Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

Объединение работодателей  обладает также правом согласовывать  с другими объединениями работодателей  свою позицию по вопросам регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений, т.е. вырабатывать общие  подходы при заключении генерального, регионального или территориального соглашения, обсуждении законопроектов, согласовании основных направлений  социально-экономической политики.

Основным полномочием  объединения работодателей надо признать его право (и обязанность) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами  и их объединениями, органами государственной  власти, органами местного самоуправления.

Право выражать и  отстаивать законные интересы работодателей  реализуется во всех формах социального  партнерства, включая проведение коллективных переговоров, участие в создании и деятельности постоянно действующих  трехсторонних комиссий, комитетов  по занятости, представительство в  органах управления государственных  внебюджетных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров.

Представительство интересов работодателей, с одной  стороны, является правом объединения, с другой - обязанностью перед своими членами, которые создают объединение (или вступают в него) для того, чтобы их мнение учитывалось при  принятии решений в системе социального  партнерства и на государственном  уровне (уровне местного самоуправления).

18. Полномочия  второй группы носят более  конкретный характер и касаются  определенных форм социального  партнерства.

Одним из важнейших  прав объединений работодателей  надо признать право выступать с  инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.

Указанное право  является ключевым при осуществлении  социального партнерства в форме  коллективных переговоров.

Объединение работодателей  может начать переговоры не только по поводу заключения соглашения, но и  по поводу его изменения. Это прямо  указано как в ст. 13 Закона об объединениях работодателей, так и в ст. 36 ТК.

Участие объединения  работодателей в коллективно-договорном процессе не может исчерпываться  инициативой проведения коллективных переговоров. Оно выступает полноправным участником переговоров, т.е. имеет  право:

наделять своих  представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей);

участвовать в  формировании отраслевых комиссий для  ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (ст. 35 ТК);

получать необходимую  для ведения коллективных переговоров  и контроля за реализацией соглашений информацию от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9 ст. 13 Закона об объединениях работодателей);

приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);

подписывать разработанное  в ходе коллективных переговоров  соглашение (ст. 47 ТК);

осуществлять  контроль за его выполнением (ст. 51 ТК).

В ходе коллективных переговоров объединение работодателей  несет и обязанности. Среди них  надо назвать обязанности:

вступать в  переговоры по требованию профессионального  союза (объединения профсоюзов) (ст. 36 ТК);

вести коллективные переговоры в порядке, установленном  федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Закона об объединениях работодателей);

не позднее 2 недель со дня получения запроса предоставлять  профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам  местного самоуправления имеющуюся  информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, контроля за выполнением  соглашений (ст. 37 ТК, ст. 14 Закона об объединениях работодателей);

оплачивать услуги приглашенных им специалистов, экспертов  и посредников (ст. 39 ТК);

выполнять заключенные  соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей (ст. 14 Закона об объединениях работодателей);

в течение 7 дней со дня подписания направлять подписанные  соглашения на уведомительную регистрацию  в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК).

Наряду с правом осуществлять коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (проводить коллективные переговоры и заключать соглашения) объединения  работодателей наделены полномочием  участвовать в формировании и  деятельности комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений (п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей).

В соответствии с  п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей  объединения работодателей представляют интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового  арбитража) (см. коммент. к ст. ст. 398 - 404).

19. В соответствии  с п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона об объединениях  работодателей объединения работодателей  могут принимать участие в  реализации мер по обеспечению  занятости населения. Это право  основано на положениях Закона  о занятости. В соответствии  со ст. 20 Закона о занятости  создаются координационные комитеты  содействия занятости населения.  Членами таких комитетов наряду  с представителями объединений  профессиональных союзов и органов  службы занятости являются объединения  работодателей.

Координационные комитеты содействия занятости создаются  на уровне субъекта РФ и в муниципальных  образованиях.

20. Еще одним  правомочием объединений работодателей  в системе социального партнерства  является право представительства  в органах управления государственных  внебюджетных фондов. Причем ч. 2 ст. 13 Закона об объединениях работодателей  подчеркивает, что объединения работодателей  уравниваются в правах с профессиональными  союзами и их объединениями,  а также органами государственной  власти. То есть управление фондами  осуществляется на паритетной  основе тремя участниками в  соответствии с законодательством  РФ.

Порядок участия  в управлении определяется специальными нормативными правовыми актами, в  частности Положением о Фонде  социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599).

21. Объединения  работодателей могут участвовать  в комплексе мероприятий, связанных  с подготовкой квалифицированных  кадров, в частности в мониторинге  и прогнозировании потребностей  экономики в таких кадрах, разработке  федеральных государственных образовательных  стандартов и др. (п. 10 ст. 13 Закона  об объединениях работодателей).

 

 

13

 

 

 

Профсоюз как  субъект трудового права

Для выражения  и зашиты своих интересов работники  объединяются в профсоюзы.

     Статья 30 Конституции РФ предусматривает  "право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов". Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется. Согласно  Конвенции Международной организации  труда 87 (1948 г.) "О свободе ассоциаций  и защите права на организацию"  трудящиеся имеют право создавать  по своему выбору организации,  вступать в такие организации  для выражения и защиты своих  интересов. Таким же правом  эта Конвенция МОТ наделяет  и предпринимателей.

     Права  профсоюзов в России впервые  были признаны законодательно  и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР  1922 г. была уже самостоятельная  глава о правах профсоюзов, и  советский законодатель эти права  непрерывно расширял. В третьем  КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были  предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225-235). Кроме норм данной главы  в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права  профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

     Правовой  статус профсоюзов теперь определяется  Кодексом и Федеральным законом  от 12 января 1996 г. "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности" (СЗ РФ. 1996. 3. Ст. 148). Данный Закон устанавливает правовые  основы организации и деятельности  профсоюзов, содержит нормы, обязывающие  органы государственной власти  и управления, работодателей, должностных  лиц администрации производства  содействовать деятельности профсоюзов. В ст. 3 Закона дается определение  ряда понятий. Закон предоставил  профсоюзам ряд социально-трудовых  прав на всех уровнях их  деятельности, начиная с производства  и кончая федеральным уровнем,  и закрепляет гарантии этих  прав.

     Профсоюз - это добровольное общественное  объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства  и защиты их социально-трудовых  прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями  деятельности) являются представительская  (на всех уровнях организации)  и защитная - по защите и повышению  социально-трудовых прав и интересов  трудящихся. Профсоюзы возникли  впервые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда  промышленно развитой стране, с  защитной их функцией для отстаивания  профессиональных интересов работников.

     Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет  их право на представительство  и защиту социально-трудовых прав  и интересов работников, а также  на участие в нормотворчсстве,  при котором они проявляют  обе свои функции. Все проекты  законодательных актов, затрагивающие  социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами  вместе с общероссийскими профсоюзами  и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых  актов рассматриваются и принимаются  органами законодательной власти, органами местного самоуправления  с учетом мнения соответствующих  профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать  и с предложениями о принятии  законов и иных нормативных  правовых актов, касающихся социально-трудовой  сферы.

     Защитная  функция профсоюзов - это целенаправленная  правовая деятельность (на правовой  основе) по защите социально-трудовых  прав работника на всех этапах  правового регулирования труда:  при создании норм трудового  права, применении важнейших норм  администрацией, профилактике трудовых  правонарушений, профсоюзном контроле  за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых  прав и привлечении к ответственности  нарушителей.

     Закон  РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он  устанавливает правовые основы  создания профсоюзов, их права  и гарантии деятельности.

     Данный  Закон регулирует отношения профсоюзов  с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными  объединениями, юридическими лицами  и гражданами (ст. 1).

     Глава  I "Общие положения" (ст. 1 - 10) определяет  цели и задачи, сферу действия  данного Закона, предмет его регулирования,  конкретизирует право на объединение  в профсоюзы, порядок создания  их уставов и положений о  первичных профсоюзных организациях, их регистрации, запрет дискриминации  по признаку принадлежности или  непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения  деятельности профсоюзов. Глава  II "Основные права профсоюзов" (ст. 11-23) предусматривает следующие  права:

     - на  представительство и защиту социально-трудовых  прав и интересов работников (ст. 11);

     - на  содействие занятости (ст. 12);

     - на  ведение коллективных переговоров,  заключение соглашений, коллективных  договоров и контроль за их  выполнением (ст. 13);

     - на  участие в урегулировании коллективных  трудовых споров (ст. 14);

     - отношения  профсоюзов с работодателями, их  объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти  и местного самоуправления строятся  на основе социального партнерства  и взаимодействия сторон трудовых  отношений, их представителей, а  также на основе системы коллективных  договоров, соглашений, а отношения  профсоюзов, их первичных организаций  и органов с другими представительными  органами работников в организации  - на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);

     - на  бесплатную информацию (ст. 17);

     - на  участие в подготовке и повышении  квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

     - на  профсоюзный контроль за соблюдением  законодательства о труде (ст. 19);

     - в  области охраны труда и окружающей  среды (ст. 20);

     - на  участие профсоюзов в осуществлении  приватизации государственного  и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту  работников (ст. 22), на защиту интересов  работников в органах по рассмотрению  трудовых споров (ст. 23).

     Глава  III "Гарантии прав профсоюзов" (ст. 24-28) предусматривает ряд гарантий  как профсоюзам, так и профсоюзным  выборным активистам.

     Глава  IV "Защита прав профсоюзов" (ст. 29, 30) предусматривает судебную  защиту прав профсоюзов и ответственность  за нарушение этих прав.

     Глава  V "Ответственность профсоюзов (ст. 31).

     Глава  VI "Заключительные положения" (ст. 32).

     Основные  права профсоюзов предусмотрены  и в других законах (Кодексе,  федеральных законах о коллективных  договорах и соглашениях, о  порядке разрешения коллективных  трудовых споров и др.).

     Надо  отметить, что хотя Закон о  профсоюзах вступил в силу  с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ  не была приведена в соответствие  с ним вплоть до 2002 г. (когда  КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах  профсоюзов, которые у них давно  отобраны (о праве на законодательную  инициативу, на управление государственным  социальным страхованием и на  надзор за трудовым законодательством). Новый Трудовой кодекс РФ также  не предоставляет эти права  профсоюзам. Представительская функция  профсоюзов отражена в разделе  II о социальном партнерстве во  всех его главах. При этом профсоюз  осуществляет также и защитную  функцию - в настоящее время  главную функцию российских профсоюзов.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"