-правовых отношений, объектов предметов (causa) международных обязательств.
На все без исключения международные договорные акты распространяется презумпция действительности договора.
Основные
причины и условия признания
международного договора недействительным
указываются в Венской
Кроме этого, на них распространяется также общий порядок разработки, принятия и вступления в силу данных договорных актов.
На международные договорные акты, независимо от их специфических особенностей, распространяются также все правила, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров.
Необходимо отметить общее для них всех требование, как обязательность их соблюдения.
Классификация международных договоров традиционно проводится на основе таких критериев как число участников международных договорных актов (двусторонние и многосторонние договоры); особенности объектов международных договоров (политические, экономические договоры и договоры по вопросам образования, здравоохранения, научного сотрудничества и др.); цели заключения международных договоров и др.
В зависимости от уровня и положения субъектов договорных обязательств выделяют три группы международных договоров: а) заключаемые от Российской Федерации (межгосударственные); б) заключаемые от имени Правительства РФ (межправительственные договоры; в) заключаемые от имени различных федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
В зависимости от характера их юридического содержания, все договоры традиционно подразделяются на правообразующие договоры, которые «предусматривают новые общие нормы будущего международного поведения, или же подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера», и неправообразующие договоры.
Рассматривая международные договоры по аналогии с договорами, существующими в рамках национального права, следует заметить, что все договоры в той или иной степени нормативны. Иное дело, когда речь идет о классификации международных договоров в зависимости от характера их нормосодержания. Все договоры будучи нормативными по своему содержанию, в тоже время отличаются друг от друга тем, что одни из них формируют общие нормы, рассчитанные на широкий (точнее неопределенный) круг субъектов и на многократность применения, а другие содержат строго индивидуальные нормы, создающие права и обязанности «только для договаривающихся сторон». Применительно к международным договорам Российской Федерации следует заметить, что все они, согласно предписаниям Конституции РФ, выступают в качестве составных частей правовой системы России, но не все они непосредственно соотносятся и формируют систему российского права. Вопрос о приоритете международных договоров Российской Федерации по отношению к российским национальным законам, вместе с тем вопрос об их юридической силе и характере их отношений с законами необходимо, как представляется, решать дифференцированно, с учетом существования всего разнообразия как договоров, так и законов. Международные договоры Российской Федерации, утвержденные, согласно Федеральному закону «О международных договорах», Президентом РФ или Правительством РФ имеют приоритет лишь в отношении президентских, правительственных или иных актов, издаваемых нижестоящими органами.