Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

инвалидов;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы;

несовершеннолетних в  возрасте от 14 до 18 лет;

лиц предпенсионного  возраста (за два года до наступления  возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том  числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);

беженцев и вынужденных переселенцев;

граждан, уволенных с  военной службы и членов их семей;

одиноких и многодетных  родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие Чернобыльской  и других радиационных аварий и катастроф;

граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые.

Для этих категорий установлены  дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства.

3. Социальная  поддержка безработных

 

Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему  мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

По своему характеру  эти меры могут быть двух видов:

1) направленные на  предоставление работы;

2) направленные на  предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.

К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.

Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице  и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных  граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными  работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы преследуют три цели:

1) удовлетворение экономических  потребностей территорий и организаций  в выполнении работ временного  или сезонного характера, а также работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

2) предоставление безработным  гражданам материальной поддержки  в виде временного заработка;

3) сохранения у лиц,  длительно не работающих или не имеющих опыта работы, мотивации к труду.

Эти цели определяют и  принципы, на которых должна строиться  организация общественных работ. С  этой точки зрения общественные работы должны быть:

а) экономически целесообразны, т.е. полезны и не убыточны для  организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ;

б) доступны, т.е. не требовать  от их участников предварительной специальной  подготовки;

в) социально ориентированы, т.е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;

г) добровольными, т.е. привлечение  к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.

На основе данных принципов  в Положении об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):

строительство автомобильных  дорог, их ремонт и содержание, прокладка  водопроводных, газовых, канализационных  и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка  и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция  жилого фонда, объектов социально-культурного  назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского  транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального  хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство  территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санитарно-курортных  зон;

организация сбора и  переработки вторичного сырья и  отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другие направления  трудовой деятельности.

К общественным работам  не относится деятельность, связанная  с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Организация общественных работ отнесена к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С лицами, желающими участвовать  в общественных работах, заключается  срочный трудовой договор, который  может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или  временную работу.

В период участия безработных  граждан в общественных работах  за ними сохраняется право на получение  пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).

Выплата пособий по безработице. Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности ее получить, пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.

Можно выделить два варианта определения размера пособия:

1) в процентном отношении  к среднему заработку гражданина  за последние три месяца работы;

2) в кратном отношении  к минимальной величине пособия  по безработице.

Первый вариант распространяется на тех граждан, которые:

1) в течение 12 месяцев,  предшествовавших началу безработицы,  имели оплачиваемую работу по  трудовому договору не менее  26 календарных недель на условиях  полного рабочего времени или  на условиях неполного рабочего  времени с пересчетом на 26 календарных  недель с полным рабочим временем;

2) не были уволены  с последнего места работы  по собственному желанию (за  исключением увольнения по собственному  желанию по уважительным причинам: в связи с переездом на новое  место жительства в другую  местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет); за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

3) не были отчислены  за виновные действия с места  обучения, куда они были направлены  учреждениями службы занятости.

Пособие по первому варианту начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

- в первые три месяца - в размере 75% среднемесячного  заработка, исчисленного за последние  три месяца по последнему месту  работы;

- в следующие четыре месяца - в размере 60%;

- в следующие пять  месяцев - в размере 45% (но во  всех случаях не выше максимальной  величины пособия по безработице  и не ниже минимальной величины  пособия по безработице, увеличенных  на размер районного коэффициента);

б) во втором (также 12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Всем остальным гражданам  пособие выплачивается по второму  варианту - в кратном отношении  к минимальной величине пособия по безработице.

Гражданам, уволенным  из организаций по собственному желанию  без уважительной причины и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

в первом (6-месячном) периоде  выплаты - в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;

во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице.

Гражданам, признанным в  установленном порядке безработными, в том числе:

впервые ищущим работу (ранее  не работавшим);

стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

уволенным за нарушения  трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством  РФ;

уволенным из организаций  в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

направленным учреждениями службы занятости на обучение и отчисленным  за виновные действия пособие начисляется  как в первом (6-месячном) периоде выплаты, так и во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной  и максимальной величины пособия  по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. На 2008 год для  граждан, признанных безработными, установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей.

Согласно ст. 31 Закона о занятости, решение о назначении пособия по безработице принимается  одновременно с решением о признании  гражданина безработным и начисляется  с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным  из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Выплата пособия по безработице  может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен учреждениями службы занятости (ст. 35 Закона о занятости).

Выплата пособия по безработице  прекращается с одновременным снятием  с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению  учреждений службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в учреждение службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получение пособия по безработице  обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице к наказанию в виде лишения свободы;

назначения трудовой пенсии или пенсии за выслугу лет  по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества учреждения службы занятости (по личному  письменному заявлению гражданина);

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице  может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы  от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении  трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам);

явки безработного на перерегистрацию в состоянии  опьянения, вызванного употреблением  алкоголя, наркотических средств  или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение  трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение с места  обучения за виновные действия;

нарушение безработным  без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

самовольного прекращения  гражданином обучения по направлению  учреждений службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице  не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к  мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, с исполнением  государственных обязанностей.

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"