Объединение работодателей
обладает также правом согласовывать
с другими объединениями работодателей
свою позицию по вопросам регулирования
социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических
отношений, т.е. вырабатывать общие
подходы при заключении генерального,
регионального или территориального
соглашения, обсуждении законопроектов,
согласовании основных направлений
социально-экономической политики.
Основным полномочием
объединения работодателей надо
признать его право (и обязанность)
отстаивать законные интересы и защищать
права своих членов во взаимоотношениях
с профессиональными союзами
и их объединениями, органами государственной
власти, органами местного самоуправления.
Право выражать и
отстаивать законные интересы работодателей
реализуется во всех формах социального
партнерства, включая проведение коллективных
переговоров, участие в создании
и деятельности постоянно действующих
трехсторонних комиссий, комитетов
по занятости, представительство в
органах управления государственных
внебюджетных фондов, урегулирование
коллективных трудовых споров.
Представительство
интересов работодателей, с одной
стороны, является правом объединения,
с другой - обязанностью перед своими
членами, которые создают объединение
(или вступают в него) для того,
чтобы их мнение учитывалось при
принятии решений в системе социального
партнерства и на государственном
уровне (уровне местного самоуправления).
18. Полномочия
второй группы носят более
конкретный характер и касаются
определенных форм социального
партнерства.
Одним из важнейших
прав объединений работодателей
надо признать право выступать с
инициативой проведения коллективных
переговоров по подготовке, заключению
и изменению соглашений.
Указанное право
является ключевым при осуществлении
социального партнерства в форме
коллективных переговоров.
Объединение работодателей
может начать переговоры не только
по поводу заключения соглашения, но и
по поводу его изменения. Это прямо
указано как в ст. 13 Закона об объединениях
работодателей, так и в ст. 36 ТК.
Участие объединения
работодателей в коллективно-договорном
процессе не может исчерпываться
инициативой проведения коллективных
переговоров. Оно выступает полноправным
участником переговоров, т.е. имеет
право:
наделять своих
представителей полномочиями на их ведение
(п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей);
участвовать в
формировании отраслевых комиссий для
ведения коллективных переговоров,
подготовки проектов отраслевых (межотраслевых)
соглашений и их заключения (ст. 35 ТК);
получать необходимую
для ведения коллективных переговоров
и контроля за реализацией соглашений
информацию от профсоюзов и их объединений,
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9
ст. 13 Закона об объединениях работодателей);
приглашать специалистов,
экспертов и посредников (ст. 39 ТК);
подписывать разработанное
в ходе коллективных переговоров
соглашение (ст. 47 ТК);
осуществлять
контроль за его выполнением (ст. 51 ТК).
В ходе коллективных
переговоров объединение работодателей
несет и обязанности. Среди них
надо назвать обязанности:
вступать в
переговоры по требованию профессионального
союза (объединения профсоюзов) (ст.
36 ТК);
вести коллективные
переговоры в порядке, установленном
федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Закона
об объединениях работодателей);
не позднее 2 недель
со дня получения запроса предоставлять
профессиональным союзам и их объединениям,
органам исполнительной власти, органам
местного самоуправления имеющуюся
информацию по социально-трудовым вопросам,
необходимую для ведения коллективных
переговоров, контроля за выполнением
соглашений (ст. 37 ТК, ст. 14 Закона об объединениях
работодателей);
оплачивать услуги
приглашенных им специалистов, экспертов
и посредников (ст. 39 ТК);
выполнять заключенные
соглашения в части, касающейся обязанностей
объединения работодателей (ст. 14 Закона
об объединениях работодателей);
в течение 7 дней со
дня подписания направлять подписанные
соглашения на уведомительную регистрацию
в соответствующий орган по труду
(ст. 50 ТК).
Наряду с правом
осуществлять коллективно-договорное
регулирование трудовых отношений
(проводить коллективные переговоры
и заключать соглашения) объединения
работодателей наделены полномочием
участвовать в формировании и
деятельности комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений (п. 5 ст.
13 Закона об объединениях работодателей).
В соответствии с
п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей
объединения работодателей представляют
интересы своих членов при разрешении
коллективного трудового спора,
формировании примирительных органов
(примирительной комиссии и трудового
арбитража) (см. коммент. к ст. ст. 398 -
404).
19. В соответствии
с п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона об объединениях
работодателей объединения работодателей
могут принимать участие в
реализации мер по обеспечению
занятости населения. Это право
основано на положениях Закона
о занятости. В соответствии
со ст. 20 Закона о занятости
создаются координационные комитеты
содействия занятости населения.
Членами таких комитетов наряду
с представителями объединений
профессиональных союзов и органов
службы занятости являются объединения
работодателей.
Координационные
комитеты содействия занятости создаются
на уровне субъекта РФ и в муниципальных
образованиях.
20. Еще одним
правомочием объединений работодателей
в системе социального партнерства
является право представительства
в органах управления государственных
внебюджетных фондов. Причем ч. 2
ст. 13 Закона об объединениях работодателей
подчеркивает, что объединения работодателей
уравниваются в правах с профессиональными
союзами и их объединениями,
а также органами государственной
власти. То есть управление фондами
осуществляется на паритетной
основе тремя участниками в
соответствии с законодательством
РФ.
Порядок участия
в управлении определяется специальными
нормативными правовыми актами, в
частности Положением о Фонде
социального страхования Российской
Федерации, утв. Постановлением Правительства
РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (САПП РФ. 1994. N 8.
Ст. 599).
21. Объединения
работодателей могут участвовать
в комплексе мероприятий, связанных
с подготовкой квалифицированных
кадров, в частности в мониторинге
и прогнозировании потребностей
экономики в таких кадрах, разработке
федеральных государственных образовательных
стандартов и др. (п. 10 ст. 13 Закона
об объединениях работодателей).
13
Профсоюз как
субъект трудового права
Для выражения
и зашиты своих интересов работники
объединяются в профсоюзы.
Статья
30 Конституции РФ предусматривает
"право создавать профсоюзы
для защиты своих интересов".
Свобода деятельности общественных
объединений гарантируется. Согласно
Конвенции Международной организации
труда 87 (1948 г.) "О свободе ассоциаций
и защите права на организацию"
трудящиеся имеют право создавать
по своему выбору организации,
вступать в такие организации
для выражения и защиты своих
интересов. Таким же правом
эта Конвенция МОТ наделяет
и предпринимателей.
Права
профсоюзов в России впервые
были признаны законодательно
и закреплены в первом КЗоТ
1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР
1922 г. была уже самостоятельная
глава о правах профсоюзов, и
советский законодатель эти права
непрерывно расширял. В третьем
КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были
предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей
(ст. 225-235). Кроме норм данной главы
в КЗоТ были и другие статьи,
также предусматривавшие права
профсоюзных комитетов на производстве
(ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).
Правовой
статус профсоюзов теперь определяется
Кодексом и Федеральным законом
от 12 января 1996 г. "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности" (СЗ РФ. 1996. 3. Ст. 148).
Данный Закон устанавливает правовые
основы организации и деятельности
профсоюзов, содержит нормы, обязывающие
органы государственной власти
и управления, работодателей, должностных
лиц администрации производства
содействовать деятельности профсоюзов.
В ст. 3 Закона дается определение
ряда понятий. Закон предоставил
профсоюзам ряд социально-трудовых
прав на всех уровнях их
деятельности, начиная с производства
и кончая федеральным уровнем,
и закрепляет гарантии этих
прав.
Профсоюз
- это добровольное общественное
объединение граждан, связанных
общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности,
создаваемое в целях представительства
и защиты их социально-трудовых
прав и интересов (ст. 2 Закона).
Его основными функциями (направлениями
деятельности) являются представительская
(на всех уровнях организации)
и защитная - по защите и повышению
социально-трудовых прав и интересов
трудящихся. Профсоюзы возникли
впервые в мире в середине XIX
в. в Англии, как наиболее тогда
промышленно развитой стране, с
защитной их функцией для отстаивания
профессиональных интересов работников.
Статья
11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет
их право на представительство
и защиту социально-трудовых прав
и интересов работников, а также
на участие в нормотворчсстве,
при котором они проявляют
обе свои функции. Все проекты
законодательных актов, затрагивающие
социально-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами
вместе с общероссийскими профсоюзами
и их объединениями (ассоциациями),
а проекты нормативных правовых
актов рассматриваются и принимаются
органами законодательной власти,
органами местного самоуправления
с учетом мнения соответствующих
профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать
и с предложениями о принятии
законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-трудовой
сферы.
Защитная
функция профсоюзов - это целенаправленная
правовая деятельность (на правовой
основе) по защите социально-трудовых
прав работника на всех этапах
правового регулирования труда:
при создании норм трудового
права, применении важнейших норм
администрацией, профилактике трудовых
правонарушений, профсоюзном контроле
за соблюдением трудового законодательства,
восстановлении нарушенных трудовых
прав и привлечении к ответственности
нарушителей.
Закон
РФ о профсоюзах состоит из
32 статей, объединенных в 6 глав. Он
устанавливает правовые основы
создания профсоюзов, их права
и гарантии деятельности.
Данный
Закон регулирует отношения профсоюзов
с органами государственной власти,
местного самоуправления, работодателями,
их объединениями, другими общественными
объединениями, юридическими лицами
и гражданами (ст. 1).
Глава
I "Общие положения" (ст. 1 - 10) определяет
цели и задачи, сферу действия
данного Закона, предмет его регулирования,
конкретизирует право на объединение
в профсоюзы, порядок создания
их уставов и положений о
первичных профсоюзных организациях,
их регистрации, запрет дискриминации
по признаку принадлежности или
непринадлежности к профсоюзам,
а также порядок прекращения
деятельности профсоюзов. Глава
II "Основные права профсоюзов"
(ст. 11-23) предусматривает следующие
права:
- на
представительство и защиту социально-трудовых
прав и интересов работников (ст.
11);
- на
содействие занятости (ст. 12);
- на
ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных
договоров и контроль за их
выполнением (ст. 13);
- на
участие в урегулировании коллективных
трудовых споров (ст. 14);
- отношения
профсоюзов с работодателями, их
объединяющими (союзами, ассоциациями),
органами государственной власти
и местного самоуправления строятся
на основе социального партнерства
и взаимодействия сторон трудовых
отношений, их представителей, а
также на основе системы коллективных
договоров, соглашений, а отношения
профсоюзов, их первичных организаций
и органов с другими представительными
органами работников в организации
- на основе сотрудничества (ст. 15
и 16);
- на
бесплатную информацию (ст. 17);
- на
участие в подготовке и повышении
квалификации профсоюзных кадров
(ст. 18);
- на
профсоюзный контроль за соблюдением
законодательства о труде (ст.
19);
- в
области охраны труда и окружающей
среды (ст. 20);
- на
участие профсоюзов в осуществлении
приватизации государственного
и муниципального имущества (ст.
21), право на социальную защиту
работников (ст. 22), на защиту интересов
работников в органах по рассмотрению
трудовых споров (ст. 23).
Глава
III "Гарантии прав профсоюзов"
(ст. 24-28) предусматривает ряд гарантий
как профсоюзам, так и профсоюзным
выборным активистам.
Глава
IV "Защита прав профсоюзов"
(ст. 29, 30) предусматривает судебную
защиту прав профсоюзов и ответственность
за нарушение этих прав.
Глава
V "Ответственность профсоюзов (ст.
31).
Глава
VI "Заключительные положения"
(ст. 32).
Основные
права профсоюзов предусмотрены
и в других законах (Кодексе,
федеральных законах о коллективных
договорах и соглашениях, о
порядке разрешения коллективных
трудовых споров и др.).
Надо
отметить, что хотя Закон о
профсоюзах вступил в силу
с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ
не была приведена в соответствие
с ним вплоть до 2002 г. (когда
КЗоТ утратил силу). Так, в ст.
226 КЗоТ говорилось о правах
профсоюзов, которые у них давно
отобраны (о праве на законодательную
инициативу, на управление государственным
социальным страхованием и на
надзор за трудовым законодательством).
Новый Трудовой кодекс РФ также
не предоставляет эти права
профсоюзам. Представительская функция
профсоюзов отражена в разделе
II о социальном партнерстве во
всех его главах. При этом профсоюз
осуществляет также и защитную
функцию - в настоящее время
главную функцию российских профсоюзов.