Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Основные обязанности граждан составляют предмет Главы 3 Раздела II КРМ. Основные обязанности, предусмотренные этой главой Конституции, могут быть сгруппированы в две главные категории, в зависимости от предназначения защищать общество, учрежденное в государство, или обеспечивать мирное сосуществование граждан между собой.
Указанными двумя главными категориями являются:
Основные обязанности перед государством, в которые входят следующие обязанности граждан:
Основные обязанности, направленные на обеспечение мирного сосуществования граждан и остальных лиц, находящихся на территории страны:
Конституционное регулирование основных обязанностей.
Основные обязательства перед государством являются важной категорией содержащей самые главные обязанности граждан. Как отмечалось выше, к данной категории обязательств относятся следующие обязательства:
Преданность стране, которая предполагает и обязанность приносить присягу гражданами, назначаемыми на публичные должности. Эта обязанность имеет большое моральное значение, поскольку требует от гражданина уважительного отношения к прошлому страны, участливую преданность к совместным страданиям, и направлена на процветание страны. Конституция предусматривает, что «преданность стране священна». Отмечается тот факт, что обязанность преданности стране как общая обязанность принадлежит всем молдавским гражданам, независимо от того, находятся ли они в стране или за ее пределами. Преданность вытекает из качества гражданина государства. Конституция не делает различия между гражданами молдавской национальности и гражданами принадлежащими к национальным меньшинствам.
Защита родины предусматривает обязанность военной службы. Защита родины является священным правом и долгом каждого гражданина, всех тех, кто ощущает себя частью этого народа, этой земли. Обязанность защиты родины предусмотрена Конституцией, она требует от граждан готовности в любое время дать надлежащий отпор, как в случае военной агрессии, так и в случае отдаленных действий против страны. Защита родины является обязательством и мужчин и женщин. Защита родины это священное право и долг каждого гражданина.
Ч. 2 ст. 57 предусматривает осуществление военной службы. Военная служба является обязательной для мужчин граждан Молдовы, достигших 18-летний возраст, за исключением предусмотренных законом случаев, военная служба осуществляется в рядах вооруженных сил, предназначенных для национальной обороны, охраны границ и поддержания общественного порядка на условиях закона.
Обязанность участия в финансовых расходах. Эта обязанность также установлена Конституцией: «граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов» предусмотренных законом. Налоговая система, предусмотренная законом, как отмечено в Конституции - должна обеспечивать справедливое распределение бремени, равенство всех граждан и выполнении этой основной обязанности. Также, запрещены любые другие сборы, за исключением установленных законом в чрезвычайных ситуациях. Это положение толкуется в том смысле, что если в определенных зонах страны возникают чрезвычайные ситуации, органы публичной власти могут принять необходимые меры только в соответствии с законом. Некоторые категории граждан на основании специальных законов освобождены от обязательства уплаты налогов и пошлин: ветераны войны, инвалиды, пенсионеры по инвалидности и др. Таким образом, все граждане РМ, кроме указанных выше, обязаны участвовать в финансовых расходах на основании установленных законом налогов и пошлин.
Соблюдение Конституции и остальных законов. Это элементарная обязанность всех граждан, проживающих или резидентов РМ, независимо от того, является ли они гражданами РМ, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эта обязанность отмечена в виде основного принципа, согласно которому независимо от ответственности и от квалификации деяния (преступление, правонарушение или отклонение) следует, что была нарушена норма закона и ответственность равна в отношении всех граждан страны.
Обязанность граждан Молдовы, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлять добросовестно свои конституционные права и свободы. Добросовестное осуществление прав является противоположностью как превышения прав, так и нарушения законов.
Превышение прав относится как таковое к осуществлению определенного права в форме, кажущейся законной, однако способом, которым оно осуществляется, наносится ущерб законным правам и интересам других граждан или общему интересу.
Если для молдаван это обязательство является основным гражданским, то для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Молдовы, это является обязательством, вытекающим из необходимости соблюдения правопорядка, учрежденным вследствие осуществления суверенитета каждым государством.
Охрана окружающей среды и памятников, регулируется ст. 59 КРМ. Обязанность каждого гражданина охранять окружающую среду, исторические и культурные памятники.
Обязанность родителей состоит в том, чтобы обеспечить рост, воспитание и обучение детей, а последние обязаны помогать родителям и заботиться о них.
Граждане РМ пользуются правами и свободами, однако, при этом, они обладают и рядом обязанностей, которые должны выполнять. Эти обязанности являются обязанностями каждого гражданина в отдельности.
53. Принципы избирательного права
Избирательное право - совокупность правовых норм, регулирующих участие граждан в процессе образования избираемых центральных и местных государственных органов, а также выборы их должностных лиц (служащих), посредством избирательных прав и свобод гарантированных КРМ.
Избирательные принципы представляют собой ряд общепринятых основных стандартов, отражающих демократическую природу выборов в качестве конституционной базы публичной власти. Они определяют первичные условия регулирования избирательных прав. Избирательные принципы образуют координированную систему гарантий и процедур, обеспечивающих проведение честных выборов, осуществление и защиту избирательных прав граждан.
Учитывая отличительные черты конституционного права, избирательные принципы в РМ классифицируются:
Принципы организации и проведения выборов отражают начальные условия обеспечения избирательных отношений. Данная категория включает в себя:
Обязательность выборов: В РМ выборы являются единственным обязательным и законным способом формирования представительных центральных органов и органов местного публичного управления.
Достоверность выборов: Постановления избирательных советов и бюро, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми органами публичной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, партиями и другими обществено-политическими организациями и их органами, а также гражданами.
Периодичность выборов: полномочия представительских центральных органов публичной власти и органов местного самоуправления ограничены во времени, поэтому очередные выборы должны проходить в определенных интервалах времени. Интервалы времени определяются длительностью мандата соответствующего органа (лица).
Свобода выборов: данный принцип предусматривает, что в процессе организации и проведения выборов необходимо исключить любую форму принуждения в отношении участия граждан в выборах и процессе голосования. Любой гражданин выражает свое избирательную точку зрения без контроля и без привлечения ответственности за способ, в котором осуществил это свое право.
Альтернативность выборов: в списках; кандидатов должны быть зарегистрированы несколько кандидатов, случае большого количества мандатов, количест возарегистрированных кандидатов должно превышать количество оспариваемых мандатов. Этот принцип не установлен Кодексом выборах Республики Молдова.
Допустимость нескольких избирательных систем, ни Конституцией ни Кодекс о выборах РМ не содержат запретов об использовании различных избирательных систем в процессе организации центральных или местных выборов. Законодательство признает законный характер выборов, организованных по мажоритарной избирательной системе, пропорциональному представительству некоторых смешанных моделей.
Независимость избирательных органов, в целях эффективной реализации выборов и гарантирования избирательных прав граждан; создаются специальные избирательные органы. Эти избирательные органы независимы от государственных органов и от орган» местного самоуправления.
Принципы участия граждан РМ в выбора. Так, ст. 2 ч. 1 Кодекса о выборах РМ провозглашает, что «Граждане в РМ принимают участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании».
Всеобщее избирательное право: реализация избирательного права не зависит от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, занимаемой должности, религии, политической принадлежности, имущественного положения и т.п. Граждане РМ достигшее 18- летнего возраста, имеют право избирать, участвовать избирательных процедурах в соответствии с действующим законодательством. Препятствием в реализации данного права является проблема избирательного ценза. В истории парламентского права известны несколько видов избирательного ценза: ценз в отношении собственности, пола, расы, возраста, способностей, места жительства.
Равное избирательное право: предполагает, что граждане участвуют в выборах на равных условиях. Этот принцип обеспечивается путем предоставления веем избирателям равных возможностей с нормативной точки зрения начиная с выдвижения кандидатов, участия в избирательной компании и собственно голосования. «При любом голосовании каждый избиратель имеет только один голос. Каждый голос имеет одинаковую юридическую силу». (Кодекс о выборах РМ, ст. 4).
Прямое избирательное право предполагает, что граждане РМ, имеющие право голоса, выражают свое избирательное мнение в процессе выборов без вмешательства других лиц. Ст. 53 ч. 1 Кодекса о выборах РМ предусматривает, что каждый человек голосует лично. Голосование вместо других лиц не допускается.
Тайное голосование. Голосование в тайных условиях исключает любой контроль со стороны любых органов или должностных лиц способа, в котором граждане выразили или выражают избирательное мнение. «Голосование на выборах и (или) референдуме является тайным, тем самым исключается возможность воздействия на волеизъявление избирателя» (Кодекс о выборах РМ, ст. 6).
Свободное голосование. Данный принцип предоставляет избирателю возможность лично решать о необходимости и целесообразности своего участия в выборах. Никто не вправе оказывать давление на избирателя с целью заставить его голосовать или не голосовать, а также с целью помешать ему самостоятельно выразить свою волю.
Дополнительные принципы: публичность, прозрачность, территориальный характер выборов и ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
54. Полномочия Парламента Республики Молдова
Из конституционного статуса парламента и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокупность его полномочий.
Говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно следующие основные полномочия.
Законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции парламента — принятие законов. Прерогативой именно парламента является, как правило, принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комитетах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в принятии законов. Хотя не во всех странах парламентарии обладают правом законодательной инициативы, в большинстве государств (Великобритания, Италия и др.) они имеют такое право. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.
Полномочия в области финансов — это прежде всего полномочия парламента по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по специальной процедуре, отличной от принятия обычных законов. Через закон о государственном бюджете парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в утвержденном объеме и согласно росписи расходов, а также возлагает на него обязанность собрать необходимые для этого налоги и другие поступления. В финансовую компетенцию парламента входит обычно и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. В компетенцию парламента включается также установление налогов и сборов, налоговых льгот. Иногда сюда относятся полномочия по принятию решений по внешним и внутренним займам государства, о денежной эмиссии, о создании многообразных внебюджетных фондов и т.д.