Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Гражданские, политические права и свободы (индивидуальные свободы, особенно первого поколения) возникли как меры защиты индивида от насилия и самовольности правителей, как требование равной правовой позиции перед законом. Затем последовали социальные, экономические и культурные права - права второго поколения - среди которых право на труд, право на воспитание, право на материальное обеспечение в старости, при болезни или недееспособности. Если юридические и политические права не предполагали, в принципе, конкретных действий со стороны государства помимо достижения свободы лица (их называли и называют также и отрицательными правами), то социальные, экономические и культурные права требуют от государства действий, мер, материальных гарантий. Социально- экономические права стали необходимыми особенно после принятия Всеобщей декларации прав человека, - события, вследствие которого и конституции должны были признать и провозгласить эти права.
В 70-х годах XX века стали актуальными новые права человека - права третьего поколения, названые и правами солидарности, в которые включены право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду и т.п., которые могут быть реализованы только путем сотрудничества государств, а не каждым из них в отдельности.
В то же время считается, что одним из прав человека является право на достойный уровень жизни. Понятие достойного уровня жизни включает в себя право на питание, на одежду, на удовлетворительное жилье. Или же теоретизировано как право человека право на уважение личной жизни, верно отмечая, что необходимо обратить внимание на размещение материи, содержащейся в данном понятии, с возможным риском включения в нее квази совокупности основных прав человеческой личности.
Классификация основных прав и свобод. Критерии классификации.
Необходимость классификации, упорядочивания, группирования и перечисления основных прав возникла сразу после того, как эти права были провозглашены в декларациях прав, а особенно в конституциях. В специализированной литературе были сделаны несколько классификаций. Самой компетентной для своего времени считается классификация, сделанная Пелегрино Росси во времена, когда во Франции принудительно изучалось конституционное право. Таким образом, он выделял три категории прав: частные, публичные, политические.
Другая часто встречаемая классификация представляет собой деление основных прав на две группы: гражданское равенство, индивидуальная свобода.
Паул Негулеску делил публичные свободы на две категории, а именно: первичные или главные свободы, вторичные или второстепенные свободы.
Характерным для юридической литературы периода до Второй мировой войны является тот факт, что в классификации прав не содержатся ни социально-экономические права, за некоторыми исключениями, ни политические права, поскольку исходя из того, что во Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года не говорилось ничего о “политических правах”, создается впечатление, что в понимании ее авторов они не считались правами, а способами осуществления какой-либо функции.
Классификация основных прав граждан Республики Молдова.
Первую категорию образуют права неприкосновенности, то есть те основные права, которые обеспечивают жизнедеятельность и способность передвижения, обеспечивают физическую безопасность индивида и безопасность его жилища. В эту категорию включены право на жизнь, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения, право на брак, на защиту семьи и ребенка.
Вторую категорию составляют социально-экономические и культурные права, то есть те права, которые обеспечивают материальное и культурное развитие личности, позволяя ей участвовать в общественной жизни. В эту категорию включены: право на труд, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или недееспособности, право молодых на обеспечение государством условий, необходимых для развития физических и интеллектуальных способностей, право на собственность, право на наследство, право на достойный уровень жизни, право на пользование самым высоким физическим и интеллектуальным уровнем, который может достичь человек.
Третья категория прав состоит из исключительно политических прав, то есть прав, которые по своему содержанию могут быть использованы при участии граждан в руководстве страны, в управлении, и избирательные права.
Четвертая категория состоит из социально-политических прав, то есть прав, которые граждане могут осуществлять по своему выбору, как в целях обеспечения своего материального развития, так и в целях участия в руководстве страны, а именно: свобода совести, свобода слова, свобода прессы, право на объединение, право на забастовку, свобода собраний, митингов и демонстраций, тайна переписки и телефонных переговоров, право на информацию.
Пятая категория состоит из гарантированных прав, то есть право на подачу петиций и право лица, ущемленного властью в своем праве посредством незаконного акта на требование у компетентных органов отмены акта и возмещения ущерба, в предусмотренных законом условиях.
В изложенной классификации не указано право на убежище, поскольку оно не является правом граждан РМ.
50. Понятие гражданства в Республики Молдова
Понятие гражданства двойственно: правовой институт и правовое условие.
Гражданство как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих социальные отношения, сгруппированные вокруг необходимости обеспечения полноты прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами, для тех лиц, которые своими интересами и чувствами, тесно связаны с судьбой нашего государства.
Гражданство представляет собой юридическое условие или статус, создаваемый правовыми нормами для тех лиц, которые наделены качеством «гражданина».
Гражданство - это качество физического лица, выражающее постоянную, не ограниченную во времени и пространстве, политикоправовую связь между этим физическим лицом и соответствующим государством. Качество гражданина придает указанному лицу полноту взаимных прав и обязанностей, установленных Конституцией и законами.
Гражданство выражает юридическую связь между лицом и государством, но не указывает на этническое происхождение лица.
Фундаментальное правовое регулирование гражданства осуществляется:
Основными принципами регулирования гражданства являются:
51. Способы голосования
Мажоритарная избирательная система.
В соответствии с правилами мажоритарной избирательной системы, считается избранным в данном избирательном округе кандидат или список кандидатов, которые набрали большинство голосов. Выделяем две основные формы мажоритарной системы: абсолютное большинство и относительное большинство.
Относительная мажоритарная система является самой простой избирательной системой, в соответствии с которой считается избранным тот кандидат, который получил большее количество голосов по сравнению с остальными противниками.
Абсолютная мажоритарная система. В рамках этой избирательной системы для получения представительского мандата необходимо набрать абсолютное большинство голосов (50+1). В этой избирательной системе, как правило, устанавливается минимальный уровень участия избирателей в выборах. Если этот уровень участия не достигнут, считается что выборы не состоялись или недействительны. Как правило, вследствие проведения выборов ни один кандидат не получает достаточное количество голосов. В гиком случае используется всеобщее голосование в двух турах или альтернативное голосование.
Мажоритарная избирательная система может быть:
Одноименная избирательная система - когда голос отдается одному единственному кандидату в одном избирательном округе. Эта система предусматривает боле простую организацию. Сегодня в государствах практикуете система с одним именем, территория страны делится на столько избирательных органов, сколько мандатов в наличии (соответственно количеству депутатов).
Многоименная избирательная система предполагает, что электорат избирает несколько кандидатов по списку, каждый избиратель голосует за количество кандидатов, которыми располагает представительный орган. Избирательная систем по списку может быть осложнена путем применени панашата и привилегированного голоса.
Панашат (панасаж) - это возможность избирателя самому; составлять список кандидатов, выбирая из нескольких предложенных списков.
Привилегированный голос предоставляет избирателю возможность изменять порядок номеров в списке кандидатов.
Если не принимается ни панасаж, ни привилегированный голос получается эдакий «заблокированный список»: избиратель не может его изменить и обязан голосовать за список полностью.
Избирательная система пропорционального представительства
Избирательная система пропорционального представительств; является самым демократическим методом определения результатов выборов. В соответствии с этой системой мандаты по каждому избирательному округу распределяются между партиями в соответствии с количеством голосов набранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малых партий, однако это может отрицательно отразиться на создании правительства в парламентских республиках, при условии, что ни одна партия не пользуется абсолютным большинством в правительстве. Пропорциональная система может применяться только в избирательных округах с несколькими мандатами: чем больше округ, тем больше и уровень пропорциональности может быть достигнут.
В конституционной практике известны очень много систем пропорционального представительства, а именно: система исправленных частностей, система самых крупных остатков, система Хондата, система единого количества и др.
В настоящее время, в большинстве систем пропорционального представительства, присвоение мандатов начинается с определения избирательного коэффициента в данном округе. Этот коэффициент получается путем деления количества поданных голосов на количество мандатов, распределенных избирательному округу. Затем начинается распределение мандатов между списками кандидатов на выборы в данном округе. Распределение осуществляется путем деления количества голосов, полученных по каждому списку, на избирательный коэффициент.
В мировой практике Г. в парламенте проводится различными способами: с использованием электронной системы, поднятием рук, с помощью бюллетеней, устным Г., выходом из зала заседаний либо вставанием с места, путем опроса парламентариев с закреплением их мнения в подписном листе и иными способами.
Открытое Г. - наиболее распространенный способ. Оно может проводиться как с помощью электронной системы, так и путем опроса, с закреплением мнения парламентариев в подписном листе. Открытое Г. может быть поименным. Результаты открытых Г. публикуются в специальных изданиях.
Тайное Г. призвано решать те же задачи, что и открытое, но при этом сохраняется анонимность волеизъявления каждого голосующего. Тайное Г. имеет приоритет - если требование о проведении поименного или тайного Г. выдвинуты одновременно, проводится тайное Г.
Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рей-тинговым, альтернативным и качественным.
Г. количественное представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому Г.
Рейтинго-вое Г. представляет собой ряд последовательных количественных Г. по каждому из вопросов. При этом объявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому Г. производится только по окончании Г. по всем вопросам.
Г. альтернативное - Г. только за один из вариантов формулировок вопроса, поставленного на Г. Подсчет голосов и объявление результатов в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам формулировок.
52. Основные обязанности
Основные обязанности - это обязанности граждан, существенные для выполнения задач общества; их реализация обеспечивается путем убеждения либо, при необходимости, используется принудительная сила государства; основные обязанности регулируются Конституцией.