Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Федерация состоит из двух или нескольких государств-членов (федеральных государств), которые, в пределах и на условиях, предусмотренных конституцией федерации, переводят часть своих суверенных полномочий в пользу составного государства, таким образом, создавая новое государство, отличное от государств его составляющих.
Федеративная форма государства обладает рядом специфических характеристик:
федерация состоит из государственных единиц, являющихся его субъектами и наделенных кругом собственных полномочий;
субъекты федерации не являются государствами в полном смысле слова, они не пользуются полным суверенитетом, хотя он формально провозглашен в некоторых федерациях;
наряду с общей федеративной конституцией действуют и законы субъектов федерации. Законодательство государств-членов федерации должно соответствовать федеральной конституции и другим федеральным законам;
существование двойных рамок центральных органов публичной власти (законодательных, исполнительных и судебных органов)
на уровне федерации и на уровне каждого федеративного государства. Одновременно производится разграничение компетенции в законодательной и административной сфере между федерацией и ее субъектами;
в федеральном парламенте, точнее в его Высшей палате, обеспечивается различное представление субъектов федерации. В некоторых государствах установлено равное представительство субъектов федерации в Высшей палате (США, Швейцария, Мексика и др.). В Канаде, ФРГ, Индии и др. представительство субъектов федерации в Высшей палате определяется в зависимости от численности населения. Однако, в некоторых федерациях парламент состоит из одной палаты (Пакистан - согласно Конституции 1956г. и 1962г.);
население федерации представляет собой единый организм. Лица из числа населения федерации обладают двумя гражданствами: гражданством федеративного государства и гражданством государства-члена;
федеративные государства являются субъектами международного права, а государства-члены являются лишь субъектами внутреннего права, за некоторыми исключениями.
Помимо федеральных субъектов, в рамках федеративного государства могут существовать и федеральные территории. Федеральные территории не обладают статусом федерального субъекта, но подчиняются центральным органам публичной власти. В категорию федеральных территорий включены федеральные дистрикты (США, Мексика, Австралия и др.), в которых расположены столицы этих государств. Они обладают определенными формами автономии, благодаря необходимости разрешения некоторых национальных проблем. В качестве автономных форм в рамках федерации можем встретить: автономные республики, автономные округи, национальные дистрикты, автономные провинции.
В зависимости от статуса своих субъектов, федерации классифицируются в симметричные и асимметричные.
Ассоциации государств и иерархия государств.
Ассоциации государств являются формами подобными федерациям, однако, они не рождают новое государство.
Основными формами ассоциаций государств являются:
Конфедерации государств;
Союзы государств (персональный союз и реальный союз).
Основными формами иерархии государств являются:
Вассальное государство;
Защищенное государство;
Британские доминионы;
Территории, находящиеся под мандатом;
Территории, находящиеся под международной опекой.
Суверенитет государств-членов ассоциации государств равны между собой. При иерархии государств одно или некоторые из государств- членов не пользуются полнотой суверенитета.
Конфедерация представляет собой союз государств, которые, сохранив свой суверенитет и качество субъекта международного права, объединяют свои усилия для внедрения в жизнь каких-либо общих интересов (экономических, политических, военных, финансовых, дипломатических и т.п.). В целях реализации общих интересов на внутреннем и внешнем плане, конфедерация учреждает орган объединения (парламент, конгресс, собрание конфедерации, сейм). В этом органе состоят представители всех государств-членов. Основными характеристиками конфедерации являются:
конфедерация основывается на международном трактате (названном Пактом конфедерации), а не на конституции;
конфедерация является международным правовым объединением, созданным на принципах добровольного начала. В рамках конфедерации государства-члены, сохраняя за собой суверенитет, разрешают общие для них проблемы;
в рамках конфедерации обеспечивается и соблюдается право государств-членов на выход из объединения, при условии соблюдения положений пакта конфедерации;
конфедерация представляет собой ассоциацию государств с органом правления (парламентом, конгрессом, собранием конфедерации, сеймом), состоящим из представителей государств-членов. Этот орган обладает компетенцией, ограниченной положениями пакта конфедерации. Нормативные акты данного органа становятся обязательными только после их ратификации компетентными органами государств конфедерации;
конфедерация не становится государством, не получает статус юридического лица и не является субъектом международного права.
В некоторых случаях конфедерация становится федерацией или унитарным государством.
Понятие «конфедерация» используется в названии швейцарского и канадского государств, однако это не меняет природу их федеративности и структуры. В настоящее время не существует конфедеративных союзов за исключением Синегамбии.
Союзы государств представляют собой межгосударственные формы, созданные путем слияния двух или нескольких государств под правлением одного и того же суверена. Исчезнувшая на нынешнем этапе эта форма государственной структуры выразилась в двух аспектах персональный союз и реальный союз.
Персональный союз. Временная форма слияния двух или несколько государств, при наличии общего монарха или главы государства. Она может быть последствием законов преемственности трона матримониальных династических комбинаций, решений принятые национальными или международными органами. Государства персонального союза сохраняют неизменным как внутренний, так и внешний суверенитет. У этих государств нет ни одного другого общего органа. Законодательные органы, правительство и судебные органы различны для каждого государства-члена. У каждого государства имеется своя собственная конституция, поэтому власть руководителя государств; в одном из них может быть ограничена конституцией, а в другом может быть абсолютной.
Реальный союз представляет ассоциацию двух или нескольких государств не только при наличии общего главы государства, но и через создание одного или нескольких общих органов. Реальный союз создавался в соответствии с правовым актом государств, решивших совместно осуществлять определенную деятельность. Государства-члены должны были быть соседями с географической точки зрения. Государства, составляющие реальный союз, вступают в ассоциацию под скипетром одной династии, преемственность на трон регулируется условиями, одинаковыми для всех государств-членов. В рамках этой государственной формы внешний суверенитет государств-членов сливается. Он осуществляется общим органом, таким образом, государства-члены выступают в международных отношениях как единый субъект.
Вассальное государство. Под вассальностью понимается правовое состояние государства, которое, несмотря на наличие собственной политической структуры и собственной территории, обладает неполным суверенитетом из-за определенных обязательств по отношению к другому государству. Обязательств у вассального государства, как правило, два: предоставлять военную помощь государству суверену в случае войны и поддерживать его определенными денежными вложениями. Государство суверен защищает и помогает вассальному государству. Суверенитет вассального государства ограничен, поскольку оно лишено права самостоятельно заключать международные военные и политические трактаты.
Государство под защитой также обладает собственной политической структурой и собственной территорией, однако утрачивает ряд прерогатив суверенитета в пользу государства протектора, становясь, таким образом, зависимым по отношении к нему. Это «современная» форма вассальностти. Обязательства подзащитного государства сильно отличаются от обязательств вассального государства.
Британские доминионы были соединены в «Британское сообщество наций», состоящее из бывших колоний (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка). Они приобрели полную независимость и являются субъектами международного права. После Второй мировой войны «Британское сообщество наций» стало «Сообществом наций». Государства, состоящие в нем, являются членами Организации Объединенных Наций.
Территориями под мандатом были бывшие германские колонии и некоторые бывшие провинции Оттоманской Империи, управление которыми взяла на себя Лига наций. Лига наций дала мандат некоторым из сторон, подписавших трактаты о мире, осуществлять компетенцию по управлению этими территориями под контролем Лиги Наций.
Государства под международной опекой заняли место государств под международным мандатом, в соответствии с Книгой ООН. Книга ООН упразднила систему государств под международным мандатом, учредив новую систему: международной опеки.
36. Порядок утраты гражданства Республики Молдова
Гражданство РМ утрачивается:
вследствие выхода из гражданства;
вследствие лишения гражданства;
по основаниям, вытекающим из международных договоров, одной из сторон которых является РМ.
Выход из гражданства.
Выход из гражданства РМ разрешается лицам, которым исполнилось 18 лет, за исключением:
лиц, которые не представили доказательств, подтверждающих факт их принадлежности к гражданству другого государства или приобретения ими этого гражданства, либо не предъявили гарантий приобретения гражданства другого государства. Если лицо, которому разрешен выход из гражданства РМ, несмотря на предъявленные гарантии, не приобретает гражданство другого государства, то есть может стать лицом без гражданства, указ Президента РМ о разрешении выхода из гражданства РМ в отношении этого лица признается в установленном порядке утратившим силу;
лиц, получивших повестку или находящихся на действительной или альтернативной военной службе, при условии их законного и постоянного проживания в РМ.
Лишение гражданства.
Указом Президента РМ гражданства РМ может быть лишено лицо:
приобретшее гражданство обманным путем, путем предоставления ложной информации или сокрытия существенного факта;
добровольно завербовавшееся в вооруженные силы другого государства;
совершившее особо тяжкое деяние, нанесшее значительный ущерб государству.
Лишение лица гражданства РМ не имеет юридических последствий в отношении гражданства его жены и детей.
37. Место и роль конституционного права как отрасли права в системе права
В понятие слова «система» включены три категории:
Юридическая система - характеризует всю правою действительность общества (правовую систему, законодательную систему, правоотношения, правовую культуру и сознание и т.п.);
Законодательная система - состоит из совокупности в действующих в государстве нормативных актов;
Система права - организация права как нормативной системы составляющими (разделами, подразделами, правовыми институтами т.д.). Система права характеризует структуру права.
Правовые нормы государства, хотя и отличаются друг от друга своим содержанием и формой, связаны между собой и организованы в систему. В основе всей системы норм стоят одни и те же основные принципы права.
Система права предстает как объективно определенное единство разделов. Последние, в свою очередь, включают в себя подразделы и правовые институты. Подраздел и правовой институт состоят из групп правовых норм. Правовая норма является главным элементом системы.
Система права представляет собой внутреннюю структуру права в определенном государстве, через которую осуществляется единство правовых норм и их группирование в определенные взаимозависимые части - разделы права, подразделы, правовые институты. Система права способствует выявлению недостатков и упущений права. В то же время позволяет более эффективно понять нормативный материал и дать ему верное толкование.
Система права:
является открытой системой;
ее основным элементом является правовая норма;
содержит особые связи, устанавливающиеся между целым и его элементами;
не является результатом деления на разделы, также как не является слагаемым разделов права;
выделяется из своей среды: остальных явлений или институтов супраструктуры;
внутри его существует иерархический порядок его подсистем (разделов права);
обладает характерными функциями, выявляющими ее сущность;
с точки зрения комплекса правовых норм, является системой, которая может быть организована. Не имея собственного механизма саморегулирования, система права регулируется извне, через нормативную деятельность, осуществляемую государственными органами.