Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

Файлы: 1 файл

e_v_Mezhdunarodnoe_pravo_v-o.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод

В общей форме принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод закреплен в Уставе ООН. Права и свободы человека являются составной частью всеобъемлющей системы международной безопасности.

Хельсинский акт впервые закрепил принцип защиты прав человека в качестве когентной нормы общего международного права:

• все государства обязаны уважать основные права и свободы людей, находящихся на их территории;

• государства обязаны не допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии;

• государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Развитие и расширение содержания принципа защиты прав и основных свобод человека закреплено в документах Хельсинкского процесса: в итоговом документе Венской встречи СБСЕ определено что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны осуществляться надлежащим образом. Парижская хартия ввела понятие человеческого измерения, установила, что уважение прав человека и основных свобод является

первейшей обязанностью правительств.

 

11. Характеристика принципа равноправия и самоопределения народов и принципа сотрудничества.

 

Принцип равноправия и самоопределения наций и народов

Принцип закреплен в Уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа зафиксирована в Декларации принципов международного права, Хельсинкском акте, Международных пактах о правах человека, принятых в 1966 г.:

• все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

• все государства обязаны уважать это право;

• все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение;

• в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

• запрещено подчинение народов иностранному господству.

Принцип самоопределения должен применяться и пониматься с учетом других императивных принципов международного права, в первую очередь, принципа территориальной целостности государства. В настоящее время особую актуальность имеет другая сторона принципа само определения - ограждение суверенитета государства от сепаратистских движений, ориентированных на распад суверенных государств.

В Декларации принципов международного права установлено, что ничто в праве наций на самоопределение не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые могли бы привести к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенного государства.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип сотрудничества государств закреплен в Уставе ООН: сотрудничество во всех областях международной жизни - обязанность всех государств. Декларация принципов международного права устанавливает нормативное содержание обязанности сотрудничества:

• государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений;

• сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различия в их политических, экономических и культурных системах;

• государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире.

Хельсинкский акт конкретизирует положения Декларации принципов международного права применительно к Европе.

Первостепенное значение имеет универсальное сотрудничество, выражающее глобальные интересы. Однако эффективность такого сотрудничества в современных международных отношениях представляет серьезную проблему. На практике значительно более эффективным оказывается локальное и региональное сотрудничество. Принцип сотрудничества имеет относительно когентный характер: нельзя заставить государство поддерживать отношения сотрудничества абсолютно со всеми другими государствами. Государство свободно в выборе партеров, с которыми оно желает устанавливать политические, экономические и иные отношения. При этом государства безусловно обязаны сотрудничать в сфере соблюдения когентных норм международного права.

 

12. Государства как субъекты международного права.

 

Государства являются традиционными, первичными, основными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права.

Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление - результат естественного исторического процесса.

Основной признак государства как субъекта международного прав и его основное качество - государственный суверенитет.

Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене.

Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако при знание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность.

В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание наций, борющихся за независимость, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания.

Формы признания государств:

• официальное, юридическое - де-юре и де-факто.

Признание де-юре - признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений.

Признание де-факто - особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

• неофициальное, фактическое.

Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания - признание ad hoc (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания - заключение международного договора. В современной теории международного права наиболее популярной является доктрина Эстрады: поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких- либо официальных актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, что при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство.

 

13. Международные организации как субъекты международного права.

 

Международная организация - объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.

Международные организации - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты МП.

Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные организации:

- субъекты МП особого рода.

- не обладают ни населением, ни территорией, поэтому являются своеобразными, несуверенными субъектами МП и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью.

- постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию.

- основа международной правосубъектности - те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. В связи с этим правосубъектность ММПО имеет ограниченный и специальный характер.

- как субъект МП связаны не только своим уставом, но и нормами МП.

 

14. Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права.

 

 

Нации, борющиеся за независимость (НБН) - категория субъектов МП, обладающих некоторыми правами в области международных отношений, реализуемых по мере признания конкретного из таких субъектов какими-либо государствами, и при условии наличия у него территории, населения, государственности и способности нести международную ответственность в связи с правонарушениями, в которые он может вступать с другими субъектами МП.

НБН:

- никем не создаются, а возникают в результате исторического развития, однако они должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер.

- являются нетипичными субъектами МП.

- обладают способностью иметь международные права и обязанности и способностью самостоятельно их осуществлять

Правом на отделение и образование самостоятельного государства обладают:

- население несамоуправляющихся территорий;

- народы, проживающие на территории, имеющей согласно конституции соответствующего государства право на отделение;

- народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение.

Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендовать на статус самостоятельного субъекта МП.

Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.

Международная правосубъектность НБН - правосубъектность государства, находящегося в процессе формирования. НБН

Основная проблема международной правосубъектности НБН - необходимость признания нации в качестве субъекта МП.

Особой сложностью отличается вопрос о том, сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоящее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев.

Признание НБН - признание органов национально-освободительного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу, это не констатация ее международной правосубъектности, а ее создание.

Международная правосубъектность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств.

В настоящее время международной правосубъектностью обладает только одна НБН - Организация освобождения Палестины. Признание оформлено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 22 ноября 1974 г.

 

 

15. Государствоподобные образования как субъекты международного права.

 

ГПО - особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус.

ГПО: традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты МП.

ГПО:

- являются вторичными субъектами, т.к. создаются государствами на основе международного договора

- объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер

- на основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом

- являются полноправными субъектами МП, но свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств

- вправе участвовать в экономических, культурных, политических международных публичных правоотношениях

- вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии

Высший юридический акт для ГПО - международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью.

Виды ГПО:

1. Ватикан (Святейший Престол) - город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. Имеет специфическую международную правосубъектность - правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом. Ватикан обладает атрибутами государства: территорией, населением, имеет собственные органы власти и управления. Он поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира; в ООН имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН.

2. Мальтийский орден - официальное историко-религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден признан в качестве ГПО и самостоятельного субъекта МП в 1889 г.; имеет дипломатические отношения со многими государствами мира. Резиденция Мальтийского ордена находится на острове Мальта.

 

16. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

 

Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта МП ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту МП в результате нарушения международно-правового обязательства.

Международное правонарушение (основание) - противоречащее нормам МП или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта МП, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов МП или всему международному сообществу.

В теории МП выделяют 3 основания ответственности:

1. юридическое (на основании чего?), т. е. норма МП, на основании которой субъект подлежит ответственности;

2. фактическое (за что?), т. е. совершённое деяние, в котором имеются все элементы состава правонарушения;

3. процессуальное (в каком порядке?), т. е. сама процедура привлечения к ответственности.

Государство может совершать любое деяние только через действия своих органов или должностных лиц.

Информация о работе Понятие и особенности международного права