Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

Файлы: 1 файл

e_v_Mezhdunarodnoe_pravo_v-o.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

Космонавтом - членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле.

Космонавт находится под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.

В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, государство, на территории которого произошла посадка или авария, получив об этом сведения, информирует власти, осуществляющие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает меры по спасению космонавтов.

Космонавты, которые совершили вынужденную посадку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объека и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее - в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства.

Права собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, иные ценности могут принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, размещать космические аппараты, оборудование, установки, орбитальные и неорбитальные станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности. Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству - владельцу космических объектов. Части объектов, а также сами объекты, которые не имеют опознавательных знаков и которые не зарегистрированы должным образом, возврату не подлежат.

 

 

51. Право вооруженных конфликтов: предмет, принципы, источники, сфера действия и применения.

 

Право вооруженных конфликтов - совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в период ведения военных действий, запрещающих и ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов.

Непосредственный предмет регулирования права вооруженных конфликтов - международные вооруженные конфликты и некоторые аспекты немеждународных (внутренних) вооруженных конфликтов.

Из общих принципов международного права в праве вооруженных конфликтов особое значение имеют:

- принцип гуманности,

- принцип недопустимости дискриминации;

- принцип ответственности за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов,

- принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы;

- принцип разграничения военных и гражданских объектов;

- специальные принципы: принципы защиты законных прав комбатантов (сражающихся); принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

Женевские конвенции 1949 г. с Дополнительными протоколами 1977 г. - основной источник современного права вооруженных конфликтов. Помимо них, действует еще комплекс международных соглашений, посвященных регламентации отдельных аспектов ведения войны: Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Пакт Рериха) от 14 мая 1954 г., Конвенция о запрещении военного или иного враждебного воздействия на природную среду 1976 г., открытая для подписания в мае 1997 г.

Особую группу источников образуют договоры, запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия: Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г., открытая для подписания в апреле 1981 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция), открытая для подписания в 1997 г.

Пространственная сфера вооруженного конфликта - театр военных действий - сухопутное, морское, воздушное пространство воюющих государств, а также (без ущерба для интересов других государств) районы открытого моря и воздушного пространства над ним.

Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

 

52. Средства и методы ведения войны.

 

 

В международном праве действует принцип - право сторон вооружённого конфликта выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Все методы и средства ведения войны делятся на дозволенные (правомерные) и недозволенные (неправомерные).

К противоправным средствам относятся все виды оружия, применение которых противоречит принципам и нормам международного права:

- оружие массового уничтожения;

- оружие, причиняющее излишние повреждения и страдания;

- оружие неизбирательного действия;

- средства, причиняющие ущерб природной среде.

Некоторые из этих средств прямо запрещены международными соглашениями.

Недозволенные методы ведения войны:

• вероломные методы - обман доверия (убийство сдавшихся, симуляция капитуляции);

• бомбардировка незащищенных гражданских объектов;

• разграбление городов и населенных пунктов, даже взятых приступом;

• военное или любое иное враждебное воздействие на природную среду;

• варварские методы - жестокое обращение с мирным населением, захват и убийство заложников, применение пыток;

• нападение на установки и сооружения, «содержащие опасные силы» (плотины, дамбы, атомные электростанции).

 

53. Защита жертв войны в международном праве.

 

Режим военного плена представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение военнопленных. Военнопленными считаются лица из состава регулярных и нерегулярных вооружённых сил, попавшие во власть неприятеля, т.е. комбатанты. Государство пленения несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статус военнопленных имеют следующие категории лиц:

• личный состав вооруженных сил;

• партизаны;

• личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

• личный состав организованных движений сопротивления;

• стихийно восставшее население, если оно открыто берется за оружие и соблюдает законы и обычаи войны;

• лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в боевых операциях (некомбатанты);

• члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации (некомбатанты).

Военнопленные полностью сохраняют свою правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен. Запрещены убийства, пытки, научные и медицинские опыты, принуждение давать какие-либо сведения.

К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Запрещена дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти запреты относятся и к участникам конфликтов немеждународного характера (гражданских и национально-освободительных войн).

Особой защитой пользуются лица в случае их ранения и болезни. Воюющие стороны обязаны обеспечить оказание медицинской помощи и уход за ранеными и больными, попавшими в плен; их убийство и оставление без помощи запрещены. Санитарные формирования, медицинские учреждения, медицинский и духовный персонал, состоящие при вооруженных силах, пользуются международно-правовой неприкосновенностью.

Ранеными и больными считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие ранения, травмы, болезни нуждаются в медицинской помощи и воздерживаются от любых враждебных действий. Ранеными и больными могут быть как комбатанты, так и гражданские лица.

В отношении раненых и больных запрещено:

• посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность;

• взятие их в качестве заложников;

• посягательство на их человеческое достоинство;

• осуждение и наказание без предварительного судебного решения.

 Воюющие стороны обязаны  заключать соглашения о перемирии,

прекращении огня или специальные соглашения с целью подобрать раненых и больных, оставшихся на поле боя; транспортировать их и произвести обмен; эвакуировать раненых и больных из осажденной или окружённой зоны.

 

54. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники.

 

 

Международное экологическое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы.

Специальные принципы международного экологического права:

1. защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права.

2. принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.

3. принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников

4. принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду,

5. принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды - создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

6. принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде - ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Источники:

Наиболее важные универсальные соглашения:

- Соглашение об охране полярных 1973 г.,

- Конвенция ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

- Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г.

- Конвенция о биологическом разнообразии

- Рамочная конвенция ООН об изменении климата

- Конвенция об оперативном оповещении в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы 1986 г.,

- Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.

Между государствами - членами ЕС действуют:

- Европейское соглашение о запрещении некоторых веществ в чистящих и моющих средствах (1968 г.);

- Конвенция об охране дикой фауны и флоры, и природных сред обитания в Европе 1979 г.,

- Соглашение по предотвращению и оказанию помощи в случаях, приравненных к технологической катастрофе (1987 г.)

Особую роль в развитии международного экологического права сыграли документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Именно на этой конференции были приняты Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция об изменении климата.

 

55. Международные экологические правительственные и неправительственные организации и конференции.

 

 

Международные экологические организации

Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды можно разделить на две группы: правительственные и неправительственные (общественные) организации. Международные правительственные организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

ООН является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций.

Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

а) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

б) Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

в) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

г) Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.

л) Международная морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

Информация о работе Понятие и особенности международного права