Понятие и особенности международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

Файлы: 1 файл

e_v_Mezhdunarodnoe_pravo_v-o.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

В компетенцию межгосударственных органов по правам человека входит

рассмотрение споров о толковании конкретных положений международных

документов по правам человека. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением государствами рекомендаций, решений международных органов.

Наиболее эффективным является механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам обращаться с жалобой в международные органы. В соответствии со ст. 34 Европейской конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав.

 

41. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники. Средства обеспечения международной безопасности.

 

Право международной безопасности - совокупность норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права в целях предотвращения применения вооруженной силы, разоружения и ограничения вооружений.

Право международной безопасности опирается на общие принципы международного права неприменения силы или угрозы силой, разрешения споров мирными средствами, территориальной целостности и нерушимости границ.

Основной источник права международной безопасности - Устав ООН. Главная цель ООН - поддержание международного мира и безопасности.

Источники образуют систему многосторонних и двухсторонних договоров.

1.  Договоры, сдерживающие и запрещающие развитие ядерных вооружений в пространстве: Вашингтонский договор об Антарктике от 01.12.1959 г., Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия в Латинской Америке от 14.02.1967 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана от 06.08.1985 г.

2. Договоры, ограничивающие увеличение вооружений в количественном и качественном отношении: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 05.08.1963 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19.11.1990 г., Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия от 24.09.1996 г.

3. Договоры, предусматривающие запрет производства определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение: Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 07.12.1987 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении от 13.01.1993 г.

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного возникновения войны: Соглашения о линиях прямой связи между СССР и США (1963 и 1971 гг.), Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны от 10.10.1977 г.

Особое значение среди источников права международной безопасности имеют документы СБСЕ 1975-1994 гг., например, Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности от 03.12.1994 г.

Средства обеспечения международной безопасности:

- коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

- разоружение;

- мирные средства разрешения споров;

- меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

- меры по предотвращению ядерной войны;

- неприсоединение и нейтралитет;

- меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

самооборона;

-действия международных организаций;

- нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

- создание зон мира в различных регионах земного шара;

- меры по укреплению доверия между государствами.

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

 

42. Коллективная безопасность: понятие, виды. ООН как универсальная система коллективной безопасности.

 

Коллективная безопасность - система совместных действий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.

Это, например, обязательства государств членов:

- проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

- принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;

- развивать дружественные отношения между нациями;

- не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

- воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Помимо всеобщей системы международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.

Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями, и органами.

 

43. Институт разоружения в международном праве.

 

Разоружение - комплекс мероприятий государств, призванных уменьшить и полностью ликвидировать материальные средства ведения войны. Действующее международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться, поэтому разоружение нельзя считать когентным принципом международного права.

Ядерное разоружение (сокращение и ликвидация оружия массового уничтожения) и предотвращение ядерной войны - центральная проблема всего комплекса вопросов о разоружении.

Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 г. (ДНЯО) установил различные обязательства для различных государств.

1. обязательства  ядерных государств - не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно.

2. обязательства  неядерных государств - не производить и не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-то помощи в производстве такого оружия.

За время действия ДНЯО возникла третья группа государств - околоядерные (Ирак, Аргентина, Бразилия, ЮАР, КНДР, Израиль) - такие государства обязаны приостановить разработки ядерного оружия. В 1995 г. действие ДНЯО было продлено на неопределенный срок.

Демилитаризация - запрещение размещения и использования любых видов вооружения на какой-либо территории. Полная демилитаризация автоматически приводит к деатомизации, поскольку на определённой территории запрещено размещение любого оружия. Частичная демилитаризация — это создание безъядерных зон, т.е. запрет размещения и испытания на определенной территории только оружия массового уничтожения.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11.02.1971 г. обязывает государства не устанавливать и не размещать на морском дне и в его недрах ядерное оружие.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений. Договор по ПРО между СССР и США от 26.05.1972 г. (Договор по ПРО) был заключен как бессрочный без права односторонней денонсации. В декабре 2001 г. в связи с событиями 11.09.2001 г. Президент США заявил о намерении денонсировать этот Договор и попросил Россию об ответной денонсации. В 2002 г. Договор по ПРО был денонсирован американской стороной, а в 2003 г. - российской.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10.04.1972 г. - универсальный бессрочный договор. Участники обязались не разрабатывать, не производить и не сохранять микробиологические и другие биологические агенты, и токсины, которые не предназначены для мирных целей. Запрещена передача кому бы то ни было бактериологического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.1993 г. обязывает государства уничтожить все химическое оружие и все объекты по его производству. Процесс уничтожения должен производиться на специально оборудованном объекте (т.е. уничтожение возможно только путем переработки).

Запрещение производства новых видов оружия массового уничтожения.

В настоящее время в обычном праве запрещены конкретные виды оружия: нейтронное, генетическое, инфразвуковое, лучевое, лазерное, радиоактивное. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10.12.1976 г. содержит нормы, запрещающие воздействие на природную среду, обладающее разрушительным потенциалом, сопоставимым с использованием оружия массового уничтожения.

 

44. Международное морское право: понятие, принципы, источники.

 

Международное морское право - совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения, связанные с деятельностью в Мировом океане.

Принципы:

- принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства (включает в себя свободу судоходства, в т. ч. и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований)

- принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

- принцип общего наследия человечества;

- принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

- принцип охраны морской среды.

Источники международного морского права можно разделить на специальные и общие.

Специальные:

1) универсальные: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов от 20.10.1972 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море от 27.04.1979 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29.12.1972 г;

2) локальные: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах от 13.09.1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21.04.1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана от 11.02.1992 г.

Общими источниками международного морского права являются Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву.

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, которые кодифицировали общепризнанные принципы и нормы морского права: принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В Конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Конвенция по морскому праву - самая масштабная кодификация. В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако самые крупные морские государства отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала ее, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произведена РФ в 1997 г.

Конвенция по морскому праву вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН 23 июля 1994 г. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам к ней присоединиться.

 

45. Правовые режимы морских пространств.

 

 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств:

1. внутренние воды - морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы.

2. территориальное  море - полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть гос. территории. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении).

3. архипелажные воды - воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Примером государства-архипелага является Индонезия.

4. морские каналы - искусственно созданные морские пути, соединяющие моря и океаны и используемые для морского международного судоходства. Цель - сокращение протяжённости морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.

5. международные  морские проливы - морские проливы, в которых предусматривается особый международно-правовой режим прохода судов. На проливы, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и частично или полностью перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты.

Информация о работе Понятие и особенности международного права