Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
Стоит отметить, что признавая международное право частью внутригосударственного права, современные государства по-разному определяют их место в правовой системе. Так, в одном из своих решений Верховный Суд США признал, что «обычное международное право является частью права страны в целях применения всеми судами общей юрисдикции лишь в том случае, если отсутствует международный договор либо иной нормативный акт органов исполнительной, законодательной и судебной власти.
Несколько иначе решается вопрос в европейских странах. В Германии нормы общего международного права не только включены в право страны, но и имеют преимущественную силу перед законами. Как отмечают ученые, «если Суд сомневается, относится ли норма международного права, определяющая решение по делу, к правовой системе страны, то он должен обратиться за разъяснениями в Федеральный Конституционный Суд». Суды общей юрисдикции также обязаны обращаться и в том случае, когда не уверены в существовании такой нормы. Это правило, прежде всего, преследует цель недопущения ситуации, при которой Германия могла бы быть ответственной за то, что в решениях ее судов нарушаются общепризнанные нормы международного права. Аналогичная процедура предусмотрена в Греции и некоторых других странах [16, с.29].
В Великобритании, напротив,
положения международного договора
приобретают юридическую силу лишь
в результате издания специального
акта. Специфика заключаемых
Процессы глобализации правового
пространства, все явственнее в последние
годы проявляющиеся, повышают значение
норм международного права при решении
внутригосударственных
Такая концепция взаимоотношений
отдельного государства и международных
институтов является, на наш взгляд,
не ущемлением государственного суверенитета,
а, наоборот, наполнением его оптимальным
содержанием, позволяющим исключить
сползание государства к
Для нашего законодательства и практики его реализации очень важен учет положений международных документов, которые выступают в качестве своего рода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.
С одной стороны, государство
в силу суверенитета свободно в определении
собственной государственно-
В конституционном
В зависимости от того, какое
место в системе права
1) международные нормы имеют конституционный статус;
2) статус международных норм выше обычного закона;
3) международные нормы соответствуют обычному закону.
Международные договоры подвергаются конституционному контролю во многих странах мира. Данный вид контроля предусмотрен конституционным законодательством Армении, России, Украины, Грузии, Германии, Испании, Италии и других стран. Однако, если в Армении и Азербайджане такой контроль возможен только в предварительном порядке, тогда как в Грузии, Украине и Молдове – как в предварительном, так и последующем порядке. Некоторые особенности свойственны правовой системе Германии, где Конституционный Суд наделен правом проверки законов об одобрении международно-правовых договоров, которые имеют две функции: во-первых, уполномачивают федерального Президента сделать договор обязательным с позиции международного права, т.е. ратифицировать его, и, во-вторых, трансформируют договор во внутреннее право, которое затем может применяться государственными органами. «Законы об одобрении», по мнению ученых, не относятся к законам как к таковым. Это акты парламентского участия в осуществлении внешней политики Правительства. В процессе одобрения применяется принцип лояльности федерального органа, выработанный Конституционным Судом, на основе которого Президенту (если того пожелают Бундестаг и Федеральный Канцлер) предстоит осуществить ратификацию. Причем в одобрении нуждаются не только договоры, которые заключаются государствами как субъектами международного права, но и так называемые правительственные соглашения [18, с.193-195].
Однако, несмотря на наличие
в конституционном
Между тем, отсутствие практики не означает, что органы конституционного контроля стран СНГ и Балтии не вовлечены в процесс толкования и применения международно-правовых норм. В этом направлении значительную активность проявляет, прежде всего, Конституционный Суд Российской Федерации, демонстрируя широкие возможности использования норм международного права для аргументации своих правовых позиций [20, с. 81-87]. Характерно, что ссылки на международные документы в практике Конституционного Суда не носят исключительного характера, а всегда сопряжены с применением норм внутригосударственного права. Между тем, подобная взаимосвязь является вполне логичной, соответствующей европейским стандартам и призвана гарантировать наивысшую защищенность прав и свобод граждан.
Практика показывает, что оценка конституционности отдельных договоров в решениях органов конституционного контроля может существенно различаться. Примером в этом отношении служит Статут Международного Уголовного Суда (Римский Статут). В настоящее время он подписан более чем 100 странами мира, среди которых Великобритания, Италия, Франция, Таджикистан, Украина и другие [21]. Республика Казахстан, хотя и не присоединилась к нему, но вместе с тем, приняла ряд законов, направленных на борьбу с международными преступлениями [22]. Этот документ, среди прочего, предусматривает создание постоянно действующего Международного Уголовного Суда (МУС), в юрисдикцию которого входит право осуществлять международное правосудие. Не затрагивая уголовно-правовые аспекты данного института проанализируем соотношение Статута с нормами внутригосударственного права, поскольку процедура возможной ратификации ставит ряд вопросов, которые могут быть актуальны и для Казахстана.
Прежде всего, отметим, что
этот документ, запрещает делать какие-либо
оговорки к нему, т.е. все его нормы
должны иметь одинаковое распространение
в отношении всех субъектов, его
подписавших. Именно это обстоятельство
на практике привело к необходимости
активного участия органов
Аналогичные правовые позиции
были сформулированы и Государственным
Советом Люксембурга. Конституционный
Совет Франции, рассматривая Статут
на предмет конституционности, также
указал, что полномочие Международного
Уголовного Суда преследовать любое
лицо, несовместимо с иммунитетом, предоставленным
Конституцией страны Президенту Республики,
членам Правительства и Парламента.
Стоит заметить, что правовые позиции
Конституционного Совета, в силу своей
нормативности обязали
Несколько отличную позицию
по данной проблеме занял Конституционный
Суд Украины, заявив, что положения
Статута об иммунитете не нарушают
Конституцию, а напротив, позволяют
привлекать к ответственности всех
лиц, что вполне согласуется с
принципами равенства. Что же касается
права помилования и амнистии,
то органы конституционного контроля
Бельгии, Франции и Люксембурга
посчитали, что это полномочие относится
к ведению соответствующих
Рассмотрение международных договоров в практике конституционного контроля значительно обогащает правовые знания о международном праве, обеспечивает взаимосвязь норм Конституции с внешнеполитическим курсом государства. Можно предположить, что в случае ратификации Статута Республикой Казахстан могут возникнуть некоторые противоречия не только с нормами Конституции, закрепляющими, что правосудие осуществляется только судом, но и с правовыми позициями Конституционного Совета, выраженными им в актах официального толкования [24].
Между тем, возрастание роли
судебных органов конституционного
контроля в согласовании норм национального
и международного права объясняется
их широкими возможностями. В Российской
Федерации, например, в практике Конституционного
Суда международно-правовой аспект присутствует
при разрешении самых различных
дел. Профессор Зорькин В.Д., по этому
поводу отмечает, что «по делам, затрагивающим
права и свободы граждан, Конституционный
Суд неоднократно подчеркивал значение
конституционного права каждого
обращаться в соответствии с международными
договорами в межгосударственные органы
по защите прав и свобод, если исчерпаны
все имеющиеся
Приведенные примеры свидетельствует
о многогранности проблемы применения
норм международного права и их адаптацией
к внутреннему
Сегодня в системе международного права действует огромное количество норм и общих принципов, которые, в той или форме, находят свое отражение в международных договорах. Основные из них зафиксированы в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 года и в Декларации принципов, содержащихся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [27, с.57]. Для государств, в случае ратификации международного договора ее нормы и принципы будут иметь императивный характер, остальные - скорее могут быть диспозитивными, когда государство вправе самостоятельно выбирать варианты возможного поведения. Например, если национальные Конституции содержат нормы о приоритетности международного права над внутригосударственным, как таковой проблемы не возникает. Такие нормы есть в Конституциях Казахстана, России, Германии и других стран. В отдельных случаях приоритетность может быть установлена актом толкования. Так, в 2006 году Конституционный Суд Испании, опираясь на принцип первичности международного права над национальным постановил, что «министерство юстиции имеет право расследовать любые преступления против человечества, в том числе и геноцид, и привлекать к ответственности подозреваемых, безотносительно того являлись ли жертвы или преступники испанцами» [28].