Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.

Содержание работы

Введение

Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах

Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля

Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Конституционный контроль в зарубежных странах.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, особый научно-практический интерес представляет проблема конституционного контроля в  отношении ратифицированных международных  договоров, поскольку  их признание  несоответствующим Основному закону может привести к изменению не самого договора, а текста Конституции, как это произошло в ряде европейских  стран, при ратификации Маастрихтского договора о создании Европейского Союза, подписанного еще в 1992 году прошлого века.  Во Франции, ФРГ, Ирландии и  в некоторых других государствах именно на основе постановлений органов  конституционного контроля были пересмотрены национальные конституции. К примеру, конституционная поправка о том, что «если какое-либо международное  соглашение содержит положения, противоречащее Конституции Франции, то разрешение на ратификацию или его одобрение  может состояться только после пересмотра Конституции», была внесена после  решения Конституционного Совета, признавшего  несоответствие ряда статей Маастрихтского договора Конституции. Такой подход обусловил принятие Конгрессом Парламента конституционного закона, который дополнил ее текст новой главой «Европейский Союз». После ратификации Амстердамского договора о Европейском Союзе, подписанного в 1997 году, органы конституционного контроля стран – участников ЕС также указали на противоречия договорных постановлений конституционным нормам, положив начало пересмотру национальных Конституций [29, с.445].

Практике также известны противоречивые примеры того, как  органы конституционного контроля своими решениями ограничивали применение норм, содержащихся в международных  договорах и соглашениях.  Так, еще в 1974 году, Конституционный Суд  Германии признал, «что до тех пор, пока на уровне Европейского сообщества не будет обеспечен контроль в сфере  соблюдения прав и свобод человека, право сообществ должно проверяться  на предмет его соответствия немецкой Конституции». Аналогичную позицию  занял и Конституционный Суд  Италии [30, с.219].

Однако со временем позиции  органов конституционного контроля изменились, а ранее выраженные правовые позиции претерпели изменения и  были признаны недействительными. Такой  подход в дальнейшем способствовал  созданию более благоприятных условий  для интеграционных процессов в  рамках европейского сообщества. «Поэтому не случайно, - отмечает Крутоголов М.А., - проблема контроля конституционности  международных обязательств вызывает немало споров, как о самом принципе, так и его значении. Прежде всего, спорным  представляется сам принцип  проведения подобного контроля сторонниками превосходства норм международного права над внутригосударственным».   По мнению профессора права Руссо  Ш., «понятие неконституционного договора – это нонсенс, основанный на преимуществе международного права, так как оно  ведет к оценке значимости конституционного права по отношению к норме, иерархически низшей, которая, даже будучи конституционной, остается нормой внутреннего порядка, т.е. подчиненной. И в этой области  Конституция должна приспосабливаться к договору, а не договор соответствовать ей». Несколько иной точки зрения придерживается конституционалист Ж. Донедье де Вабр, полагающий что, «международное право является составной частью внутреннего права лишь в силу конституционных положений внутреннего права: оно, таким образом, не выступает как внутреннее право в силу своей собственной сущности» [31, с. 211].

В целях исключения возможных  правовых коллизий в этой весьма тонкой сфере межгосударственных отношений, необходимо решить ряд вопросов. Прежде всего, Конституционный Совет должен для себя уяснить значение взаимосвязанных  между собой норм и принципов  международного права. В своей совокупности они выполняют очень важные социальные  функции – защиту прав и свобод личности, регулирование межгосударственных отношений, согласование позиций государств, сотрудничество в социально-экономической, духовно-культурной и политической сферах, реализацию совместных проектов и многое другое. Нормы и принципы международного права, прежде всего, необходимы самим государствам, поскольку служат их общим интересам.  

Исходя из сказанного, нужно  выработать четкое представление о  содержание указанных понятий, выявить  конституционный смысл,  рассматривая их не в плоскости общепризнанных ценностей, а как юридические  понятия и категории.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  обязывают государство соблюдать  их не только в международных отношениях, но и во внутренней жизни страны, например, при принятии законов, решении  социально-экономических и иных вопросов внутригосударственной жизни. Влияние международного права проявляется также и в том, что его нормы и принципы представляют собой программу дальнейшего развития законодательства, определяют те идеалы, к которым должна стремиться страна при создании основ конституционного государства.

В ряде зарубежных стран  законодательство допускает использование  норм международного права в качестве критериев проверки нормативных  актов органами конституционного контроля.  Такое полномочие закреплено за конституционными судами стран Восточной Европы. Так, Конституционный Суд Венгрии  проверяет законы, постановления  и другие акты государственных органов  с точки зрения соответствия их конституции, а также международным договорам. В случае противоречия внутригосударственной  нормы международному договору Суд  вправе объявить ее недействительной. Конституция Болгарии также закрепляет за Конституционным Судом право  давать заключения о соответствии законов  общепринятым нормам и принципам  международного права и международным  договорам, по которым государство  является стороной договора. Аналогичные  правомочия закреплены за органами конституционного контроля Польши, Албании, Австрии, Словении и других стран [32, с.280].

Усиление влияния международного права на внутреннее, включая конституционное, вызывает к жизни новые формы  контроля за соответствием международных  обязательств конституции страны. Существенную роль в этом способны играть конституционные  суды, основная задача которых - следить  за конституционностью законодательных  актов. Контроль за конституционностью международных договоров - это новая  для них функция.

Старейший суд, осуществляющий функцию  конституционного контроля, - Верховный  суд США не рассматривает вопросы  конституционности договоров, несмотря на то что, согласно Конституции, федеральные  законы и договоры обладают равной юридической силой, являясь "высшими  законами страны" (ст. VI). Аналогичную  позицию занимают и некоторые современные конституции. Конституция Турции, приравняв договоры к законам, оговорила, что в отношении договоров нельзя обращаться в Конституционный суд (ст. 65). Согласно португальской Конституции 1976 г., неконституционный с точки зрения существа или формы характер международных договоров не препятствует их соблюдению Португалией (ч. 3 ст. 280).

Итальянский Конституционный суд  считает возможным определять конституционность  законов об осуществлении договоров, но не самих договоров. Соответствующие  решения принимались им неоднократно (решение N 54 1979 г. и решение N 128 1987 г.). Аналогичная практика известна и  другим странам. В 1990 г. высшая судебная инстанция Перу признала противоречащими  Конституции два правительственных  декрета, в соответствии с которыми в 1989 г. были заключены соглашения с  СССР о рыболовстве.

В целом конституционные суды весьма осторожно подходят к решению  вопросов о конституционности международных  договоров.

Практика в этой области невелика. Наиболее активен в этом плане, пожалуй, Федеральный конституционный суд  Германии. Согласно Закону о нем, Суд  решает, являются ли определенные нормы  международного права составными частями  федерального права и создают  ли они непосредственно права  и обязанности для индивидов (§ 83). Суд видит свою задачу в предупреждении опасности нарушения общих норм международного права судами ФРГ (решение 1983 г.). Обращает на себя внимание соответствующая  международному праву постановка вопроса  о конституционности Маастрихтского соглашения в плане конституционности  именно согласия ФРГ на его обязательность (решение 1993 г.). Важное место в деятельности Суда занимают решения о толковании международных договоров. Известно несколько решений, содержавших  толкование важных политических договоров, договоров со странами Восточной  Европы, соглашений в рамках НАТО и  др. Следовательно, Федеральный конституционный  суд Германии играет важную роль в  обеспечении взаимодействия международного и национального права, в частности  осуществляет контроль за должным выполнением  норм международного права органами государства. Суд руководствуется  правилом благожелательного отношения  к международному праву, законы толкуются  таким образом, чтобы избегать коллизии с международным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза

 

 

    1. Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан

 

Анализ законодательства и практики государственных органов  Республики Казахстан дают основания  говорить о том, что страна совершенствует внутригосударственные механизмы  соотношения стандартов международного права и национального законодательства. Рассматривая вопросы соотношения  Конституции и международных  договоров, доктор юридических наук, профессор А.К. Котов отмечает, что  международное право, олицетворяющее тенденции интеграции, универсализации  и глобализации в мире и действующее  национальное право, которое воплощает  политическую, экономическую и культурную самостоятельность и самоопределение  народов планеты неразрывно связаны. Они соотносятся как общее  и особенное. Далее автор подчеркивает, что не иначе, как посредством  Конституции может существовать и осуществляться связь национальной правовой системы с современным  международным правом. Трансмиссионная  функция Конституции вытекает из природы ее верховенства на всей территории независимой страны и обязательного  соответствия элементов действующего национального права конституционным  нормам [33, с. 14].

Влияние международного права  на право Республики Казахстан, пишет  О.Н. Сафонова, выражается в основном в появлении в казахстанском  законодательстве новых норм или, напротив, исключении некоторых действующих  норм, не соответствующих основным принципам международного права. Автор  также отмечает, что предмет регулирования  в международном и национальном праве частично совпадает, поскольку  одни и те же вопросы могут регулироваться нормами и международного и внутригосударственного права, в то время как методы регулирования  различны [34, с. 125-126].

Организация и деятельность государства по обеспечению соотношения  норм национального и международного права в Республике Казахстан регламентируются Конституцией и действующим законодательством3 , в соответствии с которыми должны происходить взаимосвязь, приспособление, легитимация, проникновение, имплементация, адаптация и реализация норм международного права на суверенной территории страны [35, с. 125-126].

В этой многофункциональной  работе важное место занимает орган  конституционного контроля – Конституционный  Совет Республики Казахстан (далее  – Конституционный Совет или  Совет), обеспечивающий взаимосвязь  норм национального и международного права с позиции соответствия их Основному Закону Республики и  на процессуальных условиях, установленных  Конституционным законом «О Конституционном  Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года [36, с. 125-126] и Регламентом, утвержденным постановлением Конституционного Совета 19 апреля 2002 года № 1.

В последнее время почти  во всех странах СНГ и Балтии институализированы органы конституционного контроля. Эти  органы все активнее распространяют свою деятельность на сферу международного права [37]6. Повышение роли органа конституционного контроля в реализации норм международного права – явление сравнительно новое и весьма сложное. Очевидным становится тот факт, что орган конституционного контроля играет важную роль в развитии законодательства Республики, а также в укреплении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами.

Конституция, четко прописывая вопросы деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан, устанавливает  юридическую силу и правовые последствия  его итоговых решений. В сферу  деятельности Конституционного Совета входит разрешение вопросов, касающихся установления и обеспечения взаимосвязи  и конституционного баланса между  национальным и международным правом.

Так, в соответствии с  Конституцией и Конституционным  законом «О Конституционном Совете Республики Казахстан» одной из главных  его задач является рассмотрение на предмет соответствия Конституции  международных договоров Республики, подлежащих ратификации. Следует отметить, что роль Конституционного Совета в  обеспечении взаимодействия национальной и международной правовых систем не ограничивается стадией ратификации  международно-правовых норм и тем  самым внедрения в национальную правовую систему международных  актов посредством парламентской  процедуры.

Конституционный Совет, также  косвенно обеспечивает взаимосвязь  национальной и международной правовых систем путем: официального толкования норм Основного Закона; рассмотрения на предмет конституционности международных  договоров и иных обязательств Республики по обращению судов.

Динамично развивающаяся  роль органов конституционного контроля в политико-правовой и законотворческой деятельности разных стран все больше требует совершенствования практики разрешения разногласий между нормами  национального и международного права, а также внедрения новых  методов и технологий.

Анализ практики органов  конституционной юстиции показывает, что на данный момент взаимосвязь  национального и международного права обеспечивается на конституционном  уровне достаточно исчерпывающе путем  применения таких общепринятых форм контроля как предварительный и  последующий, а также путем дачи официального толкования конституционным  императивам.

В деятельности органов конституционного контроля проверка конституционности  актов международного права является распространенной формой обеспечения  взаимосвязи между актами национального  и международного права.

Информация о работе Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля