Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция
Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.
инвалидов;
лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);
беженцев и вынужденных переселенцев;
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
одиноких и многодетных
родителей, воспитывающих
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства.
Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.
По своему характеру эти меры могут быть двух видов:
1) направленные на предоставление работы;
2) направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.
К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.
Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общественные работы преследуют три цели:
1) удовлетворение экономических
потребностей территорий и
2) предоставление безработным
гражданам материальной
3) сохранения у лиц, длительно не работающих или не имеющих опыта работы, мотивации к труду.
Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть:
а) экономически целесообразны, т.е. полезны и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ;
б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки;
в) социально ориентированы, т.е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;
г) добровольными, т.е. привлечение к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.
На основе данных принципов в Положении об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санитарно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другие направления трудовой деятельности.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Организация общественных работ отнесена к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).
Выплата пособий по безработице. Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности ее получить, пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.
Можно выделить два варианта определения размера пособия:
1) в процентном отношении
к среднему заработку
2) в кратном отношении
к минимальной величине
Первый вариант
1) в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу
2) не были уволены
с последнего места работы
по собственному желанию (за
исключением увольнения по
3) не были отчислены за виновные действия с места обучения, куда они были направлены учреждениями службы занятости.
Пособие по первому варианту начисляется:
а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:
- в первые три месяца
- в размере 75% среднемесячного
заработка, исчисленного за
- в следующие четыре месяца - в размере 60%;
- в следующие пять
месяцев - в размере 45% (но во
всех случаях не выше
б) во втором (также 12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Всем остальным гражданам пособие выплачивается по второму варианту - в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
Гражданам, уволенным
из организаций по собственному желанию
без уважительной причины и признанным
в установленном порядке
в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;
во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.
Гражданам, признанным в
установленном порядке
впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
уволенным за нарушения
трудовой дисциплины или другие виновные
действия, предусмотренные
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
направленным учреждениями службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия пособие начисляется как в первом (6-месячном) периоде выплаты, так и во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.
Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. На 2008 год для граждан, признанных безработными, установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей.
Согласно ст. 31 Закона о занятости, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным
из организаций в связи с ликвидац
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен учреждениями службы занятости (ст. 35 Закона о занятости).
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым;
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в учреждение службы занятости без уважительных причин;
переезда безработного в другую местность;
попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице к наказанию в виде лишения свободы;
назначения трудовой пенсии или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества учреждения службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
смерти безработного.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении
трехмесячного периода
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение с места обучения за виновные действия;
нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению учреждений службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного
из места постоянного проживания
в связи с обучением в вечерних
и заочных учреждениях
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.