Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Длительности действия:
Нормы конституционного права соединяются в отдельные группы. Н-р: одна группа относится к вопросам о гражданстве, другая регулирует положение главы государства, правительства, парламента. Такие объединения норм формируют институты конституционного права.
Институт конституционного права – это система согласованных норм регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институтами конституционного права являются
институты правового статуса личности.
формы государства.
институты избирательного права.
институт референдума.
институт парламента.
институт главы государства.
институт правительства.
Помимо данных институтов внутри них выделяются и другие. Н-р: институт прав человека, институт формы правления, институт правового правления депутата, институт ответственности правительства.
В конституционном праве институты объединяются самого разного вида с учетом той их классификации, которая была перечислена. В конституционно правовые институты могут входить нормы конституции РМ и нормами текущего законодательства обладающие различной государственной силой. В состав данных институтов могут входить нормы различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
42.
Источники конституционного
Термин источники права имеет два значения: материальное и формальное.
Материальные источники (называемые и реальными источниками - это система социальных, политических, материальных и др. факторов определяющих действие законодателя или порождающих правила вытекающие из практической необходимости регулирования некоторых социальных отношений посредством правовых норм.
Формальные источники права предусматривают форму принятия или санкционирования правовых норм, способ выражения норм (их форму).
Формальными источниками конституционного права являются только нормативные акты, принятые представительскими органами публичной власти. Данные нормативные акты должны содержать правовые нормы, которые бы регулировали фундаментальные социальные отношения, возникающие в процессе становления, сохранения и осуществления государственной власти. Формальные источники конституционного права это конституция и законы о внесении изменений в конституцию, закон как правовой акт Парламента, ратифицированные международные трактаты. Учитывая, что формальные источники конституционного права отличаются от одной системы к другой, проанализируем основные источники конституционного права, общепризнанные во всех правовых системах.
Закон.
Конституция. Закрепляет и регулирует основы общественного и государственного строя, устанавливает принципы создания и деятельности государственных органов, провозглашает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституционные законы занимают первое место в иерархии законов как по своему содержанию, так и благодаря специальной процедуре их принятия. Конституционные законы являются законами, вносящими новые тексты в конституцию, отменяющие или вносящие изменения в существующие тексты конституции.
Органические законы занимают второстепенную роль в иерархии законов. Они представляют собой продолжение конституционных материй. Могут выступать только в сферах, специально предусмотренных конституцией, или в сферах, в которых парламент считает необходимым принятие данного органического закона.
Ординарные законы выступают в любых сферах общественных отношений, за исключением отведенным конституционным органическим законам.
Нормативные акты, подчиненные закону:
Нормативные акты руководителя государства (монарха, президента и т.п.), носящие характер конституционного права (постановления, указы, решения).
Нормативные акты органов конституционного контроля. Решения компетентных органов власти (Конституционного суда, Конституционного совета и т.п.) о конституционности законов и других нормативных актов касающихся компетенции государственных органов.
Регламенты (уставы) парламентов. Являются источниками конституционного права, поскольку определяют их внутреннюю организацию.
Судебный прецедент (юриспруденция) является решением Суда по конкретному делу, ставшее обязательным при рассмотрен некоторых последующих аналогичных дел. В системе права common law юриспруденцию считают главным источником права. В нашей стране, в общем, судебная практика считается источником права.
Правовой обычай представляет собой нормы созданные практикой исполнения государственной власти, обладающие ролью прецедента, но которые не были законодательно или судеб но закреплены. Роль правовой нормы в конституционном праве не является показательной (за исключением Великобритании, частично Нон Зеландии, Швеции, Израиля). Обычно такие нормы имеют организационное значение, которое может выполнять и определенную политическую роль. В нашей стране обычай как источник права имеет ограниченную сферу действия.
Свод религиозных правил является специфическим источник права, в том числе конституционного. В странах исламской системы права; конституционные правовые нормы содержатся в Коране, Киясе и т.п.
Международные договоры (трактаты). Чтобы международный договор стал источником конституционного права, он должен содержать; правила, регулирующие отношения, специфические отношения конституционного права.
43. Формы и структуры конституции
Формы конституций.
В специализированной литературе известны несколько критериев классификации конституций:
в зависимости от формы выражения, существуют:
Неписаные конституции не имеют письменного нормативной источника, однако существуют в действительности и применяются временно в случае государственных переворотов, революций.
Письменные конституции состоят из одного единственного целостного кодифицированного нормативного акта или из нескольких н кодифицированных нормативных актов..
Совмещенные конституции состоят как из письменных текстов, та и из конституционных обычаев и судебных прецедентов (напр.: Англия).
В зависимости от процедуры пересмотра, конституции подразделяются на:
Суровые конституции это конституции, устанавливающие своим! конституционными нормативами сложную процедуру внесения изменений или предусматривающие период, в который конституция в целом или е часть не могут быть изменены. Изменения вносятся посредством комплексной процедуры, отличающейся . от внесения изменений органические или простые законы.
Гибкие конституции называются еще и мягкие и в них могут быт внесены изменения законодателем посредством процедуры, похожей на ту которой вносятся изменения в простой закон. В государствах, где существуют такие конституции, не существует процессуального различи между конституционным законом и остальными законами.
В зависимости от политического режима, конституции бывают:
Демократические конституции предусматривают права и свободы граждан, принцип многопартийности, разделение властей в государстве право граждан на участие и на избрание государственных органов.
Авторитарные конституции ограничивают права граждан, проводят ; политику и идеологию одной единственной партии.
В зависимости от длительности действия, существуют конституции:
В первую очередь, существуют государства с британской традицией или влиянием, у которых до настоящего времени нет письменных конституций, структурированных в унитарном порядке, а большее или меньшее количество конституционных актов, которые в своей совокупности, дополненные парламентскими нормами и обычая и предоставляют базу некоторым положениям конституционного характер.
Неписаные конституции не могут заменить наличие свода точных правил, объединенных в единый документ, способный систематически недвусмысленно предоставлять представление политической структуру государства в комплексе, гражданских прав, способов и практик посредством которых осуществляются отношения между властями государстве.
С точки зрения структуры различных конституций до настоящего времени не существует единой практики в части расположения разделов глав в конституции.
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ — ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. С.к. включает в себя преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда С.к. охватываются и приложения.
КРМ состоит из: Преамбула, 7 Разделов, при этом 7-ым являются заключительные и переходные положения.
В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных – охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы (не считая решений конституционных судов).
В преамбуле обычно излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции весьма важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции, то есть преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.
Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946 г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах.
Но нередко встречается иной порядок: сначала – глава государства, а в конце – орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Например, в Конституции Франции на первом месте стоят нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и лишь потом о Парламенте. Данное размещение разделов указывает на действительное положение соответствующих органов в системе государственной власти.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции. В этих положениях могут находиться разъясняющие положения, содержаться нормы о толковании конституции.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, оформляются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов, нумеруются римскими цифрами или еще как-нибудь выделяются, с тем чтобы показать их специфический характер.
В то же время они представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда), потому что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий, в седьмом – содержится распределение компетенции между Союзом и штатами.
Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Так, четыре акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.