Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

Файлы: 1 файл

e_v_Mezhdunarodnoe_pravo_v-o.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

«Присвоение» государству поведения, являющегося нарушением международного обязательства, представляет собой «вменение вины».

Вменение - указание на определённую связь между лицом или группой лиц и государством, ответственным за их деяние.

Государству можно вменить поведение только таких лиц, которые находятся с ним в определенной правовой связи, т.е. обладают качеством государственного органа или должностного лица.

Презумпция - государство несет международную ответственность за действие всех своих органов независимо от их компетенции.

По некоторым международным соглашениям на государство возлагается ответственность за всю его национальную деятельность - деяния и органов, и юридических и физических лиц.

 

17. Виды и формы международно-правовой ответственности.

 

 

Международно-правовую ответственность делят на материальную и нематериальную.

Материальная:

1. репарация - возмещение причинённого вреда товарами, работами или услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

2. реституция - возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре, возвращение состояния в положение, существовавшее до совершения правонарушения. Это может быть освобождение задержанных лиц, возвращение имущества, например, морских судов.

3. компенсация - финансовое возмещение материального ущерба. Может включать проценты с суммы, в которую оценивается причиненный ущерб.

Нематериальная:

1. сатисфакция - удовлетворение морального вреда нематериальными средствами. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения.

2. декларативные решения - констатация факта совершения правонарушения каким-либо официальным органом. Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

3. ограничение суверенитета - оккупация территории государства; привлечение должностных лиц к ответственности. Возможна только в порядке осуществления международных санкций, введенных Советом Безопасности ООН, или в порядке осуществления процедуры в Международном уголовном суде или в специально созданных международных трибуналах, соответственно. Ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании II мировой войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация, вооруженные силы были распущены. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

 

18. Санкции и контрмеры в международном праве.

 

Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя.

Санкция - принудительная мера, применяемая государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы МП.

Индивидуальные санкции:

- реторсии (правомерные принудительные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства)

- репрессалии (правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства)

- непризнание,

- разрыв отношений,

- самооборона (применение принудительных вооруженных мер, право на самооборону может быть реализовано только в ответ на вооруженное нападение)

Коллективные санкции - отказ в приеме в члены организации, приостановление членства в организации, исключение из членов организации, коллективные вооруженные меры.

Особый вид коллективных санкций представляют собой обязательные резолюции Совета Безопасности ООН.

Санкции не обладают правовосстанавливающим эффектом, а только направлены на то, чтобы побудить нарушителя нести ответственность.

Контрмеры (ответные меры) - односторонние принудительные действия потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Контрмеры:

- решение о принятии контрмер принимается государством на собственный риск

- должны быть направлены только против несущего ответственность государства и только тогда, когда последнее не выполняет своих обязанностей из правоотношения ответственности.

- принимающее их государство не освобождается от выполнения обязательств относительно мирного урегулирования спора, а также дипломатического иммунитета.

- должны быть пропорциональными, т.е. соразмерными причиненному ущербу с учетом тяжести противоправного деяния и значения затронутых прав.

- до принятия контрмер потерпевшее государство обязано потребовать от государства-правонарушителя выполнения обязательств, вытекающих для него из правоотношения ответственности, а также уведомить его о решении применить контрмеры и предложить провести переговоры.

 

19. Территория в международном праве.

 

Территория - пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.

Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на:

1) государственная территория - юридическая природа - географическое пространство, в пределах которого государство осуществляет с верховную власть.

Правовой режим государственной территории в целом и ее отдельных частей устанавливается внутригосударственным законодательством и правилами международных договоров.

Состав государственной территории: сухопутное, водное и воздушное пространство, недра;

2) международная  территория - пространства, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства (Антарктика, открыт море, космос), пространства, расположенные за пределами национальных территорий.

В настоящее время сложилась устойчивая тенденция рассматривать международные пространства как объект общего пользования, общее наследие человечества.

Общность правового статуса международных пространств не означает тождества их правового режима.

Режим этих пространств определяется различными международно-правовыми актами: Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву, Вашингтонским договором об Антарктике, Договором по космосу и Соглашением о Луне и других небесных телах;

3) территории со смешанным правовым режимом - международные реки, проливы и каналы, архипелажные воды, континентальный шельф, исключительная экономическая зона.

 

20. Правовой режим Арктики и Антарктики.

 

Общим признаком Арктики и Антарктики служит либо отсутствие населения, либо чрезвычайно низкая его плотность.

Правовой режим Арктики - закреплен в международных соглашениях по Арктике. Точная граница Арктики не определена.

Первоначально господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств.

В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 года Канада официально закрепила свое право на свой арктический сектор. Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР. В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году. Однако сохранилась неопределенность с принадлежностью подводного хребта Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. До сих пор не решен вопрос о принадлежности Острова Ханса, на который претендуют как Дания, так и Канада

Правовой режим Антарктики - особый статус определен Договором об Антарктике 1959 г., объявившей ее полностью демилитаризованной и нейтрализованной территорией.

Территория Антарктики долгое время была спорной, на нее претендовали сразу несколько государств, особенно их противостояние усилилось после того, как на территории Антарктики были обнаружены залежи полезных ископаемых. Участниками Договора являются 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР (РФ), Великобритания, США).

Посредством Договора стороны не отказываются от каких-либо притязаний на территорию Антарктики, но принимают обязательства не совершать определенных действий в течение времени действия Договора.

Согласно Договору Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера (создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия). Любые ядерные взрывы в Антарктике и размещение в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

В случае возникновения какого-либо спора между его сторонами относительно толкования или применения Договора, эти договаривающиеся стороны консультируются между собой с целью разрешения спора.

 Любой спор такого  рода, который не будет разрешен, передается с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, на разрешение в Международный суд (однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный суд, стороны, участвующие в споре, не освобождаются от обязанности продолжать поиски его разрешения любым из различных мирных средств).

Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике и поощряет сотрудничество государств в этих целях.

С целью урегулирования международных отношений по вопросам защиты Антарктики были приняты и другие международные договоры, такие как Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

 

21. Население в международном праве.

 

Население - совокупность индивидов, проживающих (и пребывающих) в данный момент на территории того или иного государства.

Государство и индивид имеют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Правовые категории населения: граждане данного государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды).

Промежуточная категория - лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды). Они входят в число граждан соответствующих государств.

В современном международном праве имеются договорные и обычные нормы, прямо или косвенно относящиеся к населению (институт гражданства, правовое положение иностранцев, право убежища, выдача преступников).

Международное право обязывает государства предпринимать определенные действия в сфере его внутренней компетенции, в том числе и касающиеся положения населения.

В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других - являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей.

Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом государстве зависит от принятой в нем концепции соотношения внутригосударственного и международного права и понимания международной правосубъектности.

В современном мире практически общепризнано, что предоставление индивидам права доступа в международные судебные органы в качестве стороны в процессе доказывает возможность прямого регулирования международным правом положения населения.

22. Институт признания государств в международном праве.

 

В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание наций, борющихся за независимость, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания.

Формы признания государств:

• официальное, юридическое - де-юре и де-факто.

Признание де-юре - признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений.

Признание де-факто - особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

• неофициальное, фактическое.

Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания - признание ad hoc (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания - заключение международного договора. В современной теории международного права наиболее популярной является доктрина Эстрады: поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких- либо официальных актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, что при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство.

23. Институт правопреемства государств в международном праве.

 

Правопреемство государств (Г) - переход международных прав и обязанностей от одного государства другому.

Информация о работе Понятие и особенности международного права