Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Социальное партнерство  в сфере труда: понятие, основные принципы и формы.

ПОНЯТИЕ: - система  взаимоотношений между работниками, работодателями, органами гос. Власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:- равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольное принятие сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность  сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

ФОРМЫ:- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и  заключению коллективных договоров, соглашений; взаимных консультаций по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие  представителей работников и работодателей  в разрешении трудовых споров.

 

 

Социальное партнерство  в сфере труда: понятие, основные принципы и формы.

Социальное партнерство  в сфере труда - система взаимоотношений  между работниками, работодателями, органами гос. власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования  труд. отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Основные принципы: - равноправие сторон; - уважение и  учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе; - соблюдение сторонами и  их представителями труд. законодательства; - полномочность представителей сторон; - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами  на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Формы: - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования труд. отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения гарантий труд. прав работников и совершенствования  труд. законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы труд. права; - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие  представителей работников и работодателей  в разрешении труд. Споров

 

 

 

 

 

1. Основные понятия  социального партнерства и его  принципы

Социальное партнерство - это "система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон "О коллективных договорах и  соглашениях" (с изм. и доп.) впервые  признал социальное партнерство  работников и работодателей в  сфере труда, урегулировал социально-партнерские  соглашения, но не раскрыл понятия  социального партнерства. В юридической  науке социальное партнерство рассматривалось  по-разному: как метод трудового  права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др.*(48) Действующий  Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Концепция социального  партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении  рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о  социальном партнерстве.

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и  органы местного самоуправления могут  быть сторонами социального партнерства  в тех случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, а также в  случаях, предусмотренных федеральными законами.

От сторон социального  партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.

На федеральном  уровне образуется постоянно действующая  Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным  законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних  комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.

На федеральном  уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться  отраслевые (межотраслевые) комиссии в  целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном  уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 35 Трудового  кодекса РФ определяет и сферу  деятельности этих комиссий. К ней  относятся: обеспечение регулирования  социально-трудовых отношений; ведение  коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения  социальной сферы.

Система социального  партнерства должна функционировать  на всех уровнях экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства  включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  Российской Федерации;

региональный  уровень, устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  субъекте РФ;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования  отношений в сфере труда в  муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда  между работниками и работодателем.

Комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений в  основном действуют на принципах  трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства  или органов местного самоуправления. Все нормативные акты, действующие  на этих уровнях, должны приниматься  и применяться с учетом принципов  социального партнерства.

Социальное партнерство  как самостоятельный институт трудового  права имеет свои принципы, которые  не противоречат основным принципам  правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно  к данному институту.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными  в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

равноправие сторон;

уважение и  учет интересов сторон;

заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

соблюдение сторонами  и их представителями правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в сферу  труда;

добровольность  принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность  выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением  принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

Понятие социального  партнерства

Социальное партнерство  — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом' и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Социальное партнерство  в сфере труда — система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч.   1  ст. 23 ТК РФ).

Субъектами социального  партнерства в сфере труда  выступают:

1)   работники;

2)   работодатели;

3)   представители  работников;

4)   представители  работодателей;

5)   органы  государственной (исполнительной) власти;

6)   органы  местного самоуправления.

Формами социального  партнерства являются: ,, коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работника и  совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Формами выражения  социального партнерства и его  результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Социальное партнерство  как система взаимоотношений  его сторон и участников состоит  из взаимосвязанных определенным образом  элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру  системы.

Статья 26 ТК РФ характеризует  систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный. В зависимости от уровня определяется содержание социально-правовых актов:

на федеральном  уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  Российской Федерации;

на межрегиональном  уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  двух и более субъектах РФ;

на региональном уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  субъекте РФ;

на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  отрасти (отраслях);

на территориальном  уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  муниципальном образовании;

на локальном  уровне устанавливаются обязательства  работников и работодателей в  сфере труда.

Органами социального  партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения  коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и  соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

Комиссии создаются  по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального  партнерства из наделенных не обходимыми полномочиями представителей сторон —  работников

и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено  — приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального  партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело  к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"