Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:14, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении и изучении ряда теоретико-практических, правовых проблем касающихся договоров в сфере публичного права, а также формировании общей теории договора и договорного права.
Исходя из указанной цели, определены следующие задачи:
-рассмотреть общее понятие договора;
-выявить основные признаки договоров;
-определить содержание договора;
-сформулировать принципы формирования и реализации договоров;
-выделить классификацию договоров и их дифференцированного (общеродового и общетипового) изучения;
-проанализировать черты и особенности нормативно-правового договора как источника права;
-определить место и роль международного договора в системе источников современного российского права;
Введение……………………………………………………………………………..4
1Понятие и общая характеристика договора как источника права…………...……6
1.1 Договор: общее понятие и место в системе источников права……………...…6
1.2 Характерные черты и особенности нормативно-правового договора как источника права…………………..………………………………….……………….……15
2 Виды договоров ………………………………………………………...……...24
2.1 Особенности индивидуального (частного) договора как регулятора общественных отношений……………………………………………………………...………24
2.2 Договор в англосаксонском праве: основные положения………….…………33
2.3 Место и роль международного договора в системе источников современного российского права…………………………………………………………...…40
Заключение…………………………………………………….……………..…….52
Список используемой литературы…………………………………………..…….57
Наряду с названными «философскими принципами» договора, в системе общего права провозглашается, а отчасти и реализуется ряд других подобного рода принципов. В их числе: а) так называемый принцип объективности договора, согласно которому, несмотря на то, что закон признает «субъективный характер конкуренции воль» сторон в качестве некоего «стандартного примера» заключения контракта, тем не менее это не оказывает никакого влияния на действительность и юридическую значимость самого договора; б) принцип и одновременно существенный элемент англосаксонского договора, в соответствии с которым в договоре как правовом институте, в отличие от всевозможных новых, дружеских обещаний и обязательств (social engagements), лежащих вне сферы правовых отношений, должно четко прослеживаться намерение сторон породить правовые последствия; принцип и вместе с тем существенный элемент договора, согласно которому в договоре как юридическом акте непременно должно быть наряду с предложением одной стороны встречное удовлетворение (consideration) другой стороны. Основной смысл и назаначение данного принципа: элемент договора состоит в том, чтобы свидетельствовать «о здравом состоянии ума сторон в момент заключения договора»; и др.
Будучи неотъемлемым атрибутом («универсальным реквизитом») любого договора, встречное удовлетворение должно отвечать ряду непременных требований, выработанных правовой теорией и юридической практикой. В частности, встречное удовлетворение должно исходить от кредитора, быть реальным; быть по возможности (но не обязательно) эквивалентным и т. д.
Говоря о сути договора и договорного права, функционирующих в рамках системы общего права, важно, помимо всего про чего, еще раз подчеркнуть, что для договора в этой системе непременным атрибутом является, во-первых, обещание как «выражение намерения совершить действие или воздержаться от действия, сделанное таким образом, чтобы лицо, к которому оно адресовано, понимало, что лицо, сделавшее его, приняло на себя обязательство», а точнее - обмен обещаниями, рассматриваемый западными авторами в виде «главной движущей силы любой экономической системы», которая «основательно опирается на свободное предпринимательство» [28, с.390].
А во-вторых, весьма важным является правовое обеспечение договорных обязательств сторон, обусловленных этим взаимным обещанием.
В научной литературе в связи с этим совершенно справедливо указывается на то, что в силу сложившейся в англосаксонском праве традиции договорное право применяется только ко встречным, взаимным обещаниям, которые рассматриваются как обязательства лица и лиц относительно их поведения в будущем. В тех же случаях, когда обещание с одной стороны не сопровождается встречным обещанием («встречным предоставлением») другой, договор не будет иметь никаких юридических последствий,
Какова юридическая природа договора в англосаксонском прав и как соотносится как регулятор общественных отношений, с другими аналогичными ему регуляторами?
Отвечая на эти и им подобные вопросы, необходимо иметь в виду прежде всего тот факт, что любой юридически состоятельный и признаваемый судом договор возникает и реализует не иначе как на основе законов и в рамках закона.
Закон устанавливает и закрепляет порядок возникновения договоров, основные сферы их «приложения»; основные методы и пределы их осуществления; предопределяет виды, юридическую природу и характер их взаимоотношений друг с другом и иными регуляторами общественных отношений; закрепляет границы пределах которых может осуществляться свобода договора; регламентирует многие другие стороны и аспекты договорных актов.
В системе общего права в отношении договоров, противоречащих мщу, сложилось понятие «противозаконного договора», не совпадающего, а иногда и противопоставляющегося ничтожному договору. Несмотря на то что подобное подразделение противоречащих закону договоров и противопоставление их друг другу в научной литере подвергается сомнению и критическому восприятию, поскольку считается «несостоятельным даже с точки зрения элементарных требований формальной логики», тем не менее такая классификация договоров в англосаксонском праве сохраняется и используется.
В соответствии с действующим законодательством противозаконность договоров может быть обусловлена характером целей, которые стороны имеют в виду: «противозаконными по своей природе» соглашениями; «способом исполнения договоров», которые может нарушать законодательные запреты»; и др. [28, с.290].
Наряду с этим противозаконным считаются договорные акты, нарушающие «публичный порядок». В их числе: а) соглашения о совершении преступлений, о совершении деликта или о мошенничестве; б) соглашения, которые «вредят государству в его отношениях с другими государствами»; в) соглашения, направленные на нанесение вреда государственной службе (продажа государственных должностей и т. п.); г) соглашения, направленные на нарушение порядка отправления правосудия; д) соглашения, направленные на ограничение свободы торговли и др. Исходя из того, что договоры в рамках англосаксонского права возникают и реализуются не иначе как на основе законов и в соответствии с законами, следует сделать логический вывод о том, что юридическая природа и характер договорных актов возникают не сами по себе в силу их соответствующих институциональных и функциональных особенностей, а будучи производными от юридической природы лежащих в их основе законов. Именно законы, а вместе с ними судебные прецеденты, которые так же, как и законы, по справедливому замечанию исследователейt, лежат в основе договорного англосаксонского права, вследствие чего «договорное право в основе своей остается по-прежнему прецедентным», а кроме того - в определенной степени обычай, с которым зачастую находятся в тесной взаймы связи договорные акты, - именно эти источники общего права в конечном счете определяют как юридическую природу, характер, так и правовые рамки, в пределах которых возникают и развиваются договоры, договорное право и договорные отношения. Именно эти акты изначально «закладывают» в договор определенный регулятивный ресурс и закрепляют за ним строго определенное место в системе других регулятивных актов [93, с.390].
Вопрос о международном
Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в ч. 4 ст. 15 Конституции международные договоры Российской Федерации объявляются в качестве составной части ее правовой системы и при этом поясняется, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Позднее данное конституционное положение трансформировалось в отраслевое законодательство и применительно к каждой отрасли стало декларироваться как один из источников права.
Вначале оно было воспринято и в несколько модифицированном виде воспроизведено гражданским законодательством (ст. 7 ГК РФ) и, соответственно, системой гражданского права, а затем, по мере изменения и развития правовой системы России - и законодательством других отраслей права. В частности Трудовой кодекс РФ провозглашает, что международные договоры Российской Федерации вместе с общепризнанными принципами и нормами международного права «в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью новой системы Российской Федерации» и в связи с этим поясняет мнет, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права то применяются правила международного договора [25, с.26-31].
Аналогичные положения
Не претендуя на охват всех сторон и аспектов международного договора Российской Федерации, его места и роли в системе источников современного российского права, остановимся на рассмотрении его с позиций общей теории права вопросов, касающихся понятия и особенностей международных договоров России, их классификации, юридической природы и характера, а также их функциональных особенностей.
В качестве исходного
этом уже не однажды говорилось в научной
юридической литературе [5, с.3].
Не противопоставляя современный период развития договорных взаимоотношений различных государств, в особенности бывших социалистических государств, а ныне «молодых демократий», западными государствами - «старыми демократиями», где первые в значительной степени зависят от вторых, с периодом развития второй половины XX в., в особенности 60-80-х некогда гораздо в большей степени, чем ныне торжествовали ... национальное право в случае возникновения коллизий с международным правом, необходимо отметить, что в настоящее время в силу объективных и субъективных причин и прежде разрушения двухполюсной мировой системы, коренным образом и изменились международно-правовые, в том числе межгосударственные договорные отношения.
В настоящее время маловероятной представляется ситуация, имевшая место, по свидетельству исследователей, в 60-е прошлого столетия, когда в случае возникновения коллизии между национальным законом и международным договором в большинстве случаев торжествовал национальный закон [81, с.90].
Не секрет, что в тот период относительного равновесия противостоящих друг другу и сдерживающих друг друга социально- политических и иных сил великим державам - СССР и США было гораздо труднее, чем в настоящее время - в период временного доминирования одного государства - США на мировой арене, использовать международное право и международные договор исключительно в своих интересах. Ведь известно, что в сфере международно-правовых, в том числе и договорных отношений, так же как и на уровне внутригосударственного, национального права, несмотря на провозглашение юридического равенства сторон в практическом плане всегда доминируют более весомые в экономическом, политическом и других отношениях силы.
Раскрывая сущность и содержание международного права, одной из составной частей которого де факто является договорное право, известный отечественный ученый Г. И. Тункин справедливо отмечал, что «именно в процессе нормообразования, т. е. в ходе создания новых норм международного права, их развития и изменения, действуют те социальные силы, которые и определяют содержание его норм и сущность международного права в целом» [93, с.190].
В силу относительно слабых позиций России в современном мире, а также фактически бескомпромиссного и безоговорочное признания ею международных договоров - традиционных источников международного права составной частью своей правовой системы, а следовательно, и в качестве одного из источников своего национального права, к международному договору, естественно должно быть привлечено более активное и более профессиональное внимание отечественных юристов - теоретиков и практиков, чем это было прежде, в годы не только формально-юридических, но и фактических паритетных отношений России с другими государствами. Ибо, как тонко подмечал около столетия назад широко известный представитель отечественной школы международного права дореволюционного (октябрь 1917 г.) периода Ф. Мартенс, - истинная причина частого нарушения договоров (трактатов) состоит, как правило, не в коллизии интересов сторон, а в том обстоятельстве, что сами договоры (трактаты) «нередко заключаются без знания и достаточного уважения взаимных разумных отношений и пользы контрагентов» [72, с.23].
В свете сказанного весьма важным представляется обратить особое внимание на понятие, основные признаки и содержание международных договоров вообще и «международных договоров Российской Федерации», в особенности на их виды, юридическую природу и правовой характер; на особенности их «взаимоотношения» как источников права с конституционными и текущими (обычными) законами, а также с другими источниками российского права.
Касаясь вопросов понятия, основных признаков и содержания международных договоров вообще и международных договоров Российской миграции в частности как источников не только международного, но и внутригосударственного права России, следует отметить прежде всего, что все они, независимо от их видов, целевых установок, роли и значения, обладают всеми теми общими, точнее - общеродовыми признаками, которые свойственны любым международно-правовым и национально-правовым договорным актам. Это и согласительный характер договоров, и добровольность их заключения, и достижение приемлемого для всех контрагентов консенсуса интересов, воль и др. С учетом специфики международно-договорных отношений в Венской конвенции «О праве международных договоров» (1969 г.) международный договор определяется как «международное соглашение, заключенное государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или несколько связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» [2, с.70].
Основной акцент в данном определении делается, как это нетрудно определить, на том, что международный договор по своем сути -это прежде всего соглашение, заключенное государствами, т. е. сторонами, свободно выразившими и согласовавши между собой свою волю и, собственно, свои взаимные притязания и интересы.