Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка
Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
6. прилежащая зона - часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.
Согласно Конвенции, в прилежащей зоне, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:
- для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
- для наказания за нарушение этих правил
7. исключительная экономическая зона - район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий.
8. континентальный шельф - в соответствии с Женевской конвенцией о континентальном шельфе - это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины за этими пределами, на которой имеется возможность вести разработку природных ресурсов данных районов.
9. открытое море - морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря
46. Предмет, источники и принципы международного воздушного права.
Международное воздушное право - совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушного сообщения, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации
Базируется на основных принципах международного права, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров.
Специальные отраслевые принципы:
- принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;
- принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытом морем;
- принцип соблюдения безопасности международных полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
Источники:
1. В 1929 г. была принята Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. С 1950-х гг. и до конца XX в. к Варшавской конвенции было принято большое количество дополнений: Гвадалахарская конвенция 1961 г., Гватемальский протокол 1971 г., Монреальские протоколы (1975 г. и 1999 г.). Варшавская конвенция и принятые к ней дополнения образуют Варшавскую систему регулирования международных воздушных перевозок.
2. Основным универсальным соглашением в области международного воздушного права является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Сфера применения - любые гражданские воздушные суда. Положения Конвенции не применяются к военным, таможенным и полицейским судам. К Чикагской конвенции приняты 18 приложений.
3. Проблемы признания прав на воздушные суда регламентируются в Женевской конвенции о признании прав на воздушное судно 1948 г.
4. Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), и Монреальский протокол к ней (1978 г.) предусматривают абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.
5. Международно-правовой обычай также является источником международного воздушного права, в особенности для государств, не участвующих в Конвенции о воздушной навигации и Конвенции о международной гражданской авиации.
Для таких государств нормами международного обычая являются следующие положения:
• относительно воздушного пространства над его сухопутной и водной территорией действует принцип государственного суверенитета;
• за пределами государственной территории сохраняется юрисдикция государства флага воздушного судна, внесенного в его реестр;
• в случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.
47. Правовые режимы государственного и международного воздушного пространства.
Регулирование международных полетов над государственной территорией
Режим регулируется положениями Конвенции о международной гражданской авиации и национальным воздушным законодательством. Основа допуска иностранных воздушных судов на территорию другого государства - специальный международный договор или разрешение. Воздушное судно должно пересекать границы более одного государства.
Категории международных полетов:
• регулярные - осуществляются государственными авиапредприятиями по воздушным линиям, установленным в международных договорах. Международные регулярные воздушные сообщения - серийные полеты через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты, грузов и багажа при условии, что все рейсы открыты для общего пользования;
• нерегулярные - все остальные полеты, которые не отвечают условиям, предъявляемым к регулярным полетам, цель - осуществление перевозок.
При осуществлении регулярных международных полетов требуется специальное разрешение. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации устанавливает, что воздушные суда государств-участников имеют право совершать полеты на территорию другого государства-участника или беспосадочные перелеты через его территорию без обязательного получения разрешения. Разрешительный порядок для нерегулярных полетов действует в упрощенной форме - в форме диспетчерского уведомления. Государство вправе полностью запретить полеты над определенными зонами своей территории по соображениям общественной безопасности, но только без различия между своими регулярными полетами и полётами иностранных воздушных судов.
Регулирование полетов в международном воздушном пространстве
Международное воздушное пространство расположено над открытым морем, исключительной экономической зоной, международными проливами, архипелажными водами и Антарктикой. Принцип свободы открытого моря предполагает существование принципа открытого воздушного пространства над ним. Государства не вправе претендовать на установление каких-либо суверенных прав над международным воздушным пространством. Принцип свободы полетов закреплен в Женевской конвенции об открытом море и в Конвенции ООН по морскому праву, но в соответствии с данными Конвенциями свобода полетов определенным образом ограничена. Упорядочение режима полетов над открытом морем входит в компетенцию ИКАО. Единый режим международных полетов над открытым морем необходимо поддерживать в целях обеспечения безопасности воздухоплавания. Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем, существуют свобода научных исследований, проводимых при помощи воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения искусственных островов и установок. Регулирование полетов над международными проливами отличается особой спецификой. Если пролив не перекрывается территориальными водами прибрежных государств, то его режим подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря. Если перекрывается, то воздушные суда пользуются правом транзитного пролета, под которым понимается осуществление свободного полета с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив. Режим пролетов над архипелажными водами практически идентичен режиму транзитного пролета. Правом на архипелажный пролет обладают все воздушные суда. Архипелажный пролет осуществляется либо над традиционными морскими путями, либо в пределах специальных воздушных коридоров, устанавливаемых государством-архипелагом. Режим воздушного пространства над Антарктикой и полетов над ней определен Вашингтонским договором об Антарктике: все государства независимо от участия в Договоре имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов.
48. Предмет, принципы и источники международного космического права.
Международное космическое право - совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию.
В сфере международного космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности.
Другие универсальные соглашения по международному космическому праву:
- Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.,
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.
- Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство 1975 г.,
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций:
- принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства 1986 г.
- Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.
На международное космическое право распространяются общие принципы международного права (принцип равноправия государств, принцип запрещения применения силы и угрозы силой).
Основные принципы закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. и в Договоре о космосе:
• нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
• исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
• равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
• запрещение национального присвоения космоса;
• свобода космоса для научных исследований;
• использование Луны и других небесных тел только в мирных целях;
• международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
• международная ответственность государств за ущерб, причинённый космическими объектами;
• сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
• обязанность государств предотвращать вредное загрязнение космоса.
49. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
Специфика правового положения космического пространства заключается в нераспространении на него суверенитета какого-либо государства. Космос является достоянием всего человечества (это относится и к результатам космической деятельности, которые должны быть открыты для всего мирового сообщества).
Договор о космосе объявляет Луну и ее природные ресурсы общим наследием человечества. Понятие общего наследия человечества подразумевает, что космос и небесные тела не рассматриваются как общая вещь или общая собственность человечества. Космическое пространство находится только в общем пользовании мирового сообщества.
Объектами общего наследия человечества являются не только сами Луна и другие небесные тела, но и их природные ресурсы (как добытые, так и недобытые). Свобода космоса не означает возможности произвола в космической деятельности. Ограничивающим началом выступают положения Договора о космосе: любая космическая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с принципами общего международного права.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах провозглашает свободу проведения космических научных исследований на принципах равенства всех государств-участников без какой-либо дискриминации. Концепция общего наследия человечества предполагает необходимость разработки специального международного режима для регулирования эксплуатации минеральных ресурсов Луны и других небесных тел, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных ресурсов, вывозить их с Луны, но обязаны принимать во внимание желательность предоставления образцов другим государствам.
Луна и другие небесные тела подчиняются режиму полной демилитаризации: запрещены создание военных баз, сооружений и укреплений, испытания любого типа оружия, проведение военных маневров. В Соглашении о Луне подчеркивается противоправность выведения оружия массового уничтожения на орбиту вокруг Луны.
Московский договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. запрещает производство испытательных взрывов ядерного оружия в космическом пространстве. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, открытая для подписания 1977 г., устанавливает недопустимость использования в военных целях средств воздействия на космическое пространство и из космического пространства на природную среду Земли. Допускается ограниченная военная деятельность государств в космосе: разрешено использовать космическое пространство в неагрессивных военных целях (для отражения агрессии или в целях поддержания международного мира и безопасности).
50. Правовой статус космических объектов и космонавтов.
Космический объект - искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях.
Право собственности на космические объекты и их составные части остается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на Землю. Те космические объекты, которые были обнаружены по их возвращении вне пределов территории запустившего их государства, должны быть возвращены этому государству. Расходы, понесенные при проведении поиска космического объекта и по обнаружению его или его составных частей, покрываются государством – владельцем космического объекта.
Информация о работе Понятие и особенности международного права