Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
Конституция Российской Федерации не определяет понятие “общепризнанные принципы и нормы международного права”, не указывает источники таких принципов и норм, не предоставляет средств и методов для их выявления и установления их содержания.
Отмеченная недосказанность
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в уже упоминавшемся Постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. высказал такое мнение: “Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы”. Казалось бы, Верховный Суд, по существу дав толкование положения Конституции, вторгся в компетенцию Конституционного Суда, который частью 5 статьи 125 Конституции уполномочен давать такое толкование. Однако Конституционный Суд склонился к позиции Верховного Суда, записав в одном из своих решений следующее: “По смыслу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, в случае, если обнаруживается, что какая-либо норма противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права или международным договорам Российской Федерации, при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов”. На это специально обращалось внимание судов всех инстанций в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 г. Таким образом, по мнению двух высших российских судебных органов, источником закрепления общепризнанных принципов и норм международного права для целей их применения судами являются “международные пакты, конвенции и иные документы” или “международные акты”.
Это не означает, что общепризнанным принципам и нормам международного права, не закрепленным в указанных источниках, закрыт путь в российскую правовую систему, просто они не будут иметь приоритета перед правилами национального закона.
Анализируя часть 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации, необходимо помнить
о части 1 той же статьи, которая
гласит: “Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации”.
Что касается международных договоров,
то в соответствии с частью 6 статьи
125 Конституции “не
Решая дела о толковании Конституции,
Суд нечасто обращается к международно-правовым
аргументам. Да и заявителей по таким
делам пока мало интересовали те положения
Конституции, в которых упоминаются общепризнанные
нормы и принципы международного права
или международные договоры Российской
Федерации. Одним из исключений стал запрос
Думы Чукотского автономного округа о
толковании статьи 69 Конституции Российской
Федерации, которая гласит: “Российская
Федерация гарантирует права коренных
малочисленных народов в соответствии
с общепризнанными нормами и принципами
международного права или международными
договорами Российской Федерации”.
Заявитель просил, среди прочего, разъяснить,
каковы права коренных малочисленных
народов в соответствии с международным
правом, имеют ли общепризнанные принципы
и нормы международного права приоритет
по отношению к нормативным правовым актам
Федерации и ее субъектов, каков порядок
применения таких принципов и норм. В кратком
решении, вынесенном в декабре 1996 года,
Суд отказал заявителю в рассмотрении
его запроса, сказав, что, “отвечая на
поставленные вопросы, Конституционный
Суд Российской Федерации был бы вынужден,
по сути, сформулировать конкретные правовые
нормы, которые определяли бы правовой
статус коренных малочисленных народов,
их права и т.д., что явилось бы вторжением
в компетенцию законодателя”.
В целом практика Конституционного
Суда Российской Федерации в отношении
международного права была неровной
и неоднозначной. С самого начала
своей деятельности Суд регулярно
упоминал международные договоры или
делал ссылки на общепризнанные нормы
и принципы международного права, не
всегда уточняя, какие именно нормы
и принципы он имеет в виду. Однако,
обращаясь к норме
Иные из таких отклонений могут
показаться прогрессивными. Например,
в нескольких решениях Конституционный
Суд сформулировал свое понимание
права на ограничение прав и свобод
человека, которое расширяет перечень
не подлежащих ограничению прав и
свобод, предусмотренный статьей 4 Международного
пакта о гражданских и
Любопытной тенденцией стало стремление Конституционного Суда давать ненавязчивые подсказки другим судам или законодателям в отношении применения международного права. В решении 1995 года по делу о конституционности ряда актов Президента и Правительства в связи с событиями в Чеченской Республике Суд упомянул Дополнительный Протокол II к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Он не анализировал сам документ, однако недвусмысленно указал законодателю, что упорядочение законодательства об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о регулировании других возникающих в условиях экстраординарных ситуаций и конфликтов вопросов должно осуществляться с учетом Протокола.
Заключение
1. Конституционные суды
и иные органы
Так, в своем постановлении от 11 октября 2000 года № 18/2 Конституционный Совет Республики Казахстан в ходе официального толкования пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан для обоснования своих выводов апеллирует указанному принципу Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 года.
2. Официальное толкование
и иное разъяснение
3. Если конституционные
суды и иные органы
В пользу такого вывода свидетельствуют закрепленные в конституциях (к примеру, в Конституции Республики Беларусь ст. 8, 116 и др.) правила о приоритете норм международных договоров при расхождении норм национального законодательства и международных актов.
4. Возможности конституционных
судов и иных органов
5. Конституционные суды
и иные органы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гаджиев Г.А. Правовые
позиции Конституционного суда
РФ как новый источник
2 Витрук Н.В.Конституционное правосудие в России (1991–2001годы): Очерки теории и практики. – М.: «Городец–издат», 2001.– 508 с.
3 Курис Э. Субъекты
с правом обращения в
4 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Учебное пособие. – М.: Юрид. издат. дом, 1997. – 512 с.
5 Нуссбергер А. Актуальные
проблемы в области
6 Конституционное правосудие
в странах СНГ и Балтии // Дайджест
официальных материалов и
7 Юрковский А.В. Республика
Корея: некоторые особенности
конституционного
8 Анита Ушацка. Роль
Конституционного Суда в
9 Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – Минск, 2004. – №4. – С.44–46. / http: // www.kc.gov.by
10 Конституционное правосудие
в странах СНГ и Балтии // Дайджест
официальных материалов и
11 Конституции государств Восточной Европы // Учебное и справочное пособие. – М., 1996. – 460 с.
12 Конституционное правосудие
в странах СНГ и Балтии // Дайджест
официальных материалов и
13 «Ошибка ценою в 40
млрд. или как депутаты Мажилиса
устраняли «косяки»
14 Айтхожин К.К. О
15 Конституции стран СНГ / Сост. Булуктаев Ю. – Алматы: Жетi жарѕы, 1999. – 416 с.
16 Штайнбергер Х. Современный немецкий конституционализм. – М., 1994. – 50 с.
17 Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. Энтина Л.М. – М.: Норма, 2000. – 720 c.
18 Арнольд Р. Международное
право в немецком правопорядке.
Общепризнанные принципы и
19 Конституционное правосудие
в странах СНГ и Балтии // Дайджест
официальных материалов и
20 Международное право
и защита прав человека
21 Римский статут –
дополнительная гарантия
22 «О присоединении Республики
к Конвенции о предупреждении
преступления геноцида и
23 Ламберт–Аведелгавад
Э. Международный уголовный суд
и адаптация Конституций: