Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция
В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.
Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49
§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107
§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148
Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193
§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293
§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320
Таким образом, «имеющиеся финансовые границы являются абсолютной границей осуществления социальных прав»3. На это и ранее обращалось внимание белорусскими учеными, в том числе и автором настоящего доклада1. В данном случае заметим, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах предусмотрена обязанность государств, для которых этот международный документ стал обязательным, принимать все меры для обеспечения содержащихся в нем прав в пределах имеющихся ресурсов (статья 2).
Поэтому с учетом имеющихся экономических возможностей важно обеспечить такое распределение и использование ресурсов, которое является справедливым. В философской и юридической литературе содержится множество определений справедливости. Справедливость раскрывается посредством таких категорий, как «добро» и «зло». Некоторые исследователи определяют право, используя эти два понятия, полагая, например, что правом следует считать «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла»2.
В контексте поставленной проблемы следует решать и вопрос об отмене (изъятии) неосновательно предоставленных льгот не только гражданам, но и субъектам хозяйствования. В Республике Беларусь несколько миллионов граждан пользуются различного рода льготами. В случае, если они не имеют объективной для этого основы, нарушается конституционный принцип равенства.
Конституционный Суд
Республики Беларусь в последние
годы наиболее часто обращался к
анализу конституционности
Ярким примером актуальности проблемы является решение Конституционного Суда по вопросу о конституционности утвержденных постановлением Совета Министров положений о лицензировании соответственно медицинской и фармацевтической деятельности.
Судом были проанализированы Конституция, Закон «О здравоохранении», Декрет Президента от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», указанные положения, другие акты.
В постановлении Совета Министров от 20 октября 2003 года № 1378 были предусмотрены новые, более высокие требования для получения лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. В частности, в качестве обязательного условия предусмотрено наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения), индивидуального предпринимателя первой или высшей квалификационной категории. По ранее действовавшему законодательству такие требования не предъявлялись. В связи с этим возник вопрос о правомерности указанных положений, в том числе о том, насколько они соответствуют Закону «О здравоохранении». По мнению Палаты представителей, в данных положениях предусмотрены дополнительные, по сравнению с Законом «О здравоохранении», требования к уровню подготовки медицинского персонала, что повлечет закрытие многих организаций здравоохранения, особенно первичного звена. Причем положения о лицензировании соответственно медицинской и фармацевтической деятельности распространяют свое действие как на государственное, так и на частное здравоохранение.
Учитывая, что в самом Законе «О здравоохранении» (статья 12) и в Декрете Президента № 17 предусмотрено обязательное лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также то, что статьей 15 Закона «О здравоохранении» и утвержденными Советом Министров положениями о лицензировании соответственно медицинской и фармацевтической деятельности регулируются различные области отношений (в первом случае - право на работу в качестве врача или провизора, а во втором - вопросы создания субъектов хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности), Конституционный Суд признал, что рассматриваемое постановление Правительства в этой части соответствует Конституции и может действовать на будущее время. В то же время Конституционный Суд подчеркнул, что при ограничении уже приобретенных прав особо следует учитывать принципы справедливости, соразмерности, максимального учета частных и публичных интересов. Только такой подход способствует формированию доверия граждан к государству. Поэтому, как следует из Заключения Конституционного Суда, Совету Министров и Министерству здравоохранения с целью исключения ликвидации (приостановления деятельности) субъектов хозяйствования, которые занимались осуществлением медицинской или фармацевтической деятельности на основе лицензий, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, следует обеспечить руководителям этих организаций здравоохранения (руководителям структурных подразделений), индивидуальным предпринимателям, привлеченным ими медицинским работникам прохождение аттестации для получения ими соответствующих квалификационных категорий с учетом стажа их работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств в срок, достаточный после принятия настоящего Заключения для решения этих вопросов.
Для указанных лиц уполномоченные государственные органы вправе смягчить требования, предусмотренные Положением о порядке присвоения квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения от 1 июля 2002 года № 45, в части присвоения квалификационных категорий вне установленной последовательности, с учетом стажа работы, уровня профессиональной подготовки и других обстоятельств, включая и факт создания ими субъектов хозяйствования, осуществлявших медицинскую или фармацевтическую деятельность на основании лицензий, выданных государственными органами ранее.
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде являлись положения нормативных правовых актов, в той или иной мере касавшихся оказания платной медицинской помощи и медицинских услуг.
Основанием для возбуждения производства по делу о проверке конституционности ст. 5 Закона «О здравоохранении» и двух постановлений Правительства, принятых в 1996-1997 годах, т.е. еще до утверждения Закона «О здравоохранении» в редакции от 11 января 2002 г.
В ст. 5 Закона, развивающей конституционные положения о праве граждан на охрану здоровья, была также закреплена норма, имеющая отсылочный характер, согласно которой платные медицинские услуги могут оказываться государственными организациями здравоохранения в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.
Как следует из содержания решения Конституционного Суда, который возбудил производство по данному делу 3 декабря 2002 г., в первый день рассмотрения дела в открытом заседании, т.е. 3 марта 2003 г., представители Правительства, чьи акты являлись предметом проверки и в отношении которых было высказано больше всего критики в печати на различного рода мероприятиях, письме Палаты представителей, в котором ставился вопрос о необходимости проверки их конституционности, заявили ходатайство о приостановлении производства по делу в целях дополнительного изучения материалов по делу, а также планируемым рассмотрением на заседании Президиума Совета Министров вопроса, касающегося предоставления медицинской помощи и оказания платных услуг населению, включая и медицинские услуги.
Впоследствии Правительство Республики Беларусь действительно основательно подошло к анализу данной проблемы. 25 апреля 2003 г. взамен ранее принятых постановлений было утверждено новое Положение о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения и новый Перечень платных медицинских услуг, оказываемых в государственных организациях здравоохранения1. Отрадно, что перечень платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения сокращен почти в два раза. Остались лишь те услуги, которые являются дополнительными по отношению к гарантированному государственному объему бесплатной медицинской помощи. Это виды услуг, которые оказываются по желанию гражданина на основании соответствующего договора.
По причине признания постановлений Правительства 1995 г. и 1996 г., в отношении которых по предложению Палаты представителей был поставлен вопрос о проверке их конституционности, Конституционный Суд решил производство прекратить. На это решение повлияло также и то, что, как было отмечено выше, новыми актами принципиально изменен подход к определению круга оказываемых платных медицинских услуг.
Следует отметить, что в зарубежной практике, а также с учетом положений международных документов, включая и те, которые приняты Всемирной организацией здравоохранения, допускается оказание не только платных медицинских услуг, но и, что хорошо всем известно, платной медицинской помощи. Конечно, мы должны следовать предписаниям нашей Конституции, в которой закреплены с учетом нашего исторического опыта некоторые специфические особенности развития Беларуси как социального государства, в котором гарантируется право на охрану здоровья, включая и бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Однако, когда имеется намерение закрепить в нашем законодательстве какие-либо платные медицинские услуги, то они в силу их второстепенного значения могут быть установлены сверх государственных гарантий в области здравоохранения.
По этой причине ст. 5 Закона, и прежде всего часть третья этой статьи, где делегировалось Правительству право определять перечень и порядок оказания платных медицинских услуг, сама по себе не может быть признана неконституционной. Конституционный Суд подтвердил отсутствие такого противоречия. Реализация же этой нормы в соответствии с Конституцией зависит от актов подзаконного уровня и практики их применения.
Нельзя считать, что текущее законодательство в области медицинских услуг и их реализация идеальны. Конечно, при более существенном экономическом развитии можно далее сужать перечень платных медицинских услуг. Необходимо основательно изучить опыт медицинского страхования. Возможно, в перспективе следовало бы предусмотреть возврат уплаченных сумм пациентам для проведения диагностических исследований, которые проводились по его инициативе (а не врача), и опасения о заболевании подтвердились.
В целом сам факт пристального внимания Правительства, других властных структур к данной проблеме свидетельствует о том, что курс на всемерную социальную поддержку наших граждан является одним из приоритетных. Подтверждением тому являются и иные акты, в частности, помимо Закона «О здравоохранении» можно назвать Закон «О государственных минимальных социальных стандартах», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения» и др. При этом важно, чтобы права граждан в данной области обеспечивались, как это зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в максимальных пределах имеющихся ресурсов.
Возможные ограничения
свободы предпринимательской
Конституционным Судом затронуты и некоторые аспекты, которые, хотя и не являлись для данного спора самыми главными, однако имеют принципиальное значение.
В соответствии с частью
второй статьи 13 Конституции государство
предоставляет всем равные права
для осуществления
Решение Конституционного Суда является справедливым, а значит, правовым, в нем решены вопросы не только практического, но и теоретического характера, имеющие базовое значение для органов государственной власти и должностных лиц, желающих осуществлять свою деятельность на основе конституционных принципов и норм.
Наряду с решением вопросов, затрагивающих интересы широкого круга лиц (подрядных организаций, работников, которые в них трудятся), Конституционный Суд иногда вынужден принимать решения, направленные на обеспечение правильного исполнения законодательства. Так, 23 июля 2004 года принято решение «О применении статьи 255 Гражданского кодекса Республики Беларусь и мерах по защите прав несовершеннолетнего лица».
В Конституционный Суд обратилась гражданка с жалобой на судебные постановления по иску отдела образования Чашникского районного исполнительного комитета Витебской области в интересах несовершеннолетнего внука о выделе его доли в квартире в натуре или взыскании в его пользу денежной компенсации. Решением суда Чашникского района Витебской области от 7 июля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Витебского областного суда и постановлением президиума Витебского областного суда, в иске отказано.
В соответствии с пунктами
2 и 3 статьи 255 ГК участник долевой собственности
вправе требовать выдела своей доли
из общего имущества. При недостижении
участниками долевой
Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь