Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции МОТ N 87, и соответственно еще одним элементом  права на объединение необходимо признать право работодателей создавать  организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это  право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава  организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы  действий (ст. 3 Конвенции), а также  по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции).

Работодатели  обладают также правом вступать в  уже действующие организации  на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).

Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права  на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) вносит некоторые  уточнения в правовое положение  организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что  организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга.

Обобщая те элементы правового статуса, которые отражены в документах МОТ, можно сделать  вывод, что организации работодателей  создаются с целью представительства  и защиты интересов работодателей, участия в коллективно-договорном регулировании. Они независимы от государства  и от организаций трудящихся, обладают правом на самоуправление, могут объединяться в федерации и конфедерации и  приобретать права юридического лица (ст. 7 Конвенции МОТ N 87).

Позиция Международной  организации труда находит отражение  в Законе об объединениях работодателей. Статья 3 Закона признает объединение  работодателей самостоятельной  формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических  и (или) физических лиц).

Это означает, что  с момента введения в действие указанного Закона (30 ноября 2002 г.) объединениями  работодателей могут считаться  лишь организации, в наименовании и  учредительных документах которых  прямо указано, что они являются объединениями работодателей. Соответственно, их единственной целью является представительство  и защита интересов работодателей  в системе социального партнерства (ст. 2 Закона).

8. Будучи созданным  для представительства интересов  работодателей, объединение выступает  их представителем (ст. 33 ТК), а не  стороной социального партнерства  (ст. 25 ТК). Это ярко проявляется  при заключении различного вида  соглашений. В этом случае отношения  "работодатель - объединение работодателей"  строятся по цивилистической  модели представительства, т.е.  от имени и в интересах стороны  соглашения - работодателей - действует  объединение, однако правовые  последствия возникают лишь для  представляемых. Обязательства по  обеспечению соответствующих условий  труда, соблюдению социальных  гарантий для работников несут  работодатели, от имени которых  заключено соглашение, у них возникают  обязанности, связанные с действиями  представителя (ст. 8 Закона об  объединениях работодателей).

Объединение работодателей  не несет ответственности по обязательствам своих членов, в т.ч. по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением. Оно ответственно лишь за нарушение или невыполнение собственных обязательств, закрепленных соглашением (ст. 15 Закона об объединениях работодателей), например обязанностей, связанных с координацией деятельности своих членов или участием в организации  деятельности отрасли в целом. Так, Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009 - 2011 годы (СПС "КонсультантПлюс") возлагает  на объединения работодателей, участвовавших  в заключении соглашения (Ассоциацию портов и судовладельцев речного  транспорта, Ассоциацию судоходных компаний, Ассоциацию связистов речного транспорта), обязанности по: информированию профсоюза  о готовящихся отраслевых документах и иных решениях, затрагивающих социально-трудовые права работников речного транспорта (п. 3.3); участию в разработке изменений  и дополнений в законы Российской Федерации по налоговой системе (п. 3.4); оказанию помощи организациям в  разработке комплекса мер по финансовому  оздоровлению (п. 3.5).

В соглашении должны быть четко разграничены обязанности  работодателей, использующих труд работников и обеспечивающих определенный уровень  условий труда, и объединения  работодателей, которое по отношению  к своим членам осуществляет организационные, информационные, консультационные функции, но не может отвечать за предоставление гарантий работникам.

9. Характерным  признаком объединений работодателей  надо признать их независимость.  В соответствии со ст. 6 Закона  об объединениях работодателей  они осуществляют свою деятельность  независимо от органов государственной  власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их  объединений, политических партий  и движений, других общественных  организаций (объединений). Учредители  самостоятельно определяют задачи  и направления деятельности созданного  объединения, его вид, разрабатывают  устав, формируют органы управления, определяют их компетенцию. Создание, реорганизация, ликвидация объединения  работодателей зависят исключительно  от воли его учредителей (членов) и не требуют согласования  ни с органами государственной  власти, ни с представительными  организациями работников. Исключение  составляют общие нормы гражданского  законодательства, позволяющие ликвидировать  некоммерческую организацию по  решению суда в случае: допущенных  при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (ст. 61 ГК).

Независимость объединений  работодателей гарантируется запрещением  вмешательства органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность этих объединений, если такое вмешательство  может повлечь за собой ограничение  их прав (ч. 2 ст. 6 Закона об объединениях работодателей).

Реализуя свое право на независимость, объединения  работодателей могут оспорить в  суде или в вышестоящем в порядке  подчиненности органе решения, действия (бездействие) органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права (ст. 254 ГПК).

Право объединений  работодателей на независимость, самоуправление и самостоятельную деятельность не может нарушаться и нормативными правовыми актами, в т.ч. принятыми  на уровне субъекта РФ. Нормативный  правовой акт субъекта РФ не может  устанавливать дополнительные по сравнению  с федеральным законом обязанности  объединений работодателей и  ограничивать их права, а также предусматривать  иной порядок их создания и деятельности.

Это утверждение  основано на положениях ст. 6 ТК о разграничении  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ. В соответствии с указанной  статьей к полномочиям федеральных  органов отнесено установление основ  социального партнерства, которые, несомненно, должны включать и определение  правового статуса одного из участников системы социального партнерства - объединения работодателей.

В связи с этим законы субъектов РФ об объединениях работодателей признаны утратившими  силу. Действует лишь Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. N 26/2000-03 (ред. от 23 ноября 2007 г.) "О деятельности объединений работодателей в  сфере социального партнерства  в Московской области" (СПС "КонсультантПлюс").

10. Правоспособность  объединения работодателей в  качестве юридического лица возникает  с момента его государственной  регистрации (ст. 10 Закона об объединениях  работодателей). Как правило, объединения  работодателей представляют собой  организации, объединяющие юридических  лиц, поэтому вопрос о приобретении  прав юридического лица предрешен.  Очевидно, в том случае, когда  членами объединения работодателей  выступают лишь физические лица, оно может не регистрироваться  в качестве юридического лица; во всяком случае, для участия  в системе социального партнерства  этого не требуется.

11. В соответствии  со ст. 4 Закона об объединениях  работодателей они могут создаваться  по территориальному (региональному,  межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Критерии создания объединений работодателей избраны  согласно сложившейся традиции и  с учетом построения системы профессиональных союзов - социального партнера работодателей.

Закон предусматривает  сложную иерархию объединений работодателей, образованных на основе территориального или территориально-отраслевого  признака. Особое место среди них  занимают общероссийские объединения.

Общероссийское  объединение работодателей по сути представляет собой конфедерацию (по терминологии Конвенции МОТ N 87), т.е. объединяет не самих работодателей, а их объединения - общероссийские отраслевые и межотраслевые, региональные и  межрегиональные.

Общероссийское  объединение работодателей должно осуществлять свою деятельность на территориях  более половины субъектов РФ. В  противном случае оно не может  считаться общероссийским. Видимо, это требование (ч. 2 ст. 4 Закона об объединениях работодателей) подразумевает его  деятельность через объединения, которые  входят в состав данного общероссийского  объединения.

Как уже отмечалось, общероссийское объединение работодателей  является "объединением объединений", однако его уставом может предусматриваться  и членство в нем работодателей. Такое исключение целесообразно  делать лишь для очень значимых, крупных, ведущих в той или  иной отрасли компаний.

Правовой статус общероссийских объединений работодателей  отличается тем, что они участвуют  в образовании и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключении генерального соглашения.

12. Помимо общероссийских  объединений Закон об объединениях  работодателей (ст. 4) выделяет общероссийские  отраслевые (межотраслевые) объединения  работодателей. Эти объединения  в отличие от общероссийских  не являются федерацией, т.е. объединяют  не объединения, а непосредственно  работодателей. Они создаются  работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые  в совокупности осуществляют  свою деятельность на территориях  более половины субъектов РФ  и (или) с которыми состоит  в трудовых отношениях не менее  половины работников отрасли  (отраслей) или вида (видов) деятельности.

13. В качестве  следующего вида Закон называет  межрегиональное (отраслевое, межотраслевое)  объединение работодателей - объединение,  созданное на добровольной основе  работодателями и (или) их региональными,  территориальными объединениями  и осуществляющее свою деятельность  на территориях не менее двух  субъектов РФ.

Это объединение, как видно из его определения, сочетает в себе черты собственно объединения работодателей и  федерации ("объединения объединений").

В настоящее время  трудно говорить о существовании  каких-либо сложившихся традиций по созданию межрегиональных объединений, однако надо отметить, что координация  их деятельности осуществляется, как  правило, в рамках федерального округа. Например, в Северо-Западном федеральном  округе создан Координационный совет  объединений промышленников и предпринимателей (работодателей). Очевидно, что на основе сложившегося в этом Совете сотрудничества можно создать объединение работодателей  соответствующего федерального округа.

14. Региональное  объединение создается работодателями  и (или) их региональными отраслевыми,  территориальными объединениями  в рамках субъекта. Очевидно, на  территории субъекта должно действовать  одно региональное объединение,  выражающее интересы всех или  большинства работодателей данного  государственного образования. Оно,  так же как и межрегиональное,  может включать в качестве  членов и работодателей, и их  объединения.

Процесс создания региональных объединений работодателей  в тех субъектах РФ, в которых  они не были созданы ранее, проходит достаточно активно.

15. В субъекте  РФ могут действовать и региональные  отраслевые объединения работодателей,  т.е. объединения, созданные работодателями  отрасли (вида деятельности) и  осуществляющие свою деятельность  на территории одного субъекта  РФ.

16. В муниципальных  образованиях (городах, районах)  может действовать территориальное  объединение работодателей, созданное  работодателями и (или) их территориальными  отраслевыми объединениями, и  территориальное отраслевое объединение  работодателей.

17. Все виды  объединений работодателей обладают  одинаковым набором прав и  несут одинаковые обязанности.  В соответствии со ст. 13 Закона  об объединениях работодателей  объединение обладает широким  кругом прав, которые условно  можно разделить на две группы: 1) права общего характера, связанные  с представительством работодателей  в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень  участия объединения работодателей  в каждой форме социального  партнерства.

К первой группе необходимо отнести, прежде всего, право формировать  согласованную позицию членов объединения  работодателей по вопросам регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами  и их объединениями, органами государственной  власти, органами местного самоуправления.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"