Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
Так, Конституционный Совет
Франции рассматривает на соответствие
Конституции международные
Органы конституционного
контроля Азербайджана, Армении, России,
Таджикистана и Эстонии осуществляют
предварительную проверку конституционности
международных договоров. Кроме
того, в Армении контроль нератифицированных
международных договоров
Обобщая практику заимствования
норм международного права национальным
законодательством и роли в этом
вопросе органа конституционного контроля
Украины профессор М.А. Баймуратов
отмечает, что «имплементацию норм
международного права необходимо и
целесообразно рассматривать в
качестве самостоятельной системы,
приводящей в действие эту макросистему
– систему норм международного права,
обеспечивая, тем самым, достижение
конечного результата – международно-правовое
регулирование отношений по соблюдению
правил поведения государства на
международной арене и в
Как уже было отмечено, в Республике Казахстан основным методом конституционного согласования и координирования национального и международного права является полномочие Конституционного Совета по рассмотрению до ратификации международных договоров Республики на предмет их соответствия нормам Конституции, предусмотренное подпунктом 3) пункта 1 статьи 72 Основного Закона, что позволяет избежать коллизий между национальным правом и пакетом международных обязательств Республики.
Правовые последствия
обращения уполномоченных субъектов
и рассмотрения Советом международного
договора на соответствие Конституции
до ратификации установлены в
пункте 2 статьи 73 и пункте 1 статьи 74
Основного Закона Республики. В случае
обращения в Конституционный
Совет по вопросам предварительного
контроля течение срока ратификации
соответствующих актов
В данном конституционном
контексте могут возникнуть вопросы,
касающиеся конституционного производства
и законодательного процесса. Первое,
на какой стадии законодательного процесса
международный договор может
стать объектом рассмотрения Советом.
Второе, что является объектом рассмотрения:
закон, принятый Парламентом о ратификации
либо положения ратифицируемого
договора. В законодательной практике
Казахстана ратификация осуществляется
путем последовательного
Полагаем, что при обращении
уполномоченных субъектов в Конституционный
Совет с вопросом о рассмотрении
на соответствие Конституции не ратифицированного
международного договора на стадии одобрения
Мажилисом и принятия Сенатом
соответствующего закона только нормы
международного договора могут быть
предметом конституционного производства.
При обращении с таким вопросом
Главы государства после
Рассмотрение на соответствие
международных договоров
Необходимо отметить, что
если предметом предварительного контроля
могут быть только международные
акты, подлежащие ратификации, то предметом
последующего контроля могут быть все
международные правовые акты не зависимо
от формы способа выражения
Конституционное признание
действующим правом международных
договоров и иных обязательств Республики,
расширяет поле деятельности Конституционного
Совета по осуществлению контроля в
отношении указанных актов. Конституционный
Совет вправе рассматривать
Формой обеспечения
Аргументируя свои доводы в мотивировочной части своего итогового решения с использованием норм международного права, Конституционный Совет придает своему решению дополнительный вес и показывает, что нормы международного права являются важным критерием конституционно-правовой системы Республики.
Так, в одном из своих
постановлений, обосновывая конституционность
принятого Парламентом
Отдельную, обособленную форму обеспечения взаимодействия национального и международного права составляет, безусловно, официальное толкование норм Конституции Конституционным Советом.
Так, в одном из недавно
принятых постановлений по разъяснению
подпункта 7) статьи 54 Конституции, рассматривая
вопросы определения правового
статуса международных
При официальном толковании статьи 8 Конституции, Конституционный Совет установил, что норма указанной статьи Конституции об уважении Республикой принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать их при создании национального права. При этом, действующее право Республики Казахстан должно соответствовать нормам Конституции Республики и приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой (см. постановление Конституционного Совета от 12 апреля 2001 года N 1/2).
В постановлении об официальном
толковании пункта 3 статьи 4 Конституции
Совет для обоснования своих
выводов апеллируя Венской
Конституционный Совет Республики
Казахстан, обеспечивая верховенство
Конституции на территории Республики,
в своей практике прибегает к
использованию принципов
Нормы международных договоров, подлежащих ратификации, а также являющиеся действующим правом Республики, в случае обращения уполномоченных субъектов по вопросу их соответствия Конституции становятся объектами конституционного производства. Обнаружение противоречия между Конституцией и нормами международного права не означает автоматическое исключение такой нормы из структуры международного правового документа. Для последующего (дальнейшего) внедрения в национальную правовую систему такого международного акта необходимо, на наш взгляд, придерживаться правового механизма, предусмотренного вышеупомянутой Венской Конвенцией, а именно в случае коллизии между ними стороны договоров имеют возможность разрешать ее путем согласительных процедур и принятия иных мер по преодолению коллизии.
В целом деятельность Конституционного
Совета играет положительную роль в
формировании демократических институтов
общества и правового государства,
в реализации конституционного принципа
уважения прав и свобод человека и
гражданина, в достижении международно-правовых
стандартов в этой сфере. Стратегической
для деятельности Конституционного
Совета является ориентировка на утверждение
общепризнанных принципов и норм
международного права как концентрированного
правового выражения достижений
прогресса в мировом
Использование в конституционном производстве норм международного права, а также дополнительное обоснование ими итоговых решений Конституционного Совета, является конституционной технологией, способствующей применению общепризнанных принципов и норм международного права на территории Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 8
Конституции Республика Беларусь признает
приоритет общепризнанных принципов
международного права и обеспечивает
соответствие им законодательства. При
этом не допускается заключение международных
договоров, которые противоречат Конституции.
Эта фундаментальная норма
В нашем законодательстве
до недавнего времени не было общей
формулировки, согласно которой международные
договоры, заключенные в соответствии
с конституционной процедурой, составляют
неотъемлемую часть белорусского права
и республиканского законодательства.
В отдельных правовых источниках
(кодексах, законах) иногда подчеркивалось
верховенство международного договора
по отношению к конкретному