Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Государство. Выступает как непосредственный субъект представляется его органами.

Органы государства (органы общественной власти). Законодательные органы являются субъектами конституционного права при условии, что правоотношения, участниками которых они являются будут конституционными правоотношениями. Остальные органы государственной власти (исполнительные, судебные) могут (субъектами конституционных правоотношений только в случае участия в правовых отношениях, в которых другим субъектом является государство или законодательные органы, и если отношения возникают во время установления, сохранения или осуществления государственной власти. Внутренние органы Парламента (парламентские комиссии, постоянные бюро, парламентские группы), хотя и не могут издавать обязательные руководящие акты, также могут быть субъект конституционных правоотношений в случае, когда исполняют некоторые полномочия по предложению, принятию решений, контролю.

Партии, политические формирования, другие организации. Партии и политические формирования являются субъектами конституционных правоотношений как организационные формирования посредством которых граждане участвуют в управлении. Конституция в статье 41 «Свобода партий и других общественно-политических организаций» специально предусматривает возможность их участия в  правовых отношениях, касающихся установления, сохранения осуществления государственной власти, посредством права выдвижения кандидатов на выборы. В то же время, для руководства выборами депутатов и сенаторов учреждаются избирательные бюро, являющиеся субъектами конституционных правоотношений.

Граждане могут выступать в качестве субъектов конституционных правоотношений в трех ипостасях:

как физические лица в случае отношений направленных на реализацию своих основных прав;

как лица, наделенные определенными должностями или функциями в каком-либо государственном органе (депутат, сенатор) в отношениях по представлению;

организованными по избирательным округам в случае выборов депутатов, сенаторов, руководителя государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства являются субъектами конституционных правоотношений в отношениях, возникающих в связи с предоставлением гражданства или политического убежища.

 

 

40. Соотношение науки конституционного  права с другими науками.

 

Наука конституционного права это юридическая наука, предметом изучения которой являются нормы конституционного права и общественные отношения в сфере организации общества в государство, регулирование данных норм, а также концепции специалистов по конституционному праву.

Наука конституционного права занимает особое место среди других юридических наук, изучая наряду с философией права, теорией государства и права общество как целостную систему.

В связи с данным многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права будут основополагающими для других отраслей правовых знаний. К примеру, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В ϶ᴛᴏм и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.

Так, Конституционное право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления и так далее. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее.

Следовательно, она определяет исходные положения административного права.

Наука конституционного права тесно связана с рядом других гуманитарных наук, например с политологией. Стоит заметить, что они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной власти, осуществление народом ϲʙᴏего суверенитета, участие граждан в управлении делами государства и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, ϲʙᴏбоды личности, эффективного функционирования государственной власти; а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, кᴏᴛᴏᴩые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Конституционное право изучает явления, политико-правовые отношения, которые частично образуют предмет изучения и других наук, в частности политологии.

Сложность в разграничении двух указанных наук состояла в том, политические институты считались предметом изучения одновременно обеих наук.

Политология имеет более широкую сферу, нежели конституционное право. Она анализирует политические явления в комплексе, со всех сторон идеологической, психологической, со стороны отношений, институте нормативов политической супраструктуры.

Конституционное право анализирует, в частности, политические нормы и институты, через которые исполняется государственная власть народа. Поскольку ее предметом являются отношения, посредством которых осуществляется государственная власть, и нормы, которые регулируют их, конституционное право не распространяет свое влияние на психологические стороны политических явлений и на все политические институты. Метод исследования также отличается.

 

41. Конституционные правовые нормы и конституционные правовые институты

 

Регулирование правоотношений осуществляется посредством правовых норм, которые составляют основное ядро права.

Правовая норма представляет собой правило общего поведения, обязательное и безличное, учрежденное или признанное государство, соблюдение которого может быть обеспечено принудительной силой государства. Правовые нормы вместе с правоотношениями, порожденными на их основе, составляют правовой порядок, - составную часть общественного порядка.

Отличительные черты правовой нормы это:

Правовая норма носит общий и безличный характер. Норма не является индивидуальной, она определяет типичные черты жизненных ситуаций. Она представляется как образец поведения участников данного социального отношения, поскольку состоит из общности отношений. Правовая норма относится к неопределенному количеству возможных подобных реальных случаев. Существуют правовые нормы, относящиеся к определенным сторонам территории (пограничной зоне, административно-территориальным единицам) или относящиеся к определенным категориям субъектов (военным, коммерсантам, учащимся и т.п.). Существуют правовые нормы, регулирующие права и обязанности между единоличными органами, как то: Председатель Высшей судебной палаты, Генеральный прокурор страны и т.п. В данном случае норма сохраняет свой безличный характер, поскольку регулирование не учитывает лицо, которое в определенный момент должность, а лишь саму должность.

Правовая норма носит обязательный характер. Обязательность правовой нормы продиктована ее направленностью на обеспечение общественного порядка. Поэтому правовая норма должна соответствовать структуре и главным потребностям общества, быть признанной большинством ее адресатов обязательной вследствие необходимости.

Обязательность правовой нормы состоит в том, что она должна применятся незамедлительно (с момента вступления в силу), постоянно и  безусловно. Индивидуальная свобода не должна пониматься как свобода по отношению к закону. Обязательный характер правовой нормы обеспечивается принудительной силой государства. Принудительные меры применяются государством в случае нарушения правовых норм.

Правовая норма носит типичный характер. Правовая норма предполагает справедливый обмен между лицами, находящимися правовых отношениях. Здесь выступает двусторонний характер правовой нормы, который присутствует и при рождении односторонних правоотношений (напр.: завещание), поскольку имеются в виде отношения (даже если и не незамедлительные). Идея двусторонности связана с идеей преобразования нормы (преобразование субъективного в объективное) и с идеей взаимности.

Анализ структуры правовой нормы должен осуществляться под двумя аспектами:

Логико-юридическая структура;

Технико-законодательная структура.

Логико-юридическая структура нормы является статичной внутренней и стабильной частью нормы. Она содержит три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию (наказание).

Гипотеза: определяет круг лиц, к которым обращена норма, а такие условия, обстоятельства или факты, в которых она реализуется.

Диспозиция: правило поведения как таковое, выраженное через определение прав и обязанностей сторон правоотношения.

Санкция (наказание): указывает принудительные меры, принимаемые государством в случае несоблюдения диспозиции. Санкция (наказание) должна основываться на гармоничной системе ценностей и не должна противоречить моральным и религиозным принципам.

Технико-законодательная структура является внешней стороной правовой нормы. Она определена способом выражения нормы в законодательных рамках, то есть порядком помещения правой нормы в статьи, параграфы, части и тезисы. Статьи, в свою очередь, сгруппированы в главы и разделы. Правовая норма выражена в статьях, однако норму не надо путать со статьей. Очень редко в одной статье содержится целая правовая норма. Чаще всего в одной статье содержатся некоторые элементы нормы, либо элементы нескольких правовых норм.

Отличительные черты конституционной правовой нормы.

Конституционные правовые нормы это нормы, регламентирующие поведение людей в основных общественных отношениях, возникающих в процессе установления, сохранения и осуществления государственной власти. Эти нормы содержаться как в конституции, так и в других нормативных актах, которые являются источниками конституционного права.

Конституционные нормы, помимо положений, регулирующих непосредственно некоторые социальные отношения, содержат и положения с формулировкой некоторых принципов, закрепляют основы власти, дают определения институтам.

Некоторые правовые нормы, содержащие и конституционные нормы, как например нормы- принципы, нормы, определяющие экономические направления, нормы, касающиеся организации какого- либо органа власти, не составлены по схеме «гипотеза-диспозиция-санкция». Большинство конституционных норм не содержат ни одного конкретного положения, устанавливающего наказание в случае их нарушения. Так, для нескольких диспозиций предусмотрена одна единственная санкция. Санкции в конституционном праве специфические, такие как отзыв парламентского мандата, отзыв какого- либо государственного органа, признание неконституционности какого-либо нормативного акта, и т.п. Для регулирования общих принципов, содержащихся в конституции, некоторые наказания можно найти в других разделах права (напр.: в гражданском праве, в уголовном праве и т.д.).

Конституционные правовые нормы классифицируются в нормы опосредованного применения и нормы прямого (непосредственного) применения.

Нормы опосредованного применения (косвенные): нормы, предоставляющие регулирующие принципы. Для их введения в действие в конкретных случаях они сопровождаются дополнительны регулированием через другие разделы права. Например: норма конституции предусматривающая, что государство защищает брак семью и защищает интересы матери и ребенка, сопровождаете правилами, данными семейным кодексом.

Нормы непосредственного применения (прямые): нормы, прямо регламентирующие социальные отношения, не нуждающиеся в уточнении органическим или простым законом. Например: норма конституции о равноправии граждан.

Существует и другое деление конституционных правовых норм, в зависимости от:

Функциональной сферы:

  1. регламентирующие конституционные нормы: регулируют непосредственно основные социальные отношения;
  2. защитные, обеспечивающие, оберегающие конституционные нормы: в большинстве случаев представляют собой запреты;

Способа влияния на субъект права:

  1. обязательные конституционные нормы;
  2. обременительные (императивные или категоричные) конституционные нормы;
  3. запрещающие конституционные нормы;

Характера регулируемых общественных отношений:

  1. материальные конституционные нормы;
  2. процессуальные конституционные нормы;

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"