Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка
Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека, Стокгольмская конференция по вопросам охраны окружающей среды);
4) разработка
и принятие договоров и
Согласование порядка проведения конференции происходит на предварительных встречах. Здесь вырабатываются правила процедуры конференции. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отношений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в конференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов-комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предложений и поправок; порядок проведения голосования; условия участия наблюдателей; рабочие и официальные языки конференции.
Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет 1 голос.
Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач.
Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель, либо одобрением итогового документа в виде заключительного акта, протокола, декларации и резолюции, которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимости принимаемого документа.
28. Понятие, источники, принципы и система права внешних сношений. Органы внешних сношений государства.
Право внешних сношений - совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регулирующих структуру, порядок формирования, функции и юридический статус органов государства, которые обеспечивают его представительство в межгосударственном общении.
Источники права внешних сношений - международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором права внешних сношений стал Венский протокол (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей 1815 г.
Источниками права внешних сношений являются:
1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
2) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
3) Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.
Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г).
Система права внешних сношений
Право внешних сношений включает в себя подотрасли:
1) право внутригосударственных органов внешних сношений;
2) дипломатическое право;
3) право дипломатического протокола;
4) консульское право.
Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов.
Органы внешних сношений государства:
1. внутригосударственные - постоянно находятся на территории данного государства и разделяются на конституционные и специализированные. Они образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства, правительство и его глава.
Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.
Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров.
Согласно международному праву глава государства представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).
Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей, ими могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.
2. зарубежные - постоянные и временные.
Постоянные: дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.
Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т. д.
29. Понятие и источники дипломатического права. Дипломатические представительства: порядок открытия, функции, структура.
Дипломатическое право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовой статус дип. представительств государства.
Источники дипломатического права прошли длительный период эволюции. - договор между Англией и «Священной римской империей германской нации» 1520 г.
- Венский протокол 1815 г.
- (Венский регламент) о классах дипломатических представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818 г.
- Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. (Гаванская конвенция).
- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
- Конвенция о специальных миссиях 1969 г.
- Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г
- Указы Президента РФ от 12.03.1996 № 375 «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ»; от 28.10.1996 № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве РФ».
Дипломатическое представительство - постоянный зарубежный орган аккредитующего (направляющего) государства на территории государства пребывания.
Назначение дип. представителя и порядок его аккредитования регулируются нормами и международного, и национального права.
Стадии назначения:
1. запрос агремана - согласие государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дип. миссии;
2. издание специального внутригосударственного акта, оформляющего назначение главы дип. представительства;
3. вручение верительных грамот (документов, удостоверяющих юридическое оформление статуса главы дип. представительства в государстве пребывания).
Начало дип. миссии определяется:
- либо с момента вручения верительных грамот,
- либо с момента сообщения о прибытии и предъявления копии верительных документов в МИД государства пребывания.
Конец дип. миссии - прекращение функций либо дипломатического представительства в целом, либо дипломатического представителя.
Персонал дип. представительства делится на дипломатов (лиц, имеющих дипломатический ранг), административно-технических и обслуживающих работников. В принципе, все они должны быть гражданами государства аккредитования. Численность дипломатического персонала устанавливается в соответствии с пожеланиями государства пребывания
Функции дипломатических представительств:
• представлять аккредитующее государство в государстве пребывания;
• защищать в государстве пребывания интересы аккредитующего государства и его граждан;
• вести переговоры с правительством государства пребывания;
• выяснять всеми законными средствами условия и события в государстве пребывания и сообщать о них своему правительству;
• развивать дружеские отношения между аккредитующим государством и государством пребывания.
Венская конвенция о дипломатических сношениях презюмирует выполнение дип. представительством и консульских функций, что особо оговаривается в Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 г.
Глава дип. представительства (дип. представитель) - единственное лицо, представляющее аккредитующее государство в государстве пребывания по всем вопросам.
30. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
Привилегии (преимущества) и иммунитеты (невосприимчивость к юрисдикции) предоставляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам, для того чтобы дипломатическое представительство могло беспрепятственно осуществлять свои функции.
Привилегии и иммунитеты дип. представительства:
• неприкосновенность помещений - власти государства пребывания не могут вступать на территорию этих помещений, если нет прямо выраженного согласия главы дип. представительства; помещения представительства, его транспортные средства пользуются безусловным иммунитетом от обысков, реквизиций, ареста;
• фискальный иммунитет - помещения дип. представительства освобождены от всех государственных, муниципальных сборов и пошлин;
• вся официальная корреспонденция дип. представительства неприкосновенна и не подлежит ни вскрытию, ни задержанию;
• свобода сношений представительства - дип. курьеры пользуются иммунитетом до момента доставки дип. почты по назначению;
• таможенные привилегии - товарам, предназначенным для официального использования представительством, предоставляются льготы при ввозе и вывозе.
Государство пребывания несет обязанность принимать все меры для защиты помещений иностранных дип. представительств от любого вторжения, оскорбления его чести и достоинства.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепляет нормы о личных привилегиях и иммунитетах:
• неприкосновенность личности - дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей;
• неприкосновенность жилища - частные резиденции дипломатов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение дип. представительства, их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию;
• иммунитет от юрисдикции:
а) дипломаты пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания; только государство аккредитования может лишить дипломата этого иммунитета;
б) дипломаты пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции государства пребывания, за исключением:
- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания;
- наследственных исков, в которых дипломат выступает не от имени государства аккредитования;
- исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата, осуществляемой за пределами его официальных функций;
- исков, предъявляемых дипломатом, если он сам выступает истцом в суде государства пребывания, либо встречных исков;
в) иммунитет от административной юрисдикции - дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взысканиям. В случае совершения ДТП против дипломата нельзя возбудить дело о возмещении ущерба;
• фискальный иммунитет - дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, муниципальных и районных;
• таможенные привилегии - предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запрещенные предметы.
31. Понятие и источники консульского права. Консульское учреждение: порядок открытия и функции.
Консульское право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов.
Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания, и ряд других. В России регулирование деятельности консулов определяется Консульским уставом (1976 г.) с поправками, Положение о консульском учреждении РФ 1998 г. Основным источником международного консульского права являются общепризнанные международные нормы. Универсальной конвенцией в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которая вступила в силу в 1967 г.
Порядок формирования. Консулы назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В РФ выдача консульского патента производится МИД РФ. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула. Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала. Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.
Информация о работе Понятие и особенности международного права