Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
В качестве продукта истории, парламентский режим разделяется на два типа:
Дуалистический парламентский режим характеризуется коллективной ответственностью правительства не только перед парламентом, но и перед главой государства.
В монистическом парламентском режиме правительство ответственно только перед парламентом, избранным прямым всеобщим голосованием.
Президентский режим основывается на идее подчеркнутого органического разделения властей в государстве. Основные черты этого режима это:
строгое распределение полномочий между законодательной и исполнительной властью;
независимость двух властей. Они не располагают инструментами взаимного давления для вынесения решений; глава государства является одновременно главой правительства, избранным всеобщим голосованием; правительство не действует как коллегиальный и солидарный орган. Члены правительства назначаются на должность с согласия сената. Они несут индивидуальную ответственность перед главой государства;
глава государства, соответственно и правительства, не может быть снят с должности парламентом, но и он не может распустить парламент.
Смешанные режимы являются продуктом комбинирования элементов, принадлежащих разным политическим режимам, в частности президентскому и парламентскому. Отталкиваясь от критерия отношений между властями, смешанные режимы группируются в три категории:
Условный режим, в котором преимущества у парламента. Премьер-министр находится под руководством и контролем парламента.
Президентский режим, гегемония принадлежит президенту, особенно если большинство образовывается как поддержка президента.
Межпрезидентские режимы: президент и премьер-министр делят исполнительные полномочия в зависимости от обстоятельств.
Большинство режимов социалистических стран, на протяжении их существования, являются тоталитарными режимами. Отличительными элементами социалистических режимов являются:
единый доктринный источник;
преобладание экономического в социальной жизни и насильственная социализация собственности; всесильная единая политическая партия;
отказ от применения разделения властей в государстве и слияние государственных органов с партийными; насильное навязывание принципа единогласия; игнорирование фундаментальных прав и свобод; вмешательство репрессивного аппарата во все сферы социальной жизни;
культ личности руководителя;
манипулирование масс и т.п .
Теоретическое и практическое значение различия между парламентским режимом и остальными формами реализации представительского правления в конституционных системах, основанных на идее политического плюрализма.
Являясь абстрактными моделями, призванными выразить не всегда четко очерченные тенденции, стоящие в основе политических структур некоторых государств, способы реализации представительского правления в условиях политического плюрализма, рассмотренные выше являются скорее программными платформами, которые никогда не отражаются полностью в социальной практике. Они не устанавливают фиксированные и незыблемые данные эксперимента.
Баланс процесса кристаллизации концепции парламентского режима и географическое распространение применения этой системы.
Концепция «парламентского режима» выступает в многообразии форм, определяемых спецификой экономических и социальных условий и, в частности, состоянием сил, противоборствующих в определенный момент в политической борьбе. Если учитывать эти результаты, невозможно говорить об одном парламентском режиме, а о различных парламентских режимах.
В случае, если при анализе концепции «парламентского режима» исходить от координат, укоренившихся путем обычаев в Англии XVIII- XIX веков, а также от европейских конституционных текстов, которые придерживались ее, хотя бы частично, в XIX и XX веках, можно выявить абстрактный тип парламентского режима, основными чертами которого являются:
раздвоение исполнительного органа между ответственным главой государства и правительством, назначенным им, но ответственным с политической точки зрения за акты обоих органов перед избранной палатой парламента;
взаимодействие между законодательной и исполнительной властью в рамках равного уравнения, гарантированное правом главы государства распускать парламент и обязательством правительства принять отставку в случае, когда избранная палата уже не доверяет ему.
Таким образом, парламентский режим, понимаемый в пределах этих координат, предстал образцом для следования не только во внутренней политической жизни Англии, но и других государств. Парламентский режим отразили в конституционных текстах многие государства. Этот способ его воплощения считался его классической или нормальной формой. Парламентский режим показал способность к адаптации к историческим условиям разных стран.
Среди европейских конституций, которые построили систему правления на основе парламентского режима, можно отметить: Веймарскую конституцию 1919 года, Австрийскую и Чехословацкую конституции 1920 года, Конституцию Румынии 1923 года, Конституцию республиканской Испании 1931 года, Конституцию республиканской Греции 1927 года, Конституцию монархической Греции 1935 года. Новым явлением, возникшим в этот период, является то, что было названо «рационализацией парламентского режима», осуществленной посредством включения в тексты конституций определенных правил парламентского режима, которые до этого утвердились только путем обычая.
В итоге, после Второй мировой войны, призвание парламентского режима стало всеобщим континентальным, из-за того что он применялся и в некоторых странах Африки, Азии (Индия), Северной Америки (Канада) и Океании (Новая Зеландия, Австралия).
Парламентский режим не находил своего применения до настоящего времени в странах Восточной Европы, конституции которых основывались на принципе руководящей роли одной единственной политической партии.
34. Принципы приобретения
Принципами, стоящими в основе приобретения гражданства, являются:
Гражданство РМ приобретается:
Приобретение гражданства по рождению.
В основе этого способа приобретения гражданства стоят два принципа: jus sanguinis и jus soli. Наше законодательство применяет однозначно оба принципа.
Ст. 11 Закона «О гражданстве РМ» устанавливает, что «является гражданином РМ ребенок, у которого оба родителя или один из них на момент рождения является гражданином Республики Молдова», (jus sanguinis).
Ребенку родившемуся на территории РМ от родителей, которые являются гражданами других государств либо один из которых является лицом без гражданства, а другой - иностранным гражданином, и другое государство не предоставляет ребенку гражданство, предоставляется гражданство Республики Молдова (jus soli).
Ребенок, найденный на территории РМ, признается ее гражданином до тех пор, пока не будет доказано иное до достижения им 18 лет.
Приобретение гражданства вследствие признания.
Признаются гражданами РМ лица, приобретшие и сохранившие это гражданство в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а также лица, приобретшие гражданство в соответствии с законом. Признаются гражданами РМ лица, изъявившие желание стать гражданами РМ.
Приобретение гражданства вследствие усыновления.
Ребенок, являющийся лицом без гражданства, автоматически приобретает гражданство вследствие усыновления, если его усыновители являются гражданами РМ.
Гражданство ребенка, являющегося лицом без гражданства, усыновленного супругами, один из которых – гражданином РМ, а другой - иностранный гражданин, определяется по обоюдному согласию усыновителей. Если усыновители не приходят к согласию, вопрос принадлежности ребенка к гражданству РМ решается судебной инстанцией, исходя из его интересов. Если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его нотариально заверенное согласие.
Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновленный супругами - гражданами РМ или супругами, один из которых является гражданином РМ, а другой - иностранным гражданином либо лицом без гражданства, может стать гражданином РМ, при условии отказа от гражданства другого государства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, одной из сторон которых является РМ.
Восстановление в гражданстве.
Лицу, состоявшему ранее в гражданстве РМ, может быть по его заявлению восстановлено данное гражданство с сохранением по его желанию иностранного гражданства, за исключением случаев, когда это запрещено законом.
Приобретение гражданства по требованию (натурализация).
35. Государственное устройство
Государственная структура - это политико-территориальная организация государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и основные отношения между центральными и региональными органами государства.
Проблема государственной структуры или территориальной организации государства возникла одновременно со значительным расширением территории государства, изначально, разделением территории государства.
Существуют две основные формы государственной структуры: унитарная (единая) и федеративная. Существенное различие между этими двумя формами состоит в том, что в случае унитарной формы территория государства состоит из административных или политико-административных единиц; в случае федеративной формы высшие территориальные единицы являются политико-государственными единицами либо государствами-субъектами федерации, каждый из которых наделен собственной компетенцией в законодательной системе, исполнительными и судебными органами.
Формы государственной структуры не зависят от территориальной площади, плотности или количества населения, от политического режима или формы правления.
Унитарное государство или простое государство.
Унитарное государство считается самой распространенной формой гос-ной структуры. Унитарное государство является единственной государственной структурой на территории, находящейся между границами этого государства. Для унитарного государства характерны следующие основные принципы:
единая конституция и единая правовая система;
единая система высших органов государственной власти и управления;
единое гражданство;
единство судебной системы и осуществление юстиции на основе единых норм материального и процессуального права;
разделение территории государства
на административно-
подчинение этих органов центральным органам государственной власти и управления;
Единая государственная структура обусловлена необходимостью единого рынка, централизации власти и т.п. В зависимости от уровня и форм контроля органов местного управления центральной властью, можем говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах.
Децентрализованные унитарные государства. Для них характерно конституционное разграничение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Так соответствующий регион может издавать законодательные нормы в отношении некоторых аспектов (местной полиции, сельского хозяйства и лесничества, границ сообщества и т.д.). Данные законодательные нормы должны разрабатываться в рамках основных принципов, установленных законами государства, и при условии соблюдения национальных интересов и интересов других регионов. Регионы также могут быть наделены правом издавать нормы для реализации в жизнь национальных законов. Регионы, в отличие от субъектов федерации, не обладают исключительной сферой управления. Однако, государство может передать регионам определенные административные функции. Регион, как правило, осуществляет свои функции при посредничестве провинции, общины или других местных единиц. Регионы гарантируют финансовую автономию, но запрещено создавать препятствия свободному передвижению лиц и предметов, процессиям и другим занятиям граждан.
Для относительно децентрализованных государств специфическим является тот факт, что высшие территориальные единицы обладают, как правило, административным характером, и лишь низшие единицы самоуправляются.
Централизованные унитарные государства. В них не существует местного управления. Администрация на местах осуществляется центральной публичной властью. Обычно, у этих государств ярко выраженный авторитарный политический режим.
Федеративное государство, составное или союзное.
Данная форма государственной структуры менее распространена по сравнению с унитарной. Понятие этой формы государственной структуры происходит из латинского языка, в котором «foedus» означает «союз», «объединение». Таким образом, федеративное государство представляет собой правовой конституционный союз двух или нескольких государств- членов, из которых рождается новое государственное формирование.