Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
По нашему мнению, особый
научно-практический интерес представляет
проблема конституционного контроля в
отношении ратифицированных международных
договоров, поскольку их признание
несоответствующим Основному
Практике также известны противоречивые примеры того, как органы конституционного контроля своими решениями ограничивали применение норм, содержащихся в международных договорах и соглашениях. Так, еще в 1974 году, Конституционный Суд Германии признал, «что до тех пор, пока на уровне Европейского сообщества не будет обеспечен контроль в сфере соблюдения прав и свобод человека, право сообществ должно проверяться на предмет его соответствия немецкой Конституции». Аналогичную позицию занял и Конституционный Суд Италии [30, с.219].
Однако со временем позиции
органов конституционного контроля
изменились, а ранее выраженные правовые
позиции претерпели изменения и
были признаны недействительными. Такой
подход в дальнейшем способствовал
созданию более благоприятных условий
для интеграционных процессов в
рамках европейского сообщества. «Поэтому
не случайно, - отмечает Крутоголов М.А.,
- проблема контроля конституционности
международных обязательств вызывает
немало споров, как о самом принципе,
так и его значении. Прежде всего,
спорным представляется сам принцип
проведения подобного контроля сторонниками
превосходства норм международного
права над
В целях исключения возможных
правовых коллизий в этой весьма тонкой
сфере межгосударственных отношений,
необходимо решить ряд вопросов. Прежде
всего, Конституционный Совет должен
для себя уяснить значение взаимосвязанных
между собой норм и принципов
международного права. В своей совокупности
они выполняют очень важные социальные
функции – защиту прав и свобод
личности, регулирование
Исходя из сказанного, нужно выработать четкое представление о содержание указанных понятий, выявить конституционный смысл, рассматривая их не в плоскости общепризнанных ценностей, а как юридические понятия и категории.
Общепризнанные принципы
и нормы международного права
обязывают государство
В ряде зарубежных стран
законодательство допускает использование
норм международного права в качестве
критериев проверки нормативных
актов органами конституционного контроля.
Такое полномочие закреплено за конституционными
судами стран Восточной Европы. Так,
Конституционный Суд Венгрии
проверяет законы, постановления
и другие акты государственных органов
с точки зрения соответствия их конституции,
а также международным
Усиление влияния
Старейший суд, осуществляющий функцию конституционного контроля, - Верховный суд США не рассматривает вопросы конституционности договоров, несмотря на то что, согласно Конституции, федеральные законы и договоры обладают равной юридической силой, являясь "высшими законами страны" (ст. VI). Аналогичную позицию занимают и некоторые современные конституции. Конституция Турции, приравняв договоры к законам, оговорила, что в отношении договоров нельзя обращаться в Конституционный суд (ст. 65). Согласно португальской Конституции 1976 г., неконституционный с точки зрения существа или формы характер международных договоров не препятствует их соблюдению Португалией (ч. 3 ст. 280).
Итальянский Конституционный суд
считает возможным определять конституционность
законов об осуществлении договоров,
но не самих договоров. Соответствующие
решения принимались им неоднократно
(решение N 54 1979 г. и решение N 128 1987 г.).
Аналогичная практика известна и
другим странам. В 1990 г. высшая судебная
инстанция Перу признала противоречащими
Конституции два
В целом конституционные суды весьма
осторожно подходят к решению
вопросов о конституционности
Практика в этой области невелика.
Наиболее активен в этом плане, пожалуй,
Федеральный конституционный
Анализ законодательства
и практики государственных органов
Республики Казахстан дают основания
говорить о том, что страна совершенствует
внутригосударственные
Влияние международного права на право Республики Казахстан, пишет О.Н. Сафонова, выражается в основном в появлении в казахстанском законодательстве новых норм или, напротив, исключении некоторых действующих норм, не соответствующих основным принципам международного права. Автор также отмечает, что предмет регулирования в международном и национальном праве частично совпадает, поскольку одни и те же вопросы могут регулироваться нормами и международного и внутригосударственного права, в то время как методы регулирования различны [34, с. 125-126].
Организация и деятельность государства по обеспечению соотношения норм национального и международного права в Республике Казахстан регламентируются Конституцией и действующим законодательством3 , в соответствии с которыми должны происходить взаимосвязь, приспособление, легитимация, проникновение, имплементация, адаптация и реализация норм международного права на суверенной территории страны [35, с. 125-126].
В этой многофункциональной работе важное место занимает орган конституционного контроля – Конституционный Совет Республики Казахстан (далее – Конституционный Совет или Совет), обеспечивающий взаимосвязь норм национального и международного права с позиции соответствия их Основному Закону Республики и на процессуальных условиях, установленных Конституционным законом «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года [36, с. 125-126] и Регламентом, утвержденным постановлением Конституционного Совета 19 апреля 2002 года № 1.
В последнее время почти во всех странах СНГ и Балтии институализированы органы конституционного контроля. Эти органы все активнее распространяют свою деятельность на сферу международного права [37]6. Повышение роли органа конституционного контроля в реализации норм международного права – явление сравнительно новое и весьма сложное. Очевидным становится тот факт, что орган конституционного контроля играет важную роль в развитии законодательства Республики, а также в укреплении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами.
Конституция, четко прописывая вопросы деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан, устанавливает юридическую силу и правовые последствия его итоговых решений. В сферу деятельности Конституционного Совета входит разрешение вопросов, касающихся установления и обеспечения взаимосвязи и конституционного баланса между национальным и международным правом.
Так, в соответствии с
Конституцией и Конституционным
законом «О Конституционном Совете
Республики Казахстан» одной из главных
его задач является рассмотрение
на предмет соответствия Конституции
международных договоров
Конституционный Совет, также
косвенно обеспечивает взаимосвязь
национальной и международной правовых
систем путем: официального толкования
норм Основного Закона; рассмотрения
на предмет конституционности
Динамично развивающаяся
роль органов конституционного контроля
в политико-правовой и законотворческой
деятельности разных стран все больше
требует совершенствования
Анализ практики органов
конституционной юстиции
В деятельности органов конституционного контроля проверка конституционности актов международного права является распространенной формой обеспечения взаимосвязи между актами национального и международного права.