Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Одна из основных обязанностей главы государства - следить за применением и соблюдением конституции всеми остальными органами власти, неправительственными органами, гражданами, политическими партиями, синдикатами и т.д.
Контроль конституционности законов - это организованная деятельность по проверке соответствия законов конституции. Как институт конституционного права, конституция содержит правила об органах, компетентных осуществлять такую проверку, ее процедуру, а также меры, принимаемые после осуществления этой процедуры. В общем, контроль конституционности законов считается гарантией главенства конституции.
Рассмотренное с точки зрения иерархии норм, главенство конституции подразумевает строгое соответствие всех правовых норм с буквой и духом конституции. Это соответствие проверяется и обеспечивается через контроль законности, который является составной частью государственной деятельности и который осуществляется постоянно в установленных формах и структурах. Контроль законности касается всех правовых актов, изданных органами власти, и он осуществляется, как правило, вышестоящими государственными органами, а иерархия предусматривает подчинение и контроль.
«Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон, ни какой другой правовой акт, противоречащий положениям Конституции, не имеет юридической силы».
48. Форма правления
Первыми дали классификацию формам правления историк Геродот и философы Платон и Аристотель. Выражением, давшим жизнь этому явлению, была «политическая власть», а критерием классификации послужило количество человек, обладавших властью. Они же вводят понятие «республика», означавшее все политические формы, в которых отсутствует потомственный глава государства и власть принадлежит народу.
Согласно Платону, в мире существуют следующие формы правления:
Аристотель предлагал три вида формы правления:
Л. Монтескье в особой манере разграничивал формы правления:
Форма правления выражает способ осуществления власти. Она независима от государственной структуры. Различные формы правления могут сменять друг друга в рамках одной государственной структуры и наоборот.
В конституционном праве под формой правления понимается способ создания и функционирования высших органов по отношению к отличительным чертам главы государства и с его отношениям с законодательной властью.
Форма правления это внешнее выражение сущности государства, определяемое структурой и правовым поведением высших органов государственной власти. Это система образования отношений между руководителем государства, высшими органами законодательной власти и исполнительной власти.
Основными формами правления являются: демократия, монократия, олигархия, смешанные формы и формы, специфические для социалистических государств.
Формы правления
Монархия (от греч. Monos - «один» и arche - «руководство») - форма правления, в которой высшая власть принадлежит одному лицу, монарху (король, царь, шах и т.п.). Монархи удерживают свою позицию в силу наследства (по рождению), а их мандат не ограничен во времени. Формы монархии это: абсолютная монархия и конституционная монархия (ограниченная).
Абсолютная монархия характеризуется тем, что абсолютная власть принадлежит монарху. Он является единственным законодателем, управляет публичной администрацией и является высшей судебной инстанцией. Будучи первой и самой древней формой правления, на сегодняшнем этапе она является редкостью. В качестве примера может служить монархия в Саудовской Аравии и Омане. Помимо других неограниченных полномочий, монархи этих государств являются и религиозными руководителями. Однако, власть этих монархов может быть ограничена королевской семьей, которая решает вопрос о наследовании трона и может обязать монарха отречься от престола. В абсолютных монархиях отсутствует законодательный орган.
Конституционная (ограниченная) монархия характеризуется тем, что полномочия главы государства ограничены нормативными положениями конституции соответствующего государства. В зависимости от степени этих разграничений выделяем дуалистическую монархию и парламентскую монархию.
Дуалистическая монархия является первоначальной формой ограниченной монархии, в рамках которой государственная власть осуществляется по принципу разделения властей в государстве, особенно законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть принадлежит парламенту, избранному кругом подчиненных (в зависимости от формы голосования и принципов избирательного права). Исполнительная власть поручена монарху, который осуществляет ее вместе с правительством, назначенным им. Судебная власть также принадлежит монарху. Монарх наделен правом отклонять законы, принятые парламентом, издавать указы - законы, обладающие силой законов, и распускать парламент. Правительство несет ответственность перед главой государства, такая форма правления существует в Марокко, Иордании, Кувейте.
Парламентская монархия является более развитой формой, по сравнению с дуалистической монархией. В настоящее время парламентская монархия существует в Великобритании, Бельгии, Швеции, Норвегии, Испании, Японии, Дании.
В парламентской монархии власть монарха не распространяется на законодательную сферу, будучи значительно ограничена сферой управления. Законы принимаются парламентом, монарх не обладает правом вето. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. В случае, если парламент выразил вотум недоверия правительству, последнее подает в отставку. Монарх не предпринимает самостоятельно никаких действий. Любой акт монарха должен быть контрассигнован подписью главы правительства или соответствующего министра. В рамках парламентской монархии монарх правит, но не управляет.
Республика (от.лат. res publica - «публичные дела») - форма правления, в которой граждане обладают суверенной властью и осуществляют ее через своих избранных представителей (парламент, президент). Правление республики противоположно правлению монархии, оно не наследственно и не пожизненно. Республика считается самой демократической формой правления. Республики подразделяются на президентские, парламентские и полу президентские.
Президентская республика отличается важной ролью президента в системе государственных органов:
руководитель государства избирается либо специальной коллегией делегатов (в США), либо прямым голосованием избирателей;
президент наделен отсрочивающим правом вето в отношении законов, принятых парламентом;
строгое разделение властей, при котором органы пользуются значительной независимостью во взаимных отношениях;
парламент не имеет права выражать вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распускать парламент;
президент является и главой исполнительной власти;
отсутствие формы ответственности правительства перед парламентом.
Типичным примером президентской республики являются США, где впервые была установлена эта форма правления. Система высших государственных органов строится по принципу «баланса и контрбаланса».
Парламентская республика основывается на концепции разделения властей в государстве. Эта форма правления характеризуется следующими аспектами:
глава государства избирается парламентом;
правительство формируется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом;
парламент наделен правом осуществлять контроль деятельности правительства;
парламент избирается народом всеобщим прямым тайным и свободно выраженным голосованием;
парламент может распустить правительство путем предоставления вотума недоверия;
полномочия главы государства осуществляются, как правило, правительством через главу правительства или министра, который ставит вторую подпись на актах главы государства.
Парламентская республика является нынешней формой правления в Германии, Венгрии, Италии, Индии, Чехии, Словакии, Эстонии и др. Благодаря исторической эволюции данной формы правления, сегодня говорим о: дуалистическом парламентском режиме (правительство несет ответственность и перед парламентом, и перед главой государства) и моноистистеческом парламентском режиме (правительство ответственно только перед парламентом).
Полупрезидентская республика - это форма правления, совмещающая отличительные черты президентской и парламентской республик. Франция и Португалия являются полу президентскими республиками.
49. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина
Основные права и свободы - это совокупность прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией в целях их обеспечения и свободного выражения. Граждане равны перед законом и перед органами публичной власти, без привилегий и без дискриминации. Никто не стоит превыше закона.
Основные права - это те субъективные права, неотъемлемые для свободного развития человеческой личности, которые установлены Конституцией и гарантируются Конституцией и законами.
Основные права граждан не отличаются от других субъективных прав ни по своей природе, ни по своему предмету. Эти права полностью обосновывают свое существование как категория, отдельная от других прав, своей экономической, социальной и политической значимостью. Это обосновывает теоретический и практический интерес возобновления обсуждения правовой природы основных прав.
Теория натуральных прав. - основные права людей следуют из самого факта рождения. Хотя этапы эволюции этой теории, соответствующие двум великим мыслителям античности, являются: объективное натуральное право и субъективное натуральное право.
Школа натурального права развивает две основополагающие идеи, а именно:
условие существования человека происходит от природного состояния, в котором люди жили в полном сосуществовании между собой. Согласно некоторым сторонникам этой идеи, человек в природном состоянии обладал полной свободой и был равным с остальными;
отказ от абсолютной свободы и принятие подчинения какой-либо власти.
Теория Ж.Ж. Руссо, содержащаяся в известной работе «Социальный договор», пытается узаконить власть, установленную по договору между людьми и властями. Было отмечено, что люди отчуждают всю свою свободу в пользу монарха. Томас Хобс указывает, что свобода всех уступлена в пользу одного человека или одного совета.
В соответствии с концепцией Лока, соблюдение природных прав обеспечено и гарантировано правильной организацией властей в государстве. Он отмечает, что если законодательная власть не соблюдает права индивидов, народ может выбрать себе другую власть, которая соблюдала бы обязательства, взятые на себя согласно социальному договору, а мера отказа индивидов от своих природных прав зависит от их общих условий и нужд, отдавая предпочтение как можно более меньшему отказу от этой свободы.
Школа натурального права передала свои идеи и оказала влияние на позднейшее принятие Французской декларации прав человека и гражданина в 1789 году.
Теория, в соответствии с которой основные права являются субъективными правами. Основные права и обязанности существуют только в рамках конкретного правового отношения, каким является отношение гражданства. Основные права не отличаются от субъективных прав ни по своей природе, ни по своему предмету.
Некоторые гражданские права имеют тот же предмет, что и субъективные права, возникшие в рамках трудовых правоотношений, гражданских или процессуальных правоотношений, соответственно право на труд и социальную защиту, право на частную собственность, право на защиту.
Основные права рождаются в правовых отношениях при выполнении срока или условия, предусмотренного законом, исключением является отношение гражданства, рождающееся вследствие приобретения гражданства по заявлению или путем восстановления. Влияние срока на наличие основных прав обусловлено развитием лица, его физическими и интеллектуальными способностями.