Комиссии не находятся
в отношениях соподчинения. Каждая
из них решает свои задачи на своем
уровне. От уровня органа социального
партнерства в значительной степени
зависит его состав. На общероссийском,
региональном, территориальном уровнях
создаются трехсторонние комиссии
из представителей сторон и соответствующего
государственного или муниципального
органа. На отраслевом (межотраслевом)
уровне при необходимости также
создаются трехсторонние комиссии
из представителей сторон и государственного
(муниципального) органа либо двусторонние
комиссии только из представителей сторон.
На федеральном
уровне создана постоянно действующая
Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых
отношений (РТК), деятельность которой
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 1 мая 1999 г.1 РТК создана для
обеспечения регулирования социально-трудовых
отношений, ведения коллективных переговоров
и подготовки проекта Генерального соглашения.
В нее входят представители федеральных
органов государственной власти (Правительства
РФ), общероссийских объединений профсоюзов,
общероссийских объединений работодателей,
которые составляют соответствующие стороны
РТК. Координатор Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений назначается Указом Президента
РФ.
Помимо основных
задач, состоящих в переговорах
и заключении Генерального соглашения,
РТК рассматривает и другие вопросы,
среди которых важное место занимают
направления социально-экономического
развития сторон, обсуждение проектов
федеральных законов и иных федеральных
нормативных правовых актов в
сфере труда и социальных отношений.
Ряд вопросов, которые должны решаться
Правительством РФ с учетом мнения
РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст.
139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).
Постоянно действующие
комиссии созданы в регионах, а
также практически на всех территориях.
Деятельность комиссий в субъектах
РФ осуществляется в соответствии с
законами этих субъектов; территориальных
комиссий — в соответствии с законами
этих субъектов РФ, положениями об
этих комиссиях, утверждаемыми представительными
органами местного самоуправления. Какими
актами должна регламентироваться деятельность
комиссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает.
Положения об отраслевых (межотраслевых)
комиссиях на практике утверждаются
по соглашению представителей сторон
в этих комиссиях.
На локальном
уровне из представителей сторон создаются
комиссии для ведения .коллективных
переговоров, подготовки проекта коллективного
договора и его заключения. В тех
случаях, когда в организации
помимо коллективного договора, общего
для всех работников и работодателя,
заключаются еще и коллективные
договоры в филиале (филиалах), представительстве
(представительствах) и иных структурных
подразделениях организации, комиссии
для ведения коллективных переговоров
создаются в организации в
целом и в тех подразделениях,
где заключается коллективный договор.
Срок действия этих комиссий определяется
временем, необходимым для подготовки
и заключения коллективного договора.
В ряде организаций коллективным
договором предусмотрено их постоянное
действие. При этом в задачи комиссии
включается обсуждение состояния и
перспектив развития организации, проектов
локальных нормативных актов
и др. Положение о комиссии на
локальном уровне утверждается обычно
также по соглашению сторон.
Государство стремится
повысить роль органов социального
партнерства и для этого закрепляет
за ними полномочия по участию в
решении основополагающих задач
социально-экономического развития, совершенствования
регулирования трудовых отношений
и непосредственно связанных
с ними отношений. В ТК РФ включена
специальная статья, посвященная
участию органов социального
партнерства в формировании и
реализации государственной политики
в сфере труда (ст. 351). В целях
согласования интересов работников
(их представителей), работодателей (их
представителей) и государства по
вопросам регулирования социально-трудовых
отношений и связанных с ними
экономических отношений органы
государственной власти и органы
местного самоуправления обязаны обеспечить
условия для участия соответствующих
комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений в разработке и (или) обсуждении
проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов, программ
социально-экономического развития, других
актов органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в сфере труда. Если такие комиссии
на соответствующем уровне социального
партнерства не образованы, упомянутое
выше участие должно быть обеспечено
соответствующим профсоюзом (объединением
профсоюзов) и объединением работодателей.
Порядок обеспечения
условий для участия органов
социального партнерства в указанной
деятельности устанавливается ТК РФ,
другими законами и иными нормативными
правовыми актами, соглашениями. В
частности, в ТК РФ (ч. 2 ст. 351) предусмотрено,
что проекты законодательных
актов, нормативных правовых и иных
актов органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления
в сфере труда, а также документы
и материалы, необходимые для
их обсуждения, направляются в соответствующие
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (соответствующим профсоюзам,
объединениям профсоюзов и объединениям
работодателей) органами, принимающими
эти
акты.
Следует участь, что
в соответствии с актами, регламентирующими
создание и деятельность комиссий по
регулированию социально-трудовых
отношений (законами, положениями), эти
комиссии рассматривают проекты
не только актов исполнительной власти,
но и законодательных органов.
Решения соответствующих
комиссий или мнения их сторон (заключения
соответствующих профсоюзов, объединений
профсоюзов и объединений работодателей)
по направленным им проектам актов
подлежат обязательному рассмотрению
органами, принимающими эти акты.
Стороны, органы,
система и формы социального
партнерства, представители работников
и работодателей
ТК четко указал
разницу между сторонами, участниками,
формами и органами социального
партнерства, определил его формы
и понятия представителей работников
и представителей работодателей, закрепил
принципы социального партнерства
(ст. 25-35).
Сторонами социального
партнерства являются работники
и работодатели в лице их представителей.
Стороной его может быть орган
государственной власти или орган
местного самоуправления, если он является
работодателем.
В отличие от сторон
социального партнерства его
участниками являются соответствующие
органы государственной власти или
органы местного самоуправления (трипартизм).
Когда такой орган, как ранее
указывалось, сам является работодателем,
то он также выступает и как
сторона социального партнерства.
Например, профсоюз шахтеров и Правительство
РФ заключали в 1989 г. при забастовках
шахтеров соглашения (двупартизм).
Органами (а не
сторонами) социального партнерства
являются комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений. Социально-трудовые
отношения — понятие более
широкое, чем трудовые отношения. Они
включают в себя трудовые отношения,
отношения по социальному обеспечению
и бытовому обслуживанию, т. е. все
отношения социальной сферы. Указанные
комиссии создаются для ведения
коллективных переговоров и подготовки
проектов коллективных договоров, соглашений,
для их заключения и контроля
их выполнения на различных уровнях.
Трехсторонние комиссии создаются
на паритетной основе по решению сторон2
и из их представителей, наделенных
соответственно так как законодатель
значительно снизил роль трудовых коллективов,
то ныне лишь на 30% всех организаций
заключены коллективные договоры, чем
снижено и значение коллективно-договорного
регулирования условий труда.
Есть определенное
несоответствие между ст. 35 и ст.
25 Кодекса. Если последняя сторонами
социального партнерства указала
лишь работников И работодателей,
то в ст. 35 стороной считается и
соответствующий исполнительный
орган власти. Поэтому ранее мы
его назвали участником социального
партнерства. Он выполняет как бы
посредническую функцию во взаимоотношениях
работников и работодателей и
в то же время защищает интересы
государства, общества.
вующими полномочиями.
На федеральном уровне образуется постоянно
действующая трехсторонняя комиссия,
работающая на основании Федерального
закона от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений» (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2219). Это
постоянный орган системы социального
партнерства, образованный тремя социальными
партнерами федерального уровня. Задачи
Комиссии — выработка общих
принципов согласованного проведения
социально-экономической политики,
развитие системы социального партнерства,
ведение коллективных переговоров,
подготовка и заключение генерального
соглашения. Членами ее являются представители
общероссийских объединений профсоюзов,
объединений работодателей и Правительства
РФ. На региональном и территориальном
уровне могут образовываться такие
комиссии, действующие на основе закона
субъекта Федерации или положений,
разработанных представительными
органами местного самоуправления.
Отраслевые трехсторонние
комиссии могут образовываться как
на федеральном, так и на региональном
уровне.
На уровне организации
комиссия образовывается для ведения
коллективных переговоров, подготовки
проекта коллективного договора и
его заключения (ст. 35 ТК).
Система социального
партнерства включает пять уровней
(ст. 26 ТК):
федеральный уровень,
устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в
Российской Федерации;
региональный
уровень, устанавливающий такие
основы регулирования в субъекте Федерации;
отраслевой уровень,
устанавливающий такие основы регулирования
в отрасли (отраслях);
территориальный
уровень, устанавливающий такие
основы в муниципальном образовании;
уровень организации,
устанавливающий конкретные взаимные
обязательства в сфере труда
между работниками и работодателями,
например коллективным договором.
Представителями
работников в социальном партнерстве
являются профессиональные союзы
и их объединения или иные представители,
избираемые работниками в случаях,
предусмотренных Кодексом.
Интересы работников
при ведении коллективных переговоров,
заключении коллективных договоров, соглашений,
контроле за их выполнением, при
реализации права на участие в
управлении организацией и при рассмотрении
трудовых споров представляют первичная
профсоюзная организация, ее орган
(профком) или иные представители, избираемые
работниками, а при формировании
трехсторонних комиссий, проведении
коллективных переговоров, заключении
коллективных договоров, соглашений —
соответствующие объединения профсоюзов
на различных уровнях социального
партнерства и их представители
(ст. 29 ТК).
При отсутствии в
организации первичной профсоюзной
организации или если таковая объединяет
менее половины работников, на общем
собрании работники могут поручить
представлять их интересы этому профкому
либо иному представительному органу
Наличие иного представителя
не является препятствием для осуществления
профкомом его полномочий.
Кодекс и здесь,
говоря об общем собрании (конференции)
работников, к сожалению, не употребляет
уже укоренившийся в нашем
обществе термин «трудовой коллектив»,
а указывает расплывчато — «работники».
Трудовой коллектив — это объединение
работников данной организации, ее структурного
подразделения на основе заключенных
ими трудовых договоров с работодателем.
И говоря в ряде статей о полномочиях
общих собраний работников. Кодекс
по существу закрепляет в них и
полномочия трудового коллектива, его
высшего органа — собрания (конференции).
Федеральный закон
от 12 января 1996 г. «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
в ст. 11 предусмотрел право профсоюзов
на представительство от имени работников
(независимо от членства в профсоюзах)
в области коллективных прав
и интересов в случаях наделения
их таким полномочием на представительство
и защиту социально-трудовых прав и
интересов работников. Статья 13 этого
Закона предусматривает, что профсоюзы,
их объединения (ассоциации), первичные
профорганизации и их органы имеют
право на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений и коллективных
договоров от имени работников в
соответствии с Федеральным законом.
Если в организации действует
несколько первичных профорганизаций
(что редко: у нас это не привилось),
их представительство в коллективных
переговорах, заключении коллективных
договоров определяется с учетом
количества представляемых членов
профсоюза.
Запрещено вести
переговоры и заключать соглашения
и коллективные договоры от имени
работников лицам, представляющим
работодателя.
Представителями
работодателей при проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении
коллективного договора является
руководитель организации или уполномоченные
им лица. При заключении или изменении
социально-партнерских соглашений на
разных их уровнях, разрешении при этом
j возникших коллективных трудовых
споров, деятельности соответствующей
трехсторонней комиссии интересы работодателей
представляет соответствующее
объединение работодателей (ст. 33 ТК).
Общие понятия
социального партнерства и общая
характеристика законодательства о
нем
Понятие социального
партнерства, данное в ст. 23 Кодекса,
свидетельствует, что оно является
в трудовом праве России новым
методом правового регулирования
труда, служащим для урегулирования
противоречий интересов работников
и работодателей, а также органов
государства. Оно призвано налаживать
взаимоотношения работников и работодателей
согласно формам и принципам, предусмотренным
Кодексом и иными федеральными законами.
Законодательство
России признало практику заключения
коллективных договоров в первом
КЗоТ 1918 г. и в “Положении о порядке
утверждения коллективных договоров
(тарифов), устанавливающих ставки заработной
платы и условия труда” от 2 июля 1918 г.
(Собрание узаконений и распоряжений Правительства,
1918, №48).
Конвенция МОТ
№98 (1949 г.) предусматривает право
на организацию и ведение коллективных
переговоров по регулированию условий
труда, заключение коллективных договоров
и соглашений. Но советское трудовое
законодательство, регулируя коллективные
договоры, никак не закрепляло коллективные
переговоры и ничего не говорило о
социально-партнерских соглашениях
выше уровня предприятия. Впервые их
оговорил Указ Президента РФ от 15 ноября
1991 I. “О социальном партнерстве и
разрешении трудовых споров” (Ведомости
РСФСР. 1991. №47, Ст. 1611), а впервые урегулировал
коллективные переговоры и социально-партнерские
соглашения Закон РФ от 11 марта 1992 г:
“О коллективных договорах и соглашениях”.
Этот Закон по-новому урегулировал
и коллективный договор. И ныне он,
дополненный и измененный Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995.
№48. Ст. 4558), является основным после
Кодекса нормативным актом по
данной проблеме. Значение этого Закона
в том, что он впервые в трудовом
законодательстве России признал и
урегулировал социальное партнерство
работников и работодателей в
сфере труда. Разными нашими учеными
и законодательством некоторых
субъектов РФ социальное партнерство
рассматривалось по-разному: как
метод трудового права (М. В. Лушникова,
А. А. Крыжановская), как элемент отрасли
(Э. Н. Бондаренко) или как принцип
трудового права (Н. И. Гонцов); еще
несколько его определений подробно
указаны С. Ю. Чуча в работе “Становление
и перспективы развития социального
партнерства в Российской Федерации”
(М.: Вердикт, 2001. С. 7–12 и 27). Но хотя о
социальном партнерстве был принят
указанный Закон, он не содержит его
легального определения. Впервые понятие
легального (в законе) социального
партнерства дал Трудовой кодекс
2001 г. в ст. 23. Он усовершенствовал также
основные положения Федерального закона
“О коллективных договорах и соглашениях”
1996 г. Поэтому, думается, указанный Закон,
как воплощенный в Кодексе, будет
отменен. Кодекс в ст. 23 указывает: “Социальное
партнерство – система взаимоотношений
между работниками (их представителями),
работодателями (их представителями),
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей”. К
этому еще надо добавить: “с интересами
всего общества, государства” –
и тогда будет правильное его
легальное определение.