Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция
1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан
Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции МОТ N 87, и соответственно еще одним элементом права на объединение необходимо признать право работодателей создавать организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы действий (ст. 3 Конвенции), а также по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции).
Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).
Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) вносит некоторые уточнения в правовое положение организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга.
Обобщая те элементы
правового статуса, которые отражены
в документах МОТ, можно сделать
вывод, что организации работодателей
создаются с целью
Позиция Международной
организации труда находит
Это означает, что
с момента введения в действие
указанного Закона (30 ноября 2002 г.) объединениями
работодателей могут считаться
лишь организации, в наименовании и
учредительных документах которых
прямо указано, что они являются
объединениями работодателей. Соответственно,
их единственной целью является представительство
и защита интересов работодателей
в системе социального
8. Будучи созданным
для представительства
Объединение работодателей
не несет ответственности по обязательствам
своих членов, в т.ч. по обязательствам,
предусмотренным соглашениями, заключенными
этим объединением. Оно ответственно
лишь за нарушение или невыполнение
собственных обязательств, закрепленных
соглашением (ст. 15 Закона об объединениях
работодателей), например обязанностей,
связанных с координацией деятельности
своих членов или участием в организации
деятельности отрасли в целом. Так,
Федеральное отраслевое соглашение
по речному транспорту на 2009 - 2011 годы
(СПС "КонсультантПлюс") возлагает
на объединения работодателей, участвовавших
в заключении соглашения (Ассоциацию
портов и судовладельцев речного
транспорта, Ассоциацию судоходных компаний,
Ассоциацию связистов речного транспорта),
обязанности по: информированию профсоюза
о готовящихся отраслевых документах
и иных решениях, затрагивающих социально-
В соглашении должны быть четко разграничены обязанности работодателей, использующих труд работников и обеспечивающих определенный уровень условий труда, и объединения работодателей, которое по отношению к своим членам осуществляет организационные, информационные, консультационные функции, но не может отвечать за предоставление гарантий работникам.
9. Характерным
признаком объединений
Независимость объединений
работодателей гарантируется
Реализуя свое право на независимость, объединения работодателей могут оспорить в суде или в вышестоящем в порядке подчиненности органе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права (ст. 254 ГПК).
Право объединений
работодателей на независимость, самоуправление
и самостоятельную деятельность
не может нарушаться и нормативными
правовыми актами, в т.ч. принятыми
на уровне субъекта РФ. Нормативный
правовой акт субъекта РФ не может
устанавливать дополнительные по сравнению
с федеральным законом
Это утверждение
основано на положениях ст. 6 ТК о разграничении
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
РФ. В соответствии с указанной
статьей к полномочиям
В связи с этим законы субъектов РФ об объединениях работодателей признаны утратившими силу. Действует лишь Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. N 26/2000-03 (ред. от 23 ноября 2007 г.) "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области" (СПС "КонсультантПлюс").
10. Правоспособность
объединения работодателей в
качестве юридического лица
11. В соответствии
со ст. 4 Закона об объединениях
работодателей они могут
Критерии создания
объединений работодателей
Закон предусматривает
сложную иерархию объединений работодателей,
образованных на основе территориального
или территориально-
Общероссийское объединение работодателей по сути представляет собой конфедерацию (по терминологии Конвенции МОТ N 87), т.е. объединяет не самих работодателей, а их объединения - общероссийские отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные.
Общероссийское
объединение работодателей
Как уже отмечалось,
общероссийское объединение работодателей
является "объединением объединений",
однако его уставом может
Правовой статус
общероссийских объединений работодателей
отличается тем, что они участвуют
в образовании и деятельности
Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
12. Помимо общероссийских
объединений Закон об
13. В качестве
следующего вида Закон
Это объединение, как видно из его определения, сочетает в себе черты собственно объединения работодателей и федерации ("объединения объединений").
В настоящее время
трудно говорить о существовании
каких-либо сложившихся традиций по
созданию межрегиональных объединений,
однако надо отметить, что координация
их деятельности осуществляется, как
правило, в рамках федерального округа.
Например, в Северо-Западном федеральном
округе создан Координационный совет
объединений промышленников и предпринимателей
(работодателей). Очевидно, что на основе
сложившегося в этом Совете сотрудничества
можно создать объединение
14. Региональное
объединение создается
Процесс создания региональных объединений работодателей в тех субъектах РФ, в которых они не были созданы ранее, проходит достаточно активно.
15. В субъекте
РФ могут действовать и
16. В муниципальных
образованиях (городах, районах)
может действовать
17. Все виды
объединений работодателей
К первой группе необходимо отнести, прежде всего, право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.