Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:28, шпаргалка
Международное право (МП) - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
• способ реализации: самоисполнимые нормы международного права принимаются государствами, но адресованы национальным субъектам права, а не государству в целом; несамоисполнимые нормы создаются государствами и адресованы им же, их адресат - государство в целом;
• субъектно-территориальная сфера действия:
Универсальные нормы - это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признаваемые подавляющим большинством всех государств мира.
Локальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств или между двумя государствами. Их субъектно-территориальная сфера действия ограничена отдельным регионом, либо определенным кругом государств. Локальные нормы могут быть двухсторонними и многосторонними.
Локальные нормы делятся на региональные и локальные субрегиональные: региональные нормы связывают государства определённого региона; субрегиональные нормы связывают государства разных регионов;
• юридическая сила: императивные и диспозитивные нормы.
Сверхимперативные нормы (jus cogens - «когентные нормы, неоспоримое право») - общепризнанные принципы международного права.
Сверхимперативные нормы - нормы, которые признаются международным сообществом в целом, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только посредством принятия других норм международного права, также носящих когентный характер.
Императивные нормы могут быть как универсальными, так и локальными. Отличие императивных норм от когентных в том, что императивные - обязательны только для тех государств, которые прямо выразили свое согласие с их обязательным характером. Императивные нормы не могут противоречить сверхимперативным.
Диспозитивные нормы имеют юридически обязательный характер. Существует практически неограниченная возможность отступления от них, выбора иной модели поведения по взаимному согласию государств. При этом государства обязаны строго соблюдать диспозитивные нормы, если они согласованы в качестве регулятора соответствующих отношений.
7. Понятие и характерные признаки основных принципов международного права. Форма закрепления основных принципов.
Основные принципы международного права - его общие нормы, имеющие наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, общие правила поведения субъектов в международных отношениях.
Определение понятия основных принципов дано в решении Международного суда ООН 1974 г. (по спору между США и Канадой о делимитации территориальных вод в заливе Мэн).
Главным международно-правовым документом, фиксирующим основные принципы современного общего международного права, является Устав ООН от 26.06.1945 г.
Он закрепляет 7 основных принципов, которые занимают в Уставе особое место как обязательства высшего порядка.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 г., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, содержит детализацию, конкретизацию и толкование указанных принципов.
Декларация принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ от 01.08.1975 г. представляет собой основной документ, содержащий наиболее полный перечень принципов современного международного права, имеющих характер когентных норм (10 принципов jus cogens). Этот перечень не является исчерпывающим.
Общепризнанные принципы международного права занимают особое место в системе его универсальных норм, поскольку это:
• наиболее важные, коренные нормы общего международного права, нормативная основа всей международно-правовой системы;
• наиболее общие нормы международного права;
• общепризнанные нормы, обязательные для всех государств;
• сверхимперативные нормы, обладающие высшей юридической силой;
• нормы, универсальные по сфере их действия;
• взаимообусловленные нормы, имеющие комплексный, взаимосвязанный и взаимозависимый характер.
8. Характеристика принципов неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров и невмешательства во внутренние дела государства.
Принцип неприменения силы или угрозы силой
Принцип закреплен в Уставе ООН. Детализация, конкретизация, нормативное содержание и толкование этого принципа содержатся в Декларации принципов международного права, резолюции «Определение агрессии», Хельсинкском акте.
В международном праве расцениваются как применение силы и являются запрещенными следующие деяния:
• любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;
• применение силы или угрозы силой с целью изменения государственных границ другого государства или для разрешении международных споров;
• репрессалии с применением вооруженных сил;
• организация или поощрение организации иррегулярных вооруженных сил или вооруженных банд, действующих на территории другого государства;
• организация, подстрекательство, участие в гражданской войне или терактах на территории другого государства;
• оккупация территории другого государства;
• приобретение участков территории другого государства в результате применения силы;
• насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.
Принцип мирного разрешения споров
Тесно связан с принципами ненападения и неприменения силы и угрозы силой. Основными актами, закрепляющими содержание принципа мирного разрешения международных споров являются Устав ООН, Хельсинкский акт. Все эти акты устанавливают обязанность государства стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров, обследования, арбитража, посредничества, примирения, обращения к региональным организациям и иными мирными средствами.
Принцип невмешательства во внутренние дела других государств
Формулировка принципа содержится в Уставе ООН. Конкретизация и толкование - в Декларации принципов международного права и Хельсинкском акте.
Ни одно государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства; ни одно государство не может применять какие-либо акты военного, политического или иного принуждения с целью добиться подчинения другого государства.
Понятие «внутренние дела» не является территориальным - не все, что происходит территории государства, представляет собой его внутреннее дело. С другой стороны, многие аспекты международных отношений относятся к внутренним делам - например, нормы двухсторонних договоров являются внутренним делом сторон данного договора.
Современное содержание принципа невмешательства определено в Декларации принципов международного права:
• запрещены вооруженная интервенция и любые другие формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства;
• запрещены террористическая деятельность, направленная против другого государства, вмешательство во внутренние конфликты;
• запрещено использование экономического, политического, информационного и другого давления с целью подчинения государства;
• запрещено применение силы для лишения народа права свободно выбирать форму его национального существования;
• любое государство имеет право свободно определять свою внутреннюю политическую, экономическую и культурную систему.
9. Характеристика принципов суверенного равенства государств и добросовестного соблюдения обязательств по международному праву.
Принцип суверенного равенства государств
Принцип закреплен в ст. 2 Устава ООН. Детализация, конкретизация и толкование этого принципа содержатся в Декларации принципов международного права и Хельсинкском акте. Принцип имеет тотально когентный характер.
Согласно ему каждое государство:
• обязано уважать суверенитет других государств;
• обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;
• является субъектом международного права с момента своего возникновения;
• имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы;
• обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;
• государства создают нормы международного права на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам никакие международно-правовые нормы.
Все государства имеют равные права и обязанности, так как они юридически равны. Суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом других государств и должен быть скоординирован с ним.
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства. Особенно ярко принцип фактического неравенства и одновременно юридического равенства проявляется на международных конференциях и международных организациях, где каждое государство имеет один голос. Принцип суверенного равенства государств способствует защите интересов «малых» стран от диктата со стороны развитых государств. Одновременно этот принцип играет большую роль в охране ин развитых государств от навязывания им позиции развивающихся государств, которые имеют значительное численное преимущество.
Принцип добросовестного выполнения международных
обязательств
Это самый древний принцип международного права, он входит в систему императивных норм внутригосударственного права, в систему общих принципов права цивилизованных народов и в систему общепризнанных принципов международного права. Устав ООН закрепляет обязанность государств по соблюдению международных обязательств. Декларация принципов международного права, Хельсинкский акт, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, и самими международными организациями раскрывают содержание этого принципа.
Данный принцип означает признание всеми государствами универсальных норм, выражающих юридические обязательства государств; соблюдение и выполнение, вытекающих из общепризнанных норм международного права.
Особенность принципа - он все остальные принципы международного права в единую систему и обеспечивает их функционирование. Его отмена означала бы ликвидацию всего международного права. Все остальные когентные нормы закреплены именно в международных договорах, и только добросовестное соблюдение международных обязательств обеспечивает практическую реализацию других принципов международного права. Отдельные когентные нормы международного права могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, но этот принцип ничем заменить нельзя.
10. Характеристика принципов неприкосновенности границ, территориальной целостности и уважения прав человека.
Принцип нерушимости государственных границ
Принцип нерушимости государственных границ прямо соотносится с принципом территориальной целостности государства и тесно связан с принципами неприменения силы и суверенного равенства государств. В Уставе ООН и в Декларации принципов международного права принцип нерушимости границ является частью принципа неприменения силы. Хельсинкский акт закрепляет этот принцип в качестве самостоятельного когентного принципа общего международного права. Принцип нерушимости границ идет дальше принципа неприменения силы, поскольку предусматривает не только отказ от применения силы с целью изменения существующих границ, но и отказ от предъявления всяких претензий по пересмотру государственных границ.
Государства-участники СБСЕ рассматривают все границы в Европе как нерушимые и обязуются воздерживаться от любых посягательств на них. Принцип нерушимости границ зафиксирован и в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО
Принцип нерушимости границ имеет относительно когентный характер, поскольку нерушимость границ не означает их неизменности. В современном международном праве предусмотрен принцип подвижности границ.
Принцип территориальной целостности государств
Принцип территориальной целостности государств упоминается в Уставе ООН и Декларации принципов международного права как составная часть принципов суверенного равенства государств и неприменения силы.
Хельсинкский акт впервые закрепил принцип территориальной целостности государств в качестве самостоятельной когентной нормы международного права. Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств; воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства; воздерживаться от превращения территории других государств в объект военной оккупации или территориальных приобретений.
В Хельсинкском акте установлено непризнание любых территориальных изменений, сопряженных с незаконным применением силы. Принцип территориальной целостности государств тесно связан с принципами нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов. Принцип территориальной целостности государств имеет частично когентный характер. Возможны отступления от его положений по взаимному согласию государств, территориальные изменения в результате договора между государствами (при условии, что такое соглашение не затрагивает законных прав и интересов других государств).
Информация о работе Понятие и особенности международного права