Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

Файлы: 1 файл

e_v_Mezhdunarodnoe_pravo_v-o.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

- регистрация договора в Секретариате ООН

Депозитарий может выполнять и иные функции, возложенные на него договаривающимися сторонами в договоре или иным образом.

 

36. Прекращение действия договоров: основания и правовые последствия. Недействительность договора: основания и правовые последствия.

Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы.

Внутренние и внешние основания прекращения действия договоров.

1. внутренние (т.е. предусмотренным в самом  договоре): истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

2. внешние (условия, не предусмотренные договором): согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Денонсация - правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денон­сации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразумеваемым». Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

Основания и последствия недействительности договоров

В международном праве действует презумпция действительности договоров. В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность.

1. абсолютная  недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору.

Основаниями абсолютной недействительности могут быть:

- обманные действия другого государства;

- подкуп представителя  государства;

- принуждение представителя государства;

- принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

Договоры также являются ничтожными, если в момент заключения они противоречат императивной норме общего международного права.

2. относительная  недействительность (недействительность с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются:

- нарушение нормы внутреннего права;

- превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

- ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность.

Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора, как правило, не влияет на правоотношения, установленные международными договорами.

 

37. Понятие, принципы и источники института мирного разрешения международных споров. Понятие и виды международных споров.

 

Мирное разрешение международных споров - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права (государствами и международными организациями) мирными средствами.

Источники института мирного разрешения международных споров:

1. Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;

2. пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в редакции 1949 г.);

3. Устав ООН, уставы региональных организаций;

4. Декларация о принципах международного права 1970 г.;

5. заключительный акт СБСЕ 1975 г.;

6. итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Спор - разногласие между государствами по поводу каких-либо норм права или факта, сопровождающееся взаимным предъявлением претензий

Споры делятся на юридические и политические.

Юридические споры по общему правилу должны передаваться на рассмотрение Международного суда ООН, они касаются толкования международного договора, любого вопроса международного права, нарушения международных обязательств.

Политические споры - споры территориальные, относительно границ (наиболее опасные).

Деление споров на политические и юридические относительно. В каждом споре имеются обе стороны. Тем не менее оно не лишено смысла. В одном случае преобладают политические моменты, в другом - юридические. Статус Международного суда отнес к юридическим спорам прежде всего те, что касаются толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего нарушение международных обязательств, возмещения, причитающегося за нарушение обязательств. Практика показывает, что политические споры, особенно связанные с важными интересами, государства не передают на рассмотрение арбитражей и судов, а предпочитают решать политическими средствами.

 

38. Средства мирного разрешения международных споров.

 

Средства мирного разрешения международных споров - международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.

В ст. 33 Устава ООН перечислены такие средства как:

1. непосредственные переговоры - основное средство разрешения международных споров. Согласие вступить в переговоры представляет собой соглашение государств, эффективное начало мирного решения проблемы. Принцип первоочередности непосредственных переговоров закреплен в Декларации принципов международного права и Хельсинкском акте. Переговоры представляют собой двухстороннее обсуждение спорной проблемы. Разновидностью переговоров являются взаимные консультации.

2. обследование

3. посредничество (медиация) - не только деятельность третьего лица по организации переговоров, но и непосредственное участие в них с целью оказания помощи в решении спора, по существу. Посредник - активный участник переговоров, который имеет право вносить предложения и рекомендации, предлагать собственные способы решения спора. Все действия посредника имеют характер только совета, рекомендации и ни в какой форме не обязательны для спорящих сторон

4. примирение

5. международное арбитражное разбирательство - передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которой окончательно и обязательно для спорящих сторон. Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным. Международный арбитраж по рассмотрению межгосударственных споров имеет в основном разовый характер (арбитраж ad hoc) - учреждается он по соглашению сторон для рассмотрения конкретного дела и после разрешения спора прекращает свое существование. Международный арбитраж может быть предусмотрен в качестве средства разрешения споров в международном договоре.

6. международное судебное разбирательство - осуществляется постоянными международными судебными органами (они создаются в соответствии с нормами международного права, являются постоянно действующими, функционируют на основе международного договора).

Международный суд ООН - наиболее авторитетный международный судебный орган, главный судебный орган ООН. Он действует на основе Статута, являющегося частью Устава ООН. Государства - члены ООН ipso facto - участники Статута Международного суда. Участниками Статута могут быть и государства - не члены ООН (Лихтенштейн, Сан-Марино). Члены Суда должны представлять все основные правовые системы мира.

Основная компетенция Суда - разрешение споров между государствами. Стороной по делу в Международном суде может быть только государство. Международный суд основан на принципе добровольной (факультативной) юрисдикции, т.е. ни одно государство не может принудить другое государство к рассмотрению спора в Суде, если государство этого не желает.

7. обращение к  региональным органам и соглашениям;

8. иные мирные  средства.

- добрые услуги - деятельность третьего лица по организации проведения переговоров между спорящими государствами. Задача - склонить спорящие государства к установлению прямых дипломатических контактов и началу переговоров.

- механизм разрешения споров органами ООН;

- механизмы  разрешения споров, предусмотренные  специальными соглашениями.

 

39. Международные стандарты в области прав человека.

 

Международно-правовые стандарты - международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека.

Функции:

- определяют перечень  прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников международных договоров о правах человека;

- формируют главные черты содержания каждого из этих прав и свобод, которые должны получить воплощение в конституционных и иных нормативных положениях;

- фиксируют условия пользования  правами и свободами, сопряженные с

законными ограничениями;

- устанавливают обязательства государств по признанию и обеспечению

провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

- определяют механизм  защиты прав и свобод (внутренний  и между-

народный).

Стандарты:

- каждый при рассмотрении  предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство (Международный пакт о гражданских и политических правах)

- критерии разумности срока судебного разбирательства гражданских и уголовных дел. При определении длительности судебного разбирательства учитываются сложность дела, поведение властей к рассмотрению дела, поведение самого заявителя, а также наличие особых обстоятельств, которые могли бы оправдать продление срока (Европейский Суд по правам человека)

- условия, цели ограничения прав и свобод - обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществ (Всеобщая декларация прав человека)

Основное значение Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других конвенций в области гуманитарного права заключается в том, что они устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Правовое закрепление международных стандартов - международные договоры о правах человека:

1. договоры, закрепляющие  общие положения сотрудничества государств по определению стандартов прав и свобод человека - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека

2. договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека - Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3. договоры о защите отдельных категорий индивидов - договоры о

защите прав женщин, детей, договоры, регулирующие коллективные

права (национальные меньшинства), Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка

4. договоры о защите отдельных прав индивидов - международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда, Соглашения СНГ О сотрудничестве в области охраны труда, о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов

 

40. Международный механизм защиты прав человека.

 

В зависимости от сферы действия и территории на которую распространяется правовое регулирование, выделяются универсальная и региональные системы защиты прав человека.

Универсальная система сложилась в рамках ООН, в ней участвуют все государства. Механизм раскрывает деятельность международных организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод, и защиты в случаях их нарушения.

Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная

Ассамблея, Экономический и Социальный совет, а также специальные органы: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств.

Специальные органы, контролирующие деятельность государств в сфере

обеспечения прав человека и привлекающие их к ответственности в случаях нарушений, созданы на основе отдельных конвенций:

- Комиссия по правам человека - на основе Пакта о гражданских и политических правах;

- Комитет против пыток - на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

- Комитет по правам ребенка - на основе Конвенции о правах ребенка.

Большую роль играют неправительственные организации: Международный комитет Красного Креста (МККК), Международная Амнистия.

В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система

прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод создан Европейский Суд по правам человека.

Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами.

Механизмы защиты в рамках различных международных организаций

имеют много общего: доклады государств о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посещение экспертами организаций государств-участников, процедуры рассмотрения межгосударственных жалоб.

Информация о работе Понятие и особенности международного права