Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Трудовое правоотношение является центральным (основным) элементом  системы, иные правоотношения тесно  с ним связаны или выступают как производные от него.

Под производными от трудового, или так называемыми тесно  связанными с ним, принято называть такие правоотношения, наличие которых  предполагает существование в настоящем, будущем или в прошлом трудовых отношений, без которых бытие этих (производных) отношений было бы лишено смысла или вообще невозможно.

Производные отношения  не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без наличия  трудового правоотношения.

К производным от трудового  можно отнести следующие правоотношения по:

1) организации труда  и управлению трудом;

2) содействию обеспечения  занятости и трудоустройства  у данного работодателя;

3) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации  у данного работодателя;

4) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5) участию работников  и профсоюзов в установлении  условий труда и применении  трудового законодательства;

6) материальной ответственности  работодателей и работников в сфере труда;

7) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за  соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об  охране труда);

8) разрешению трудовых  споров;

9) обязательному социальному  страхованию.

В данную систему входят те общественные отношения по применению труда, которые составляют предмет отрасли трудового права, ныне нашедшие свое закрепление в ч. 2 ст. 1 ТК.

Возникновение правоотношений, связанных с трудовыми, не всегда является обязательным. В науке трудового  права понятие трудового правоотношения определяется как возникающее на основании трудового договора и урегулированное нормами трудового права трудовое отношение, по которому один субъект - работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект - работодатель обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые, безопасные и другие условия труда, включая оплату труда работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

Субъектами трудового  правоотношения являются работник и  работодатель. Работник и работодатель связаны субъективными правами  и обязанностями, сочетание которых  составляет содержание трудового правоотношения.

Основанием возникновения  трудового правоотношения является юридический акт - трудовой договор. Однако в некоторых случаях трудового договора бывает недостаточно, и трудовое правоотношение возникает при наличии трудового договора и других юридических актов. Все указанные акты закреплены в ст. 16 ТК и соответственно раскрываются в ст. 17, 18, 19. Эти акты могут порождать трудовое правоотношение лишь в совокупности с трудовым договором, заключенным в результате выборов, конкурса, назначения (утверждения) в должности, направления на работу в счет установленной квоты, судебного решения. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудового правоотношения. Такие основания именуются сложными юридическими составами, включающими в себя и трудовой договор, и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности.

Основанием изменения  и прекращения трудового правоотношения являются юридические акты, которые  бывают, как правило, двухсторонними, но закон в определенных случаях  допускает изменение трудового  правоотношения в одностороннем порядке по инициативе работодателя (например, временный перевод на другую работу, в случае изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда).

В зависимости о того, кто проявил инициативу относительно прекращения трудового правоотношения, предусмотрены соответствующие  основания прекращения этого  правоотношения:

а) соглашение сторон (обоюдная воля сторон);

б) волеизъявление одной  из сторон: инициатива работника или работодателя;

в) обстоятельства, не зависящие  от воли сторон.

Лекция 3. Социальное партнерство в сфере труда

 

Вопросы:

1. Понятие и формы  социального партнерства.

2. Коллективные переговоры.

3. Коллективные договоры  и соглашения. Ответственность сторон социального партнерства.

1. Понятие и  формы социального партнерства

 

Социальное партнерство - система взаимоотношений между  работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в случаях, когда  они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных  трудовым законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

Самого пристального внимания заслуживают принципы социального партнерства, под которыми необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать участники социального партнерства. О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих нормах ТК, прежде всего в нормах части второй ТК.

К основным принципам  социального партнерства, ст. 24 ТК относит:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов  сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением  принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система взаимоотношений  между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни:

а) федеральный;

б) межрегиональный, региональный;

в) отраслевой и межотраслевой;

г) территориальный - устанавливающий  основы регулирования отношений в сфере труда соответственно

в Российской Федерации;

в двух и более субъектах  РФ, в субъекте РФ;

в отрасли (отраслях);

в муниципальном образовании;

д) локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства  работников и работодателя в сфере труда.

Под формами социального  партнерства следует понимать способы  осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов  социального партнерства в целях  согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры  по подготовке и заключению  коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных  непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении  организацией;

4) участие представителей  работников и работодателей в  разрешении трудовых споров.

Стороны социального  партнерства вступают в социально-партнерские  отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, в частности, на основании ст. 29-34 ТК.

На локальном уровне (на уровне работодателя - юридического лица, физического лица - индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть:

первичная профсоюзная  организация;

иные представители  работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.

ТК закрепляет за профсоюзами  положение и права основного  представителя работников и упоминает  об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Интересы работников на всех других уровнях социального  партнерства представляют соответствующие  профсоюзы, а интересы работодателей  представляют объединения работодателей. Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов как на локальном уровне, так и на других уровнях социального партнерства также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Представители работников и работодателей участвуют в  социальном партнерстве через органы социального партнерства. Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на паритетной основе для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

Такие комиссии создаются  на всех уровнях социального партнерства  в составе наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального  партнерства - работников и работодателей.

Органы социального  партнерства подразделяются на следующие виды:

1. На федеральном уровне  образуется постоянно действующая  Российская трехсторонняя комиссия  по регулированию социально-трудовых  отношений, деятельность которой  осуществляется в соответствии  с ФЗ от 1.05.1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений  профсоюзов, общероссийских объединений  работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.

2. В субъектах РФ  образуются трехсторонние комиссии  по регулированию социально-трудовых  отношений, которые действуют  в соответствии с законами  субъектов РФ. В Тверской области  комиссия действует на основании  закона от 9.01.2004 г. "О трехсторонних  комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области". Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 10 человек.

3. Трехсторонние комиссии  образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне. Эти комиссии  могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

4. На территориальном  уровне могут образовываться  и действовать на основании  законов субъектов РФ и положений,  утверждаемых представительными органами местного самоуправления, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании.

Трехсторонние комиссии не находятся в отношениях соподчинения, каждая из них решает свои задачи.

На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Особенности применения норм о социальном партнерстве к  государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).

2. Коллективные  переговоры

 

Определение коллективных переговоров дано в Конвенции  Международной Организации Труда (далее - МОТ) N 154 1981 г. "О содействии коллективным переговорам" (не ратифицирована, но предполагается ратифицировать). Под коллективными переговорами понимаются "все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

а) определения условий  труда и занятости;

б) регулирования отношений  между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений  между работодателями или их организациями и организациями трудящихся".

Таким образом, согласно конвенции МОТ коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений  между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

Следовательно, коллективные переговоры это универсальное средство согласования интересов субъектов  социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального уровня и заканчивая федеральным уровнем.

Законодательство РФ, в частности глава 6 ТК, определяют лишь общую схему проведения коллективных переговоров при заключении коллективного  договора или соглашения. Эта общая схема конкретизируется сторонами самостоятельно в ходе переговоров. При ведении коллективных переговоров по другим вопросам порядок ведения переговоров устанавливается сторонами.

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"