Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция
В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.
Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49
§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107
§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148
Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193
§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293
§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320
§ 4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения
Конституция является основой национальной правовой системы. Ее положения самым непосредственным образом предопределяют развитие отраслевого законодательства, в том числе и трудового, так как в ней содержатся базовые нормы, касающиеся права на труд, на отдых, заработную плату, на защиту экономических интересов, развитие социального партнерства и др. По существу, Конституция является интегрирующим документом, позволяющим формировать единое правовое пространство, согласовывать смежные вопросы, имеющие выход не только на трудовое, но и иное законодательство, когда речь, в частности, идет о правовом статусе работника (гражданина), субъекта хозяйствования (нанимателя), сторонах коллективного договора, контрольно-надзорных органах за соблюдением законодательства о труде и т.д.
Поэтому, если говорить о конституционализации, то есть процессе приведения текущего законодательства в соответствие с требованиями Конституции, то следует иметь в виду, что совершенствование трудового законодательства в этом направлении затрагивает часто и другие отрасли – гражданское, административное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и другие. Об этом свидетельствует и практика Конституционного Суда Республики Беларусь, который неоднократно обращался к проверке нормативно-правовых актов, касающихся трудовых и некоторых иных, тесно связанных с ними, правоотношений. На них мы остановимся ниже.
Сейчас же хотелось бы отметить, что многолетний опыт применения Трудового кодекса свидетельствует о том, что, несмотря на все его недостатки, он позволяет сторонам трудового договора решать легальными средствами все наиболее важные вопросы. Конечно же, в данном случае продуктивнее будет, если мы остановимся на недостатках и проблемах, которые существуют в законодательстве о труде с целью их устранения.
1. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В этой связи, исходя из социального характера нашего государства, есть основания говорить о том, что наемному работнику в максимально возможной степени должны создаваться условия для проявления своих творческих способностей к труду. В то же время свобода трудового договора, которая является стержнем права на труд, не исключает, а, наоборот, предполагает существенные права нанимателя: ведь определенное равенство сторон трудового договора не исключает и другого уровня отношений – власть – подчинение. Обеспечение сбалансированности интересов работодателя и работников является важнейшей задачей трудового права.
2. Конституция, определяя
Необходимо учитывать, что генеральные соглашения между Правительством, работодателями и нанимателями, соответствующие отраслевые положения могут занимать свою нишу в этой правовой пирамиде.
В Конституции прямо ничего не говорится о судебных прецедентах как источниках права. Однако, исходя из самостоятельной роли судебной системы власти, закрепления прав и свобод граждан как высшей цели государства, полагаем, что судебный прецедент должен рассматриваться в качестве источника права. Ведь при осуществлении правосудия суд, сталкиваясь с пробелами или противоречиями в законодательстве, вынужден решать сложную задачу – вынести единственно правильное (правовое) решение, основываясь на собственной интерпретации. Суд, вынося решение по конкретному делу, вырабатывает определенный стандарт оценки фактических обстоятельств дела. Такое решение, являясь частным применением нормы, одновременно выступает и в качестве общего права1, приобретает такое свойство, как нормативность. Показательно, что, согласно законодательству Франции, ничто не может помешать привлечь судью к ответственности за отказ принять решение по соответствующему вопросу под предлогом неясности, недостаточности или молчания норм. Суд в силу противоречивости и пробельности законодательства часто вынужден создавать (творить) право, в ином случае судебная защита будет не только неэффективной, но вопреки задаче защищать право, будет способствовать его нарушению.
Конечно, признание судебного прецедента в качестве источника права возможно на общеотраслевом уровне. Это можно было бы закрепить, например, в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Однако несомненно, что в таких отраслях права, как трудовое, гражданское, жилищное, хозяйственное, такое явление, как судебный прецедент, существует, хотя и не получил официального признания, в том числе и со стороны высших судебных инстанций. Особую роль и место занимают решения Конституционного Суда. Они отнесены к нормативным правовым актам (см. статью 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и статью 3 ГК Республики Беларусь). Отдельные авторы считают, что по существу они являются судебными прецедентами, занимающими второе после Конституции место в правовой пирамиде. Требует своего анализа правовое положение постановления Пленума Верховного Суда. Сейчас, как известно, Пленум Верховного Суда не рассматривает дела по первой инстанции, и уже в силу этого он не создает судебные прецеденты. Эта роль принадлежит Президиуму Верховного Суда. Однако Пленум Верховного Суда принимает постановления, касающиеся практики применения судами законодательства. Соглашаясь с необходимостью «мягкой» подсказки судам, как действовать в той или иной ситуации, выявлении типичных ошибок в правоприменении судьями, полагаем в то же время, что Пленум Верховного Суда не должен уподобляться законодателю и заранее устанавливать обязательные для судей предписания, от которых они не вправе отступить. Ведь Конституция закрепляет независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей при осуществлении правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (статья 110 Конституции). Судья, оценивая конкретные обстоятельства, должен найти единственно верное и справедливое решение. Именно при таком подходе будет обеспечено не только разделение властей, но и независимость, справедливость решения суда.
Конституционный Суд совместно с общими судами по существу обеспечивает на практике реализацию закрепленного в статье 60 Конституции неотъемлемого права граждан на судебную защиту. Можно, конечно, подискутировать относительно правомерности предварительного порядка разрешения некоторых трудовых споров КТС. Считаем, что у работника должно быть право выбора: обращаться в комиссию либо сразу прямо в суд. Кроме того, можно с известными оговорками отметить определенную «дискриминацию», которая зафиксирована в Трудовом кодексе: в частности, согласно статье 241 Кодекса, непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлению работников – не членов профсоюза, если они не обратились в КТС. В соответствии с действующим законодательством только для членов профсоюза обращение в КТС обязательно по некоторым спорам, тогда как у работников, не являющихся членами профсоюза, есть право выбора. Таким образом, законодателем не учтены положения статей 14 и 22 Конституции, где закреплен принцип равенства всех перед законом.
3. Содействовать укреплению законности в сфере трудового права могло бы дальнейшее развитие понятийного аппарата. В Трудовом кодексе следует дать более полно нормативные дефиниции. Тех определений, которые даны в ст. 1 ТК, недостаточно. Как отметил Конституционный Суд в своем заключении от 25 октября 2004 г., неопределенность содержания законодательного регулирования создает на практике конфликтную ситуацию, ведет к субъективному усмотрению в процессе правоприменения. Тем самым нарушаются конституционные принципы верховенства права и равенства всех перед законом, а также многие другие базовые принципы. Сравнительный анализ редакций и действия нормативных правовых актов различного уровня свидетельствует о противоречивости используемых в них понятий и определений, ссылок на различные акты, по-разному регулирующие одни и те же налоговые отношения. По существу, не обеспечивалось единое нормативное регулирование, уяснение и применение актов законодательства на практике.
Именно конституционный
4. В силу закрепленного в статье 115 Конституции принципа состязательности полагаем, что суд не вправе отказывать в рассмотрении дела по существу по причине пропуска срока исковой давности, если на этом не настаивает ни одна из сторон. Помимо юридико-формальных причин это можно объяснить, к сожалению, частым нарушением трудовых прав работников, слабым знанием ими законодательства, недостаточно широкой разъяснительной работой.
5. В статье 59 Конституции закреплена
обязанность государства
6. В части шестой статьи 104 Конституции
закреплено: закон не имеет обратной
силы, за исключением случаев,
когда он смягчает или
Не анализируя специально эту проблему, коснемся общего вопроса – о допустимости ограничения или отмены приобретенных прав. Одним из условий обеспечения надлежащего правопорядка является стабильность правового регулирования, его предсказуемость, своевременное прогнозирование последствий принятия актов законодательства. Однако экономическая и социальная жизнь общества находятся в динамике, диалектическом развитии. Это объективно обусловливает необходимость своевременного реагирования права на потребности общественного развития. В этой связи возникает дилемма между стабильностью законодательства и его гибкостью.
Если отмена личных прав
в принципе невозможна, возможно их
некоторое ограничение в
Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь