Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.

Содержание работы

Введение

Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах

Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля

Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Конституционный контроль в зарубежных странах.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Так, Конституционный Совет  Франции рассматривает на соответствие Конституции международные договоры до их ратификации. Соответствующие  обращения могут быть переданы в  Конституционный Совет Президентом, Премьер-министром, Председателями Палат  Парламента, шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами Национального  Собрания Франции [38, с. 173].

Органы конституционного контроля Азербайджана, Армении, России, Таджикистана и Эстонии осуществляют предварительную проверку конституционности  международных договоров. Кроме  того, в Армении контроль нератифицированных международных договоров является обязательным. В Грузии, Литве, Украине  допускается как предварительный, так и последующий конституционный  контроль международных договоров. Законодательством Беларуси, Латвии, Молдовы, Узбекистана предусмотрен лишь последующий конституционный  контроль международных договоров. Конституционный суд Венгрии  также осуществляет предварительный  контроль международных договоров  на предмет конституционности [39, с. 77].

Обобщая практику заимствования  норм международного права национальным законодательством и роли в этом вопросе органа конституционного контроля Украины профессор М.А. Баймуратов отмечает, что «имплементацию норм международного права необходимо и  целесообразно рассматривать в  качестве самостоятельной системы, приводящей в действие эту макросистему – систему норм международного права, обеспечивая, тем самым, достижение конечного результата – международно-правовое регулирование отношений по соблюдению правил поведения государства на международной арене и в отношениях друг с другом» [40, с. 46].

Как уже было отмечено, в  Республике Казахстан основным методом  конституционного согласования и координирования  национального и международного права является полномочие Конституционного Совета по рассмотрению до ратификации международных договоров Республики на предмет их соответствия нормам Конституции, предусмотренное подпунктом 3) пункта 1 статьи 72 Основного Закона, что позволяет избежать коллизий между национальным правом и пакетом международных обязательств Республики.

Правовые последствия  обращения уполномоченных субъектов  и рассмотрения Советом международного договора на соответствие Конституции  до ратификации установлены в  пункте 2 статьи 73 и пункте 1 статьи 74 Основного Закона Республики. В случае обращения в Конституционный  Совет по вопросам предварительного контроля течение срока ратификации  соответствующих актов приостанавливается. Международные договоры, признанные не соответствующими Конституции, не подлежат ратификации.

В данном конституционном  контексте могут возникнуть вопросы, касающиеся конституционного производства и законодательного процесса. Первое, на какой стадии законодательного процесса международный договор может  стать объектом рассмотрения Советом. Второе, что является объектом рассмотрения: закон, принятый Парламентом о ратификации  либо положения ратифицируемого  договора. В законодательной практике Казахстана ратификация осуществляется путем последовательного одобрения  Мажилисом и принятия Сенатом  Парламента закона о ратификации  или присоединении к тем, или  иным международным договорам Республики. Однако процесс ратификации считается  завершенным только после подписания такого закона Главой государства. Соответственно международный договор может  быть предметом предварительного контроля в промежутке инициирования ратификации  международного договора и подписания его Президентом Республики. Считаем, что подписанный Президентом  закон о ратификации не может  быть предметом предварительного рассмотрения его Конституционным Советом.

Полагаем, что при обращении  уполномоченных субъектов в Конституционный  Совет с вопросом о рассмотрении на соответствие Конституции не ратифицированного  международного договора на стадии одобрения  Мажилисом и принятия Сенатом  соответствующего закона только нормы  международного договора могут быть предметом конституционного производства. При обращении с таким вопросом Главы государства после принятия Парламентом закона, могут быть рассмотрены  не только нормативное содержание международного договора, но и конституционность  процедуры принятия закона о ратификации.

Рассмотрение на соответствие международных договоров Республики нормам Конституции до их ратификации  обладает рядом преимуществ. Одним  из них является предотвращение тех  нежелательных последствий, которые могут противоречить интересам общества, его граждан, а главное, конституционным принципам и нормам.

Необходимо отметить, что  если предметом предварительного контроля могут быть только международные  акты, подлежащие ратификации, то предметом  последующего контроля могут быть все  международные правовые акты не зависимо от формы способа выражения государством своего согласия на обязательность для  него международного договора.

Конституционное признание  действующим правом международных  договоров и иных обязательств Республики, расширяет поле деятельности Конституционного Совета по осуществлению контроля в  отношении указанных актов. Конституционный  Совет вправе рассматривать конституционность  ратифицированных международных договоров  Республики, а также других международных  актов по представлениям судов в  порядке последующего контроля. В  качестве примера в этом вопросе  можно привести признание неконституционным  ряд положений договоров между  Казахстаном и Россией по вопросам аренды космического комплекса «Байконур» по обращению Кызылординского областного суда [41, с. 67].

Формой обеспечения взаимосвязи  национального и международного права можно признать дополнительное обоснование нормами международных  договоров итоговых решений Конституционного Совета. Так при рассмотрении обращений, предметом которых не являются сами международные договоры, Конституционный  Совет нередко констатирует противоречие или, наоборот, соответствие оспариваемых положений национального права  общепризнанным принципам и нормам международного права. Изложенное говорит  о том, что на практике Конституционный  Совет применяет международные  принципы и нормы в качестве стандарта, а также дополнительного довода в пользу своих правовых позиций, вырабатываемых на основе Конституции.

Аргументируя свои доводы в мотивировочной части своего итогового  решения с использованием норм международного права, Конституционный Совет придает  своему решению дополнительный вес  и показывает, что нормы международного права являются важным критерием  конституционно-правовой системы Республики.

Так, в одном из своих  постановлений, обосновывая конституционность  принятого Парламентом Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах  в Республике Казахстан», Совет отметил, что статья 25 Международного пакта  о гражданских и политических правах запрещает необоснованные ограничения  права голосовать и права быть избранным. Обоснованные ограничения  гражданских и политических прав, в том числе, избирательного права, Пакт не исключает при условии, что  такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут дискриминации на основе признаков расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Также Совет указал, что Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года предусматривает установление государствами-участниками в той мере, в какой это отвечает конституционным принципам их правовых систем, процедур лишения права занимать публичные должности, включая в законодательном органе (пункты 2 и 7 статьи 30 Конвенции) (см. постановление Конституционного Совета от 9 апреля 2004 года № 5).

Отдельную, обособленную форму  обеспечения взаимодействия национального  и международного права составляет, безусловно, официальное толкование норм Конституции Конституционным  Советом.

Так, в одном из недавно  принятых постановлений по разъяснению  подпункта 7) статьи 54 Конституции, рассматривая вопросы определения правового  статуса международных договоров  о присоединении и вытекающих из этого юридических последствий, Совет указал, что Основной Закон  Республики придает особое значение ратификации, как способу выражения  согласия государства на обязательность для него международного договора. Акты Республики Казахстан о ратификации  международных договоров и акты Республики Казахстан о присоединении  к международным договорам являются равнозначными по своей юридической  силе и правовым последствиям. В  этой связи международные договоры, обязательность которых для Казахстана установлена нормативными правовыми  актами о присоединении к международным  договорам, принятые высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции и указами  Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, приравниваются к ратифицированным Республикой Казахстан международным  договорам. Нератифицированные международные  договоры Республики Казахстан приоритетом  перед законами Республики не обладают и должны исполняться в той  мере, в какой они не входят в  противоречие с законами Республики. Законодатель вправе путем принятия закона установить порядок, обеспечивающий выполнение взятых на себя Республикой  международных обязательств с определением соотношения действия законов и  нератифицированных международных  договоров Республики Казахстан (см. постановление Конституционного Совета от 18 мая 2006 года № 2).

При официальном толковании статьи 8 Конституции, Конституционный  Совет установил, что норма указанной  статьи Конституции об уважении Республикой  принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать  их при создании национального права. При этом, действующее право Республики Казахстан должно соответствовать  нормам Конституции Республики и  приоритет перед законами имеют  только международные договоры, ратифицированные Республикой (см. постановление Конституционного Совета от 12 апреля 2001 года N 1/2).

В постановлении об официальном  толковании пункта 3 статьи 4 Конституции  Совет для обоснования своих  выводов апеллируя Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 года, указывает, что закрепляя  принцип «pacta sunt servanda» - «каждый действующий  договор обязателен для его участников и должен ими добровольно выполняться» (статья 26), Конвенция не определяет порядка исполнения договора. Совет  также отмечает, что это (т.е. правила, установленные в Конвенции. прим. авторов) относится к конституционным  и законодательным прерогативам государств и вытекает из общепризнанного  принципа международного права - суверенного  равенства государств (см.: постановление  Конституционного Совета от 11 октября 2000 года № 18/2).

Конституционный Совет Республики Казахстан, обеспечивая верховенство Конституции на территории Республики, в своей практике прибегает к  использованию принципов международного права и нормам международных  обязательств Республики для аргументации и подкрепления своих позиций.

Нормы международных договоров, подлежащих ратификации, а также  являющиеся действующим правом Республики, в случае обращения уполномоченных субъектов по вопросу их соответствия Конституции становятся объектами  конституционного производства. Обнаружение  противоречия между Конституцией и  нормами международного права не означает автоматическое исключение такой  нормы из структуры международного правового документа. Для последующего (дальнейшего) внедрения в национальную правовую систему такого международного акта необходимо, на наш взгляд, придерживаться правового механизма, предусмотренного вышеупомянутой Венской Конвенцией, а именно в случае коллизии между  ними стороны договоров имеют  возможность разрешать ее путем  согласительных процедур и принятия иных мер по преодолению коллизии.

В целом деятельность Конституционного Совета играет положительную роль в  формировании демократических институтов общества и правового государства, в реализации конституционного принципа уважения прав и свобод человека и  гражданина, в достижении международно-правовых стандартов в этой сфере. Стратегической для деятельности Конституционного Совета является ориентировка на утверждение  общепризнанных принципов и норм международного права как концентрированного правового выражения достижений прогресса в мировом общественном развитии.

Использование в конституционном  производстве норм международного права, а также дополнительное обоснование  ими итоговых решений Конституционного Совета, является конституционной технологией, способствующей применению общепризнанных принципов и норм международного права на территории Республики Казахстан.

 

 

    1. Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

 

В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов  международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. При  этом не допускается заключение международных  договоров, которые противоречат Конституции. Эта фундаментальная норма свидетельствует  о стремлении законодателя строить  независимое государство на правовых демократических принципах. Здесь  есть несколько аспектов. Признание  приоритета общепризнанных принципов  международного права означает не что  иное, как определение вектора  развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись "обеспечивает соответствие им законодательства". С учетом общепризнанных принципов  международного права должно осуществляться "наполнение" конституционных  норм, определение их содержания [42].

В нашем законодательстве до недавнего времени не было общей  формулировки, согласно которой международные  договоры, заключенные в соответствии с конституционной процедурой, составляют неотъемлемую часть белорусского права  и республиканского законодательства. В отдельных правовых источниках (кодексах, законах) иногда подчеркивалось верховенство международного договора по отношению к конкретному нормативному акту. Однако для непосредственного  применения международного договора этого  еще недостаточно. Законом от 23 октября 1991 г. "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров  Республики Беларусь" в редакции от 8 июля 1998 г. (в настоящее время  – Закон "О международных договорах  Республики Беларусь") предусмотрена  определенная процедура имплементации  международных договоров во внутреннее законодательство. Важно иметь в  виду, что согласно новой редакции статьи 15 Закона общепризнанные принципы международного права и нормы  международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь права. При этом предусмотрено, что нормы права, содержащиеся в  международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме  случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких  норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора [43].

Информация о работе Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля