Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция
Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Предложить ведение коллективных переговоров на локальном уровне от имени работников вправе:
1) первичная профсоюзная
организация, объединяющая
2) единый представительный
орган, созданный на
3) первичная профсоюзная
организация, объединяющая
4) иной представительный
орган, избранный на общем
Предложение о начале
коллективных переговоров направляется
в письменной форме, в котором
целесообразно указать
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора из представителей работников и работодателей образуется комиссия, которая оформляется приказом работодателя. ТК напрямую не устанавливает срок ведения переговоров, но из анализа правовых норм можно сделать вывод, что он не может превышать 3-х месяцев. Следовательно, коллективный договор должен быть заключен не позднее 3 месяцев после начала переговоров.
Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.
Представители сторон в ходе переговоров должны:
предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров;
с пониманием относиться к доводам друг друга, внимательно выслушивать их, совместно искать возможные решения, позволяющие максимально удовлетворить интересы сторон;
в ходе переговоров вправе прерывать заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения;
не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой).
Разработанный проект договора
комиссия передает на рассмотрение представителей
работников и работодателя. Представители
работников передают проект для обсуждения
на собраниях в структурных
Все предложения и замечания по проекту договора передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам. Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.
После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК о порядке разрешения коллективных трудовых споров.
Коллективные переговоры
по подготовке и заключению соглашений
ведут комиссии, образованные на соответствующих
уровнях социального
Порядок ведения переговоров определяется сторонами соглашения.
Договоренности, достигнутые между сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. В российском законодательстве выделяются два вида правовых актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения. В то же время международные акты о труде используют для обозначения правовых актов социального партнерства единое понятие - коллективный договор.
Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одного работодателя, соглашение - в отношении нескольких работодателей.
Коллективный договор
- это правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или
у индивидуального
Коллективный договор
может заключаться в
Трудовое законодательство не предусматривает обязательное заключение коллективного договора. Но если одна из сторон обратилась к другой с предложением о начале коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора и его заключения - другая сторона обязана начать переговоры и не позднее 3-х месяцев заключить коллективный договор на согласованных условиях.
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. Закон (ст. 41 ТК) дает лишь общие рекомендации по содержанию и структуре коллективного договора.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя.
С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:
нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения у работодателя);
обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за их выполнение);
информационные (информирующие работников об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).
Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).
В настоящее время
государство регламентирует меру труда
и потребления практически
Все остальное - вид, система,
размеры оплаты труда, премирование,
различные доплаты и
В Трудовом кодексе содержится много статей где конкретные вопросы не урегулированы и указывается что они подлежат урегулированию в коллективном договоре.
Это такие вопросы как:
1) принятие локальных
нормативных актов по
2) установление дополнительных форм участия работников в управлении организацией (ст. 52, 53);
3) установление иного
порядка обязательного участия
профкома в рассмотрении
4) установление ежедневной
работы (смены) для работников
кинематографии и
5) установление списка
работ, на которых
6) установление перечня
должностей работников с
7) установление графиков сменности (ч. 3 ст. 103);
8) установление второго выходного дня при пятидневной рабочей неделе (ч. 3 ст. 111);
9) установление порядка
и условий предоставления
10) установление порядка индексации заработной платы (ст. 134);
11) установление системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат (ст. 135);
12) установление порядка выплаты заработной платы (ст. 136);
13) установление иных периодов, чем предусмотрены ст. 139, для расчета средней зарплаты (ч. 6 ст. 139);
14) установление тарифной
системы оплаты труда для
15) установление конкретных
размеров повышенной
16) установление конкретных размеров оплаты за сверхурочную работу (ст. 152);
17) установление конкретных
размеров повышенной
18) установление порядка
и размеров возмещения
19) установление гарантий
и компенсаций работникам, совмещающим
работу с обучением в
20) установление иных
случаев выплаты выходного
21) установление дополнительных
категорий работников, пользующихся
преимущественным правом
22) установление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим уход за детьми (без сохранения заработной платы) (ст. 263);
23) установление особенностей
трудоустройства лиц в
24) установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 36 часовой недели (ст. 320);
25) установление для
работников в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним
местностях оплаты стоимости
проезда в пределах территории
РФ для медицинских
Отсюда, в первую очередь, следует, что цель ведения коллективных переговоров для работников заключается не в том, чтобы повторить в коллективном договоре правовые нормы, а в том чтобы получить определенные материальные и социальные блага сверх тех, которые они получат и не заключая коллективный договор, а также конкретизировать положения правовых норм, которые изложены в общем виде.
Во-вторых, переговоры между сторонами - это своего рода торг, в результате которого представители работников должны учитывать финансовые возможности работодателя.
Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.
Соглашение - правовой акт,
регулирующий социально-трудовые отношения
и устанавливающий общие
В зависимости от сферы
регулирования социально-
Как и в коллективный договор, в соглашение не могут включаться условия, ограничивающие права или снижающие гарантии, установленные трудовым законодательством. Если же такие условия будут включены в соглашение, то они не могут применяться.
Соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. То есть, стороной соглашения помимо представителей работников и работодателей являются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Соглашения, предусматривающее полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов всегда бывают трехсторонними.