Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Система конституционного права является частью правовой системы.
Система конституционного права включает в себя три разных элемента, неотделимо связанных между собой;
Общие принципы, регулирующие общественные отношения посредством конкретных норм конституционного права. Например - принцип разделения государственных властей, принцип равноправия принцип суверенности народа и т.п.
Институты конституционного права как системы конституционных правовых норм, регулирующих взаимодействующие однородные общественные отношения, образуя относительно независимую группу. Например: основы общественного строя, избирательное право, форма правления, правовой статус человека гражданина, контроль конституционности и т. п.
Нормы конституционного права как базовый элемент конституционного права. Это общие обязательные правила поведет установленные или санкционированные конституцией и друга нормативными актами, предметом которых являются общественные отношения, возникшие в процессе осуществления государственной власти.
Система конституционного права - это раздел права, состоящий из совокупности правовых норм, представляет собой целостное иерархизированное единство, предметом которого являют общественные отношения, возникшие в процессе осуществлен государственной власти.
Конституционное право в рамках правовой системы выступает двух ипостасях: как раздел права и как структурный фактор системы целом.
В качестве раздела права конституционное право представляет собой совокупность правовых норм и институтов, предметом которых является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти.
В качестве структурного фактора в правовой системе конституционное право руководит и ориентирует правовое регулировав остальных разделов права, придает ему определенное содержание определенное направление. Конституционное право выступает как структурный фактор всей правовой системы, поскольку нормы, содержащиеся в остальных разделах права, должны соответствовать нормам, содержащимся в конституционном праве, и главное, они должны соответствовать нормам, содержащимся в конституции. Все содержащиеся в конституции нормы, тем самым, отменяют или вносят изменения в нормы, содержащиеся в других нормативных актах, если они или в мере, в которой они противоречат положениям конституции. Содержание остальных нормативных актов, деятельность по применению норм конституции посредством индивидуальных актов и конкретных мер также должны соответствовать положениям основного закона.
Любая система предполагает наличие иерархии ее составных элементов. Правовая система также обладает иерархией своих разделов. Для определения места раздела конституционного права в системе права, необходимо учитывать два аспекта: важность социальных отношений, регулируемых конституционным правом, и значение правовых норм, посредством которых волеизъявление власть держателей становится правом (источники права).
Конституционные правовые нормы регулируют самые важные общественные отношения, возникающие в процессе установления, поддержания и исполнения государственной власти. Такие отношения являются самыми важными для народа. Поэтому данные общественные отношения регулируются конституцией, основным законом государства, располагающегося во главе правовой системы. Из конституционных норм выделяются принципы, по которым остальные разделы права осуществляют регулирование в своих сферах деятельности.
Конституционное право содержит нормы, разработанные в процессе осуществления деятельности по исполнению государственной власти, являющейся деятельностью по руководству высшего уровня по сравнению с остальными видами руководящей деятельности. Конституция как главный источник конституционного права является одновременно и главным источником права в целом. Любой раздел права находит свою юридическую базу в нормах конституции. Любое изменение, внесенное в конституционное право, предполагает внесение соответствующих изменений в нормы других разделов права, содержащих регламентирования тех же общественных отношений.
Конституционное право является основным разделом правовой системы.
38. Нормативное содержание
Содержание конституции является нормативным комплексом, состоящим из основных принципов для всех сфер политической, экономической, социальной, культурной и т.д. жизни. Это причина, по которой часто конституция характеризуется как фундаментальный закон, стоящий в основе государственной организации и являющийся правовой буквой законодательства в целом.
Содержание конституционных правил придает конституции характер основного закона, поскольку социальные отношения, образующие предмет этих правил, являются основными отношениями важными для установления, сохранения и осуществления государственно власти.
Большинство конституций в своем тексте предусматривают, что он принимаются народом и от имени народа. В Конституции США использована формула "мы, народ Соединенных Штатов Америки...», Германии - «немецкий народ... принял будучи держателем власти настоящий Фундаментальный закон», во Франции - «французский народ утвердил ... Конституционный закон».
В зависимости от содержания, между конституциями государств есть существенные различия. В некоторых конституциях отсутствуй: нормы, устанавливающие порядок создания государственных органов власти, есть только ссылка на правовую норму, предусматривающую это.
Нормативное содержание конституций большинства государств состоит из норм, которые касаются: формы правления, государственной структуры, политического режима государства, политических, экономических, социальных и религиозных основ государства, правового статуса лица, разделения властей в государстве, контроля за конституционностью законов, прав и обязанностей граждан и др.
39.
Соотношение конституционного
Одной из первостепенных функций права является регулирование поведения людей. Данная функция осуществляется посредством того, что в отношениях, регулируемых правовым путем, люди обязаны вести себя в соответствии с предписаниями правовых норм. Такие социальные отношения приобретают характер правовых отношений. Они называю правовыми, поскольку они созданы и вытекают из действия права в отличие от моральных, религиозных и др. отношений, являющиеся: результатом других социальных норм. Пока социальное отношение регламентировано правовыми нормами, оно не может быть правое отношением и не защищено принудительной силой государства.
Правовое отношение это общественное, идеологическое отношение, регламентированное правовой нормой, защищенное государством и характеризующееся наличием юридических прав обязанностей участников отношений.
При заключении правового отношения необходимо наличие как минимум двух сторон. Правое отношение состоит из:
субъектов правоотношения: стороны, заключающие правоотношения, имеющие права и обязанности. Субъектами правоотношений могут быть: физические лица и юридические лица (в том числе органы государственной власти);
содержания правоотношения: состоит из прав и обязанностей сторон.
предмета правоотношения: формируется из поведения сторон, их действий или бездействий во время данной правовой нормы.
Характерные черты правовых отношений.
Правовое отношение является социальным отношением. Любое правоотношение является общественным отношением, однако не всякое общественное отношение является правовым. Человек никогда не действует как изолированная система, он действует в системе отношений, в определенном социальном окружении. Правовые отношения устанавливаются всегда между людьми, либо между физическими лицами, либо между таковыми и органами государства, либо между государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Имущество не может быть субъектом правоотношений. Правовое отношение устанавливает отношения между людьми, касающиеся определенных предметов, однако их реальное содержание социальное (собственность является социальным отношением).
Правовые отношения являются отношениями супраструктуры. Вступив в состав правовой супраструктуры, правоотношения подвергаются влиянию всех социальных отношений.
Правоотношения являются волевыми отношениями. Под волевым характером правоотношений понимается их регулирование правовыми нормами, выражающими волеизъявление законодателя, которые, в условиях демократического режима, могут быть волеизъявлением народа. Волевой характер правоотношений выражается волеизъявлением сторон, участвующих в данных правовых отношениях. В таком случае, идет речь о двойном волевом характере правоотношений: выраженном в юридической норме (воли государства) и выраженном в волеизъявлении субъектов данных правовых отношений. Встреча этих двух волеизъявлений в большинстве случаев принимает вид сотрудничества. Она может быть представлена и как столкновение волеизъявления в случае, когда субъекты не подчиняют свою волю и индивидуальные действия поведению, предписываемому правовыми нормами. Во многих разделах права (в административном праве, финансовом, в уголовном праве и др.) существенным является волеизъявление государства.
Правоотношение является ценностным отношениями. Правоотношение выражает и защищает основные ценности общества. Посредством правоотношений государство поддерживает, внедряет в жизнь и защищает данные ценности.
Правоотношение это историческая категория. Возникнув на определенном этапе исторического развития, одновременно с возникновением государства и права, правоотношения несут отпечаток соответствующей исторической эпохи.
Конституционные правоотношения представляют собой группу общественных отношений, установленных в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти. Они регулируются нормами конституционного права.
Существует мнение, согласно которому конституция, помимо конституционных правовых норм, состояла бы и из гражданско-право административно-правовых и других норм. Так, нормы конституции касающиеся собственности, являются гражданско-правовыми норм поскольку регламентированные отношения являются специфическими именно для указанного раздела права. И все-таки, большинство специалистов утверждают, что все содержащиеся в конституции нормы не являются нормами конституционного права. Конституционное право выполняет роль руководителя по отношению к остальным разделам, устанавливает общие принципы стоящие в их основе, поскольку конституция основной закон регулирует и другие отношения, являющиеся специфическими для других разделов права. Таким образом, можно прийти к выводу, что предмет конституционного права содержит две категории отношений:
Отношения с двойной правовой природой: отношения регулируемые другими отраслями права и одновременно конституционным становясь, таким образом, также и конституционными правоотношениями.
Специфические отношения конституционного права: образуют предмет регулирования только для конституционных правовых норм. Все эти отношения возникают в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти.
Предметом конституционного права являются социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти, касающиеся основ власти и основ организации власти.
Основы власти это внешние элементы государства, порождающие и определяющие государственную власть своим содержанием. Такими основами являются: экономические факторы и социальные факторы.
Основы организации власти это также внешние элементы государства, обуславливающие организацию государственной власти. Такими основами являются территория и население. Конституционное право регулирует отношения, которые касаются:
в отношении территории: государственной структуры, административно- территориальной организации и т.п.
в отношении населения: гражданства, основных прав и обязанностей и т.п.
Правоотношения конституционного права составляют предмет конституционного права как раздела права.
Субъектами конституционных
правоотношений являются люди, индивидуально
либо группированные в коллективы. Одним
из субъектов всегда является обладатель
власти или государство, либо представительский
орган, и эти субъекты действуют в обязательном
порядке в правоотношении, возникшем в
деятельности по установлению, сохранению
и исполнению государственной власти.
В специализированной литературе оспаривается
идея, являются ли административно- территориальные
единицы субъектами конституционных правоотношений,
утверждая при этом, что в рамках цельности
государства такие субъекты могут быть
частями территории. Однако ни в одном
правоотношении не выступает участником
территория или административно-
Народ. Его качество субъекта конституционного права обозначено в Конституции РМ, в ч. 1 ст. 2: «Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредствен) через свои представительные органы в формах определенных Конституцией». Народ концентрирует в своих руках всю власть и их право решать свою судьбу.