Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка
Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
Объектами правопреемства государств являются гос. границы (территория), гос. собственность, гос. архивы, гос. долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях.
1. Правопреемство при возникновении нового Г в результате социальной революции. В этом случае к Г-преемнику полностью переходит территория Г-предшественника. Гос. собственность и гос. архивы переходят к государству-преемнику. В случае социальной революции Г-преемник наследует долги Г-предшественника. Венская конвенция о правопреемстве Г в отношении договоров устанавливает правило, согласно которому новое Г не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли Г-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.
2. Возникновение нового Г в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве Г в отношении договоров действует принцип, по которому новое независимое Г не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Гос. собственность полностью переходит в распоряжение нового Г. Гос. архивы - часть гос. собственности, правила их правопреемства аналогичны правопреемству гос. собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому Г достоверные архивные сведения. Гос. долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
3. Правопреемство при объединении Г имеет место тогда, когда два или несколько Г объединяются и образуют одно новое. Возникают новые гос. границы, соответствующие территории объединившихся Г. Гос. собственность и гос. архивы переходят новому Г. Венская конвенция о правопреемстве в отношении гос. собственности, архивов и долгов устанавливает, что долги всех Г-предшественников переходят к Г-преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях возникают в связи с односторонним волеизъявлением нового Г.
4. Правопреемство при частичных изменениях гос. территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того Г, к которому она перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Гос. долги, как правило, за каждым Г остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности Г. По общему правилу судьба гос. собственности и гос. архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между двумя Г.
5. Правопреемство при разделении Г и образовании на его территории двух и более независимых Г. Венская конвенция о правопреемстве Г в отношении договоров содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое Г, международные договоры сохраняют свою силу и для нового Г, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Гос. собственность - и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, - поступает в распоряжение нового Г. Гос. архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому Г в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Гос. долг должен быть поделен между «материнским» Г и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Гос. границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения Г.
24. Понятие, характерные признаки и виды международных организаций.
Международная организация - объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.
Основные признаки международных организаций:
1. она создаётся в соответствии с международным правом. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
2. любая международная организация создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.
3. цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.
4. наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.
5. имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.
Виды:
1. по кругу участников
- универсальные (то есть для всех государств; напр. - ООН)
- региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. - Организация африканского единства, Организация американских государств)
- межрегиональные
2. по характеру полномочий
- межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства
- надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.
3. по выполняемым функциям
- нормотворческие
- консультативные
- посреднические
- операционные
- информационные
4. по порядку приёма новых членов
- открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
- закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)
5. по компетенции (сфере деятельности)
- общей компетенции (напр. - ООН)
- специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. - Всемирный почтовый союз)
25. Членство в международных организациях.
Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы, в наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда по тем или иным причинам полное членство временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.
Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-членам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.
Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство - продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.
В период между 1949 и 1953 гг. ряд стран Восточной Европы вышли из ВОЗ и ЮНЕСКО. Большинство западных держав заявили о незаконности этого шага. В дальнейшем США и Великобритания односторонне приостановили свое членство в ЮНЕСКО. Несмотря на то что Устав ООН также не предусматривает возможности выхода, Индонезия в 1965 г. вышла из Организации в одностороннем порядке. После решения стран Восточной Европы возобновить свое членство в ВОЗ и ЮНЕСКО они не подверглись процедуре приема, их членство было восстановлено. Аналогичным образом было восстановлено и членство Индонезии в ООН. В общем, можно считать, что государства имеют право на выход из организации.
Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. Если же в уставе соответствующее положение отсутствует, исключение недопустимо. В таком случае можно отстранить нарушающее устав государство от участия в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.
26. Главные органы ООН.
Организационная структура:
Генеральная Ассамблея: 193 государства-члена
Совет Безопасности: 5 постоянных и 10 непостоянных членов
Экономический и Социальный Совет: 54 члена
Международный Суд: 15 судей
Совет по Опеке: 5 членов
1. Генеральная Ассамблея
Генеральная Ассамблея является главным рабочим органом ООН, который состоит из представителей всех государств-членов. Повседневная деятельность ООН формируется во многом исходя из выданного Генеральной Ассамблеей мандата. В настоящее время ведется деятельность по активизации работы Ассамблеи, а также поиск дальнейшего повышения ее роли, авторитета, действенности и эффективности.
2. Совет Безопасности
Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Активно рассматривается вопрос о реформе Совета Безопасности, включая его членский состав.
3. Экономический и Социальный Совет
ЭКОСОС учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Голосование в Совете проводится простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.
4. Международный Суд
Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом ООН в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН.
5. Совет по Опеке
В 1945 году в соответствии с Уставом был учрежден Совет по Опеке, на который была возложена задача по наблюдению за управлением 11 подопечными территориями, подпадающими под систему опеки 7 государств-членов. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке приостановил свою работу 01.11.1994 года после того, как последняя подопечная территория ООН, обрела независимость. Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости.
27. Международные конференции.
Международные конференции - собрания официальных представителей, выступающих от имени государств, которые созываются на ограниченный срок для достижения определенных целей и являются важнейшим средством многосторонней дипломатии.
За последнее столетие наибольшую известность приобрели:
- Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.,
- Версальская конференция 1919 г.,
- Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г.,
- Парижская мирная конференция 1946 г.,
- Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., - Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг.,
- СБСЕ, проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах
В период второй мировой войны состоялись 3 конференции - Тегеранская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплении боевого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.
Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций.
Такие конференции проводятся для решения следующих проблем:
1) заключение мирного договора - мирные конференции (Парижская мирная конференция 1919 г., 1946 г.);
2) создание международной организации (Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, провозгласившая создание Организации африканского единства (ОАЕ);
Информация о работе Понятие и особенности международного права