Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
Принципы международного права отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической силой. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности, т.е. общепризнанные принципы являются такими нормами международного права, которые разделяются мировым сообществом, обладают высшей степенью обобщенности и нормативности, что означает предопределение ими содержания других норм международного права.
Общепризнанные принципы
не сформулированы в едином международном
акте. Некоторые из них названы
в Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
между государствами в
С учетом двух тенденций
– глобализации и регионализации
– к общепризнанным принципам
в сфере обеспечения прав и
свобод человека следует относить и
те из них, источником которых являются
важнейшие международно-
Наша правовая традиция интеграции международного договора посредством использования соответствующей процедуры (ратификация, присоединение, утверждение) предопределяет место международного договора в зависимости от места, которое занимают законы о ратификации договоров. Согласно части третьей статьи 8 и части четвертой статьи 116 Конституции они носят подконституционный, но надзаконный характер, включая кодексы и программные законы (их два), т.е. обладают и по отношению к последним более высокой юридической силой. При этом даже в случае расхождения норм международных договоров и новых законов общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется, т.е. в случае расхождения данных актов приоритетом пользуются нормы международных договоров. По существу, здесь должен действовать принцип lex specialis. Указанный принцип должен быть соблюден, даже если в новом законе прямо сказано о его верховенстве по отношению к международному договору. Исключение, как уже отмечалось, возможно при установлении в законе большего объема гарантий [44, с. 17].
При этом исходя из закрепленного
в самой Конституции
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), закреплено положение о том, что при толковании и применении изложенные в ней принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов (например, права человека и территориальная целостность).
В соответствии со статьей 116
Конституции Республики Беларусь по
предложению уполномоченных на то субъектов
Конституционный Суд дает заключения
о соответствии международных договорных
и иных обязательств нашей страны
Конституции и международно-
Важно подчеркнуть, что ратификации Национальным Собранием Республики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь, при подписании которых стороны договорились о ратификации; устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами; об участии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях.
Как отмечалось, ратификация
международного договора Республики Беларусь
осуществляется в форме закона, который
возводит международный договор
в ранг актов, стоящих над обыкновенными
законами. Важность определения места
международных договоров в
В связи с этим допустимо
внесение на рассмотрение Конституционного
Суда предложения о проверке соответствия
не только Конституции, но и международным
актам, ставшим обязательными для
Республики Беларусь в результате ратификации,
утверждения, присоединения и т.п.,
тех международных документов, которые
еще не обрели такую силу, т.е. не
стали до выполнения соответствующей
процедуры обязательными для
нашего государства. Это позволит обеспечить
системность международных
В принципе нельзя исключать
и такой ситуации, когда прекращение,
в том числе денонсация, или
приостановление действия международного
договора Республики Беларусь будет
вызвано решением Конституционного
Суда Республики Беларусь. Однако и
Конституционный Суд, и органы, в
компетенцию которых входит принятие
решения об обязательности международного
договора для Республики Беларусь,
должны исходить из того, что такая
процедура (прекращение или
Необходимо повысить эффективность судебной защиты прав и свобод граждан, закрепленных в международных договорах Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 112 Конституции Республики Беларусь, если суд (общий или хозяйственный) при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он должен принять решение в соответствии с Конституцией и поставить в установленном порядке (обратившись в Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд) вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Аналогичное правило должно действовать и в случае выявления расхождений между вступившими в силу международными договорами и иными правовыми актами (законами, декретами, указами и др.). Причем внедрение на практике такого правила не требует специального законодательного урегулирования. К этому, по существу, обязывает содержание статей 8, 112, 116, 137, 142 Конституции, а также некоторых других актов законодательства.
Еще в начале 1990-х годов
мной подчеркивалась необходимость
утверждения и в
Дать принципиальный толчок
формированию соответствующей
В юридической литературе существуют споры по поводу непосредственного применения норм ратифицированных государством международных договоров, в том числе и многосторонних. В этой связи можно выделить две основные группы международных договоров. Для первой характерно то, что не требуется принятия каких-либо законодательных актов. Для второй обязательно принятие внутригосударственных актов в целях их реализации. Придерживаюсь позиции авторов, которые рассматривают в качестве самоисполняемых те договоры, которые касаются прав и свобод граждан. (Безусловно, в некоторых случаях требуется принятие соответствующих нормативных актов, однако это должно вытекать из самого договора).
Конституционный Суд Беларуси обычно исходит из того, что нормы таких международных договоров Республики Беларусь должны действовать в стране непосредственно.
Известно, что позиция
некоторых других стран (например, США)
иная. Верховный Суд этой страны
в свое время установил, что международное
право является частью права страны,
которое должно определяться и применяться
судами каждый раз, когда связанные
с ним вопросы права
Вопрос о прямом действии норм международных договоров не праздный, так как не всегда признается, что даже нормы Конституции имеют непосредственный характер действия, обладая при этом верховенством и высшей юридической силой по отношению ко всем иным актам внутреннего законодательства.
В пользу вывода о том, что нормы международных договоров порождают права и обязанности для граждан Беларуси, свидетельствуют закрепленные не только в Конституции (ст. 8, 116 и др.), но и в актах текущего законодательства правила об их приоритете при расхождении норм национального законодательства и международных актов.
Возможности Конституционного
Суда Республики Беларусь в утверждении
верховенства норм международного права
должны быть использованы более эффективно.
В этом убеждает законодательство и
опыт других стран. Например, согласно
Конституции Германии (ст. 100) в случае
возникновения сомнения относительно
того, является ли норма международного
права составной частью федерального
права и порождает ли она непосредственно
права и обязанности для
Возникает вопрос о том, какая
норма должна действовать в случае
расхождения Конституции и
Практика работы Конституционного
Суда Республики Беларусь убеждает в
его отношении к международным
документам как юридически обязательным
для нашего государства документам,
следование которым позволяет ускорить
демократические
Конституционный Суд является, к сожалению, одним из немногих органов, которые опираются при принятии решений на нормы международных договоров. В большинстве своих решений он использует нормы Всеобщей декларации прав человека, двух важнейших международных пактов – о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, многие документы ООН, МОТ.
Международно-правовые документы выступали в качестве дополнительного аргумента лишь тогда, когда имелось неполное их совпадение с конституционным текстом. Мы часто используем эти нормы и в качестве самостоятельного правового обоснования.
Можно отметить очевидную целесообразность существования в СНГ особых соглашений в области прав и свобод человека, поскольку вместе с европейской и международной системами защиты прав человека они помогают защищать людей, проживающих на территории бывшего СССР. Конституционный Суд Республики Беларусь неоднократно обращался к анализу этих документов, формируя собственную позицию.
Наряду с этим, Конституционный Суд часто обращается и к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которой руководствуется в своей деятельности Европейский суд по правам человека. По сути, она является международным стандартом в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, выполнения обязанностей гражданами. Решения, которые принимает Европейский суд, – это, по существу, толкование данной Конвенции, разъяснение ее положений и смысла. Можно утверждать, что вердикт Европейского суда является ориентиром и для тех стран, которые не являются членами Совета Европы, но стремятся вступить в него.
Все решения, которые Конституционный
Суд принимал за последние пять лет,
основывались не на политических пристрастиях
судей, а исключительно на нормах
Конституции, международного права, на
судебных прецедентах, в том числе
создаваемых Европейским судом,
а также на решениях ранее действовавшей
Европейской комиссии по правам человека.
Это влияло на позицию Конституционного
Суда по многим вопросам, например, на
определение объема права граждан
на судебную защиту. Так, еще три
года назад оно было во многом ограничено,
обставлено различного рода препонами.
Суды нередко отказывались принимать
обращения граждан, если спор был
рассмотрен в вышестоящей инстанции.
К тому же существовало немало пробелов
и в законодательстве. Например,
статья 209 Уголовно-процессуального
кодекса предусматривала