Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция
Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.
Трудовое правоотношение является центральным (основным) элементом системы, иные правоотношения тесно с ним связаны или выступают как производные от него.
Под производными от трудового, или так называемыми тесно связанными с ним, принято называть такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в настоящем, будущем или в прошлом трудовых отношений, без которых бытие этих (производных) отношений было бы лишено смысла или вообще невозможно.
Производные отношения не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без наличия трудового правоотношения.
К производным от трудового можно отнести следующие правоотношения по:
1) организации труда и управлению трудом;
2) содействию обеспечения занятости и трудоустройства у данного работодателя;
3) профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению
4) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
5) участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
6) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
7) надзору и контролю
(в том числе профсоюзному) за
соблюдением трудового
8) разрешению трудовых споров;
9) обязательному социальному страхованию.
В данную систему входят те общественные отношения по применению труда, которые составляют предмет отрасли трудового права, ныне нашедшие свое закрепление в ч. 2 ст. 1 ТК.
Возникновение правоотношений, связанных с трудовыми, не всегда является обязательным. В науке трудового права понятие трудового правоотношения определяется как возникающее на основании трудового договора и урегулированное нормами трудового права трудовое отношение, по которому один субъект - работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект - работодатель обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые, безопасные и другие условия труда, включая оплату труда работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.
Субъектами трудового правоотношения являются работник и работодатель. Работник и работодатель связаны субъективными правами и обязанностями, сочетание которых составляет содержание трудового правоотношения.
Основанием возникновения трудового правоотношения является юридический акт - трудовой договор. Однако в некоторых случаях трудового договора бывает недостаточно, и трудовое правоотношение возникает при наличии трудового договора и других юридических актов. Все указанные акты закреплены в ст. 16 ТК и соответственно раскрываются в ст. 17, 18, 19. Эти акты могут порождать трудовое правоотношение лишь в совокупности с трудовым договором, заключенным в результате выборов, конкурса, назначения (утверждения) в должности, направления на работу в счет установленной квоты, судебного решения. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудового правоотношения. Такие основания именуются сложными юридическими составами, включающими в себя и трудовой договор, и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности.
Основанием изменения
и прекращения трудового
В зависимости о того,
кто проявил инициативу относительно
прекращения трудового
а) соглашение сторон (обоюдная воля сторон);
б) волеизъявление одной из сторон: инициатива работника или работодателя;
в) обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Вопросы:
1. Понятие и формы социального партнерства.
2. Коллективные переговоры.
3. Коллективные договоры и соглашения. Ответственность сторон социального партнерства.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.
Самого пристального внимания заслуживают принципы социального партнерства, под которыми необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать участники социального партнерства. О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих нормах ТК, прежде всего в нормах части второй ТК.
К основным принципам социального партнерства, ст. 24 ТК относит:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни:
а) федеральный;
б) межрегиональный, региональный;
в) отраслевой и межотраслевой;
г) территориальный - устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда соответственно
в Российской Федерации;
в двух и более субъектах РФ, в субъекте РФ;
в отрасли (отраслях);
в муниципальном образовании;
д) локальный уровень
(уровень конкретного
Под формами социального
партнерства следует понимать способы
осуществления социального
Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:
1) коллективные переговоры
по подготовке и заключению
коллективных договоров,
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участие работников,
их представителей в
4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Стороны социального
партнерства вступают в социально-партнерские
отношения через своих
На локальном уровне (на уровне работодателя - юридического лица, физического лица - индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть:
первичная профсоюзная организация;
иные представители работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.
ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
Интересы работников на всех других уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы, а интересы работодателей представляют объединения работодателей. Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов как на локальном уровне, так и на других уровнях социального партнерства также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Представители работников и работодателей участвуют в социальном партнерстве через органы социального партнерства. Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на паритетной основе для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.
Такие комиссии создаются
на всех уровнях социального
Органы социального партнерства подразделяются на следующие виды:
1. На федеральном уровне
образуется постоянно
Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.
2. В субъектах РФ
образуются трехсторонние
3. Трехсторонние комиссии образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
4. На территориальном
уровне могут образовываться
и действовать на основании
законов субъектов РФ и
Трехсторонние комиссии не находятся в отношениях соподчинения, каждая из них решает свои задачи.
На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Особенности применения
норм о социальном партнерстве к
государственным гражданским
Определение коллективных переговоров дано в Конвенции Международной Организации Труда (далее - МОТ) N 154 1981 г. "О содействии коллективным переговорам" (не ратифицирована, но предполагается ратифицировать). Под коллективными переговорами понимаются "все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:
а) определения условий труда и занятости;
б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;
в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организациями трудящихся".
Таким образом, согласно
конвенции МОТ коллективные переговоры
охватывают все стороны взаимоотношений
между работниками и
Следовательно, коллективные переговоры это универсальное средство согласования интересов субъектов социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального уровня и заканчивая федеральным уровнем.
Законодательство РФ, в частности глава 6 ТК, определяют лишь общую схему проведения коллективных переговоров при заключении коллективного договора или соглашения. Эта общая схема конкретизируется сторонами самостоятельно в ходе переговоров. При ведении коллективных переговоров по другим вопросам порядок ведения переговоров устанавливается сторонами.