Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция
1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан
Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы и формы.
ПОНЯТИЕ: - система
взаимоотношений между
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:-
равноправие сторон; уважение и учет
интересов сторон; заинтересованность
сторон в участии в договорных
отношениях; содействие государства
в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической
основе; соблюдение сторонами и их
представителями трудового
ФОРМЫ:- коллективных
переговоров по подготовке проектов
коллективных договоров, соглашений и
заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы и формы.
Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами гос. власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основные принципы: - равноправие сторон; - уважение и учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; - соблюдение сторонами и их представителями труд. законодательства; - полномочность представителей сторон; - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Формы: - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий труд. прав работников и совершенствования труд. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы труд. права; - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие представителей работников и работодателей в разрешении труд. Споров
1. Основные понятия социального партнерства и его принципы
Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон
"О коллективных договорах и
соглашениях" (с изм. и доп.) впервые
признал социальное партнерство
работников и работодателей в
сфере труда, урегулировал социально-партнерские
соглашения, но не раскрыл понятия
социального партнерства. В юридической
науке социальное партнерство рассматривалось
по-разному: как метод трудового
права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская),
как принцип трудового права (Н.И.
Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н.
Бондаренко) и др.*(48) Действующий
Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет
социальное партнерство одним из
основных принципов правового
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.
Сторонами социального
партнерства являются работники
и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.
На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 35 Трудового
кодекса РФ определяет и сферу
деятельности этих комиссий. К ней
относятся: обеспечение регулирования
социально-трудовых отношений; ведение
коллективных переговоров и подготовка
проектов коллективного договора, соглашений,
их заключение; организация контроля
за выполнением коллективного
Система социального
партнерства должна функционировать
на всех уровнях экономики - от общефедерального
до уровня отдельно взятой организации.
Система социального
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации,
устанавливающий конкретные взаимные
обязательства в сфере труда
между работниками и
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления. Все нормативные акты, действующие на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов социального партнерства.
Социальное партнерство
как самостоятельный институт трудового
права имеет свои принципы, которые
не противоречат основным принципам
правового регулирования
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
15
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом' и др.) приводит к формулированию его различных понятий.
Социальное партнерство
в сфере труда — система
взаимоотношений между
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:
1) работники;
2) работодатели;
3) представители работников;
4) представители работодателей;
5) органы
государственной (
6) органы местного самоуправления.
Формами социального партнерства являются: ,, коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимные консультации
(переговоры) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работника и
совершенствования трудового
участие работников, их представителей в управлении организацией;
участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.
Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.
Социальное партнерство как система взаимоотношений его сторон и участников состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.
Статья 26 ТК РФ характеризует
систему социального
на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях);
на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
на локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.
Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.
Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства из наделенных не обходимыми полномочиями представителей сторон — работников
и работодателей.
Членами комиссий
являются конкретные лица, выделенные
каждой из сторон социального партнерства.
Выделение и уполномочие
Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.