Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
44. Принятие и отмены конституции
Главенство конституции обуславливает специальную процедуру ее принятия. Принятие конституции это комплексный процесс, в рамках которого различаются три элемента:
Некоторые конституции специально предусматривают орган, который может инициировать процесс разработки и принятия конституции. Другие конституции не содержат таких положений, и эта прерогатива вытекает из нормативной системы, регулирующей технику разработки законов.
Орган, уполномоченный принимать конституцию, обозначается понятием конституционная власть, может быть двух видов:
С точки зрения способа принятия конституций, существуют:
Предоставленная конституция представляет собой конституцию, принятую монархом в качестве абсолютного господина, осуществляющего свою власть. Эта конституция является трудом монарха и принимается благодаря принуждениям, осуществляемым в отношении монарха. Как следствие, он вынужден признать некоторые право граждан.
Устав (плебейская конституция) - за которую голосуют плебейским путем. Благодаря этому она считается более прогрессивной по сравнению с одобренной конституцией. Один из ее недостатков состоит в том, что процесс организации плебисцита основывается на терроре, давлении.
Конституция-пакт принимается посредством заключения пак (контракта) между народом и королем. Народ представлен парламентом. Данным актом правящие круги ставили определенные монарху условия которые он должен был учитывать.
Конституция-конвенция принималось собранием, именуемые конвенцией. Это собрание избиралось с целью принятия конституции. Она отличается от других конституций тем, что принимала представительским собранием избирательного корпуса.
Парламентская конституция принимается парламентом. При принятии этой конституции необходимо было выполнить несколько этапов, а именно:
Этот способ принятия конституции является самым эффективным демократичным.
В отличие от частичных изменений и дополнений конституции, ее отмена представляет собой полную и всестороннюю замену одного основного закона страны другим. Как правило, это бывает связано с осуществлением революций, переворотов, коренного изменения соотношения общественно-политических сил в стране и т.д., хотя сама такая отмена в результате указанных событий может быть и частичной, сопровождающейся соответствующей оговоркой. При полной отмене конституции, в отличие от частичной, может предусматриваться более сложная процедура ее проведения.
Так, Конституция Швейцарии требует, чтобы общему её пересмотру предшествовало проведение референдума о целесообразности такого пересмотра, а в случае положительного ответа на этот вопрос обе палаты Федерального собрания подлежат переизбранию.
Более жесткие требования для полного пересмотра конституции в сравнении с ее частичным пересмотром предусмотрены и в ряде других стран (Испания, Куба и др.). В случае военных переворотов, особенно в развивающихся странах, военные хунты часто стремятся облегчить себе пересмотр конституций путем частичной или полной отмены их действия, после чего используют в своих целях произвольный и упрошенный порядок изменения старых или принятия новых конституций.
Так чаще всего конституции отменяются в результате революций. Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые законоположения свергнутого режима.
Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта.
Встречаются случаи, впрочем не очень часто, когда в действующей конституции указывается, что она должна быть отменена в результате какого-либо события. Такие конституции относятся к числу временных; тем не менее такая отмена возможна.
Фактически отмена конституций имеет место при их полном пересмотре.
В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Обычно сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран. Впрочем, надо сказать, что в постсоциалистических странах такой преемственности по отношению к отмененным социалистическим конституциям не наблюдается, как в свое время в этих последних обычно не сохранялась преемственность по отношению к конституциям досоциалистическим. Напротив, постсоциалистические конституции часто свидетельствуют о стремлении обеспечить определенную преемственность по отношению к досоциалистическим конституциям.
45. Пересмотр конституции.
В системе конституций, считающихся «суровыми», люб конституционное изменение составляет всегда конституционным большинство из 2/3 на уровне всего парламента (в случае двухкамерн системы), но еще и народный референдум, в котором большинство граждан должны высказаться в пользу конституционных изменений.
В системе так называемых «гибких» конституций простого закона, за который проголосовал парламент, достаточно для внесения желаемого изменения в конституцию, при условии - естественно - что парламенту принадлежит определенное большинство.
Суровые конституции подчеркивают ценность и авторитет главенства конституции, провозглашая систему ценностей, в которой конституционное изменение должно быть внесено всегда в определенной форме и процедуре отличнойй от ординарных законов. Система гибких конституций довольно легкая, но ставя конституции и простые законы на тот же уровень, ограничивает значение конституции, его ценности как основного юридического закона.
Процедура пересмотра конституции состоит из трех этапов:
Конституция Республики Молдова принадлежит к категории суровых конституций. В соответствии с ее положениями инициатива о пересмотре может принадлежать:
Проекты конституционных законов должны быть представлены парламенту только одновременно с заключением конституционного суда, утвержденным голосами не менее четырех судей. В Конституции РМ существует и ряд ограничений в пересмотре конституции, которые специально предусмотрены в ст. 142. Так, положения о суверенном, независимом и целостном характере государства, а также касающиеся постоянного нейтралитета государства, могут быть пересмотрены только путем их утверждения на референдуме, голосом большинства граждан, вписанных в избирательные списки.
Однако, не о каком пересмотре не может быть и речи в случае, если его результатом явится упразднение основных прав и свобод граждан или их гарантии.
Конституция не может быть пересмотрена и в периоды чрезвычайных положений, осады и войны.
Нынешняя Конституция РМ была принята Парламентом, впоследствии не подвергалась народному референдуму.
46. Классификация конституции
Все известные конституции могут быть сгруппированы по видам в зависимости от ряда классификационных оснований.
По форме выражения |
По процедуре пересмотра |
В зависимости от политического режима |
По длительности действия |
неписанные |
суровые |
демократические |
постоянные |
письменные |
гибкие |
авторитарные |
временные |
современные |
тоталитарные |
С общесоциальной точки зрения на передний план выдвигается такой критерий классификации конституций как соответствие действительности, глубина отражения социальных реалий. По этому признаку различают
По форме правления, закрепленной в конституциях, различаются
По устанавливаемой форме государственно-
Как простые (унитарные), так и сложные (федеративные) государства состоят из определенных частей, т.е. являются как бы составными. В соответствии с этим, можно выделить
47. Верховенство конституции
Главенство конституции, это качество конституции, располагающее ее на вершину политико-правовых институтов обществ какого-либо государства, она будучи источником правил экономической, политической социальной и юридической областях.
Главенство конституции обосновывается ее содержанием и формой: материальное и формальное главенство.
Материальное главенство основано на том, что весь правовой порядок основывается на конституции.
Что касается формального главенства, она объясняется делением конституций на суровые и гибкие. Эта классификация связана с формами разработки конституции.
Главенство конституции обосновывалось и обосновывается демократизмом. Конституция является одним из правовых средств реализации демократизма в организации деятельности государства.
Конституция является основным источником политической системы, а также правовой национальной системы. Она возведена на вершину иерархической лестницы политических и нормативных актов, которым предоставляет политическую и, соответственно, юридическую законность в мере, в которой они соответствуют во всем нормам и принципам, которые она утверждает. Содержание фундаментального закона отражает социально- политические и исторические условия, существующие в определенный момент в определенном обществе, исторические традиции, национальные интересы, политическую культуру народа.
Письменные конституции разрабатываются представительскими органами на национальном уровне (конституционными собраниями, конгрессами), члены которых обладают качеством представителей нации.
Конституция как главный источник права, является его неотъемлемой частью. Она устанавливает основные принципы для правовой системы в целом. Все остальные разделы находят для себя отправную точку в положениях конституции. Любое отклонение от нее считается нарушением конституции, что ведет к недействительности соответствующей нормы. Если в конституционную норму внесены изменения, тогда вносятся изменения и в норму правового раздела, поскольку необходимо соответствие права в целом с конституцией. Главенство конституции подразумевает ряд юридических последствий, но в то же время оно обеспечено и гарантиями. Обеспечение главенства конституции означает и обеспечение социальной стабильности и правопорядка в государстве.
3 правовые гарантии главенства конституции:
Общий контроль применения конституции является результатом того, что вся государственная деятельность организована посредством конституции. Конституция определяет основные формы реализации государственной власти, категории государственных органов. В то же время, определяя государственную систему, конституция определяет и компетенцию государственных органов. Это осуществляется с учетом того, что власть народа не исключает, а, напротив, предполагает разделение полномочий и автономию государственных органов. Все органы государства должны осуществлять свою деятельность в соответствии и в пределах, установленных конституцией. Для того, чтобы это не осталось простым требованием, любая конституция организовывает комплексную и эффективную систему контроля за применением конституции. Этот общий контроль является и первым правовым поколением главенства конституции, он осуществляется посредством установленных форм и путей контроля.