Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Предложить ведение  коллективных переговоров на локальном  уровне от имени работников вправе:

1) первичная профсоюзная  организация, объединяющая более  половины работников организации,  индивидуального предпринимателя.  Если у работодателя нет такой  организации, то:

2) единый представительный  орган, созданный на пропорциональной  основе двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя, или;

3) первичная профсоюзная  организация, объединяющая менее  половины работников, уполномоченная  общим собранием (конференцией) работников при согласии ее выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров, в случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, или;

4) иной представительный  орган, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием, если не определена первичная  профсоюзная организация, объединяющая  менее половины работников или работники у данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации (ст. 37 ТК).

Предложение о начале коллективных переговоров направляется в письменной форме, в котором  целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, состав представителей в работе комиссии по ведению коллективных переговоров со своей стороны и их полномочия.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в  течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта  коллективного договора из представителей работников и работодателей образуется комиссия, которая оформляется приказом работодателя. ТК напрямую не устанавливает срок ведения переговоров, но из анализа правовых норм можно сделать вывод, что он не может превышать 3-х месяцев. Следовательно, коллективный договор должен быть заключен не позднее 3 месяцев после начала переговоров.

Участникам переговоров  предоставляется полная свобода  в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного  договора.

Представители сторон в  ходе переговоров должны:

предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров;

с пониманием относиться к доводам друг друга, внимательно  выслушивать их, совместно искать возможные решения, позволяющие  максимально удовлетворить интересы сторон;

в ходе переговоров вправе прерывать заседания, проводить  консультации, экспертизы, запрашивать  необходимые сведения;

не разглашать полученные сведения, если они относятся к  охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой).

Разработанный проект договора комиссия передает на рассмотрение представителей работников и работодателя. Представители  работников передают проект для обсуждения на собраниях в структурных подразделениях работодателя. Работодатель обязан обеспечить это обсуждение.

Все предложения и  замечания по проекту договора передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам. Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.

После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным  положениям проекта в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия  могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры по подготовке и заключению соглашений ведут комиссии, образованные на соответствующих  уровнях социального партнерства. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), представителями работодателей - объединения работодателей. В случае если соглашением предусматривается финансирование из бюджета любого уровня третьей стороной соглашения, обязательно являются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Порядок ведения переговоров  определяется сторонами соглашения.

3. Коллективные  договоры и соглашения

 

Договоренности, достигнутые  между сторонами социального  партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. В российском законодательстве выделяются два вида правовых актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения. В то же время международные акты о труде используют для обозначения правовых актов социального партнерства единое понятие - коллективный договор.

Правовые акты социального  партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости  от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одного работодателя, соглашение - в отношении нескольких работодателей.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных  подразделениях.

Трудовое законодательство не предусматривает обязательное заключение коллективного договора. Но если одна из сторон обратилась к другой с предложением о начале коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора и его заключения - другая сторона обязана начать переговоры и не позднее 3-х месяцев заключить коллективный договор на согласованных условиях.

Содержание и структура  коллективного договора определяется сторонами. Закон (ст. 41 ТК) дает лишь общие  рекомендации по содержанию и структуре  коллективного договора.

Под содержанием коллективного  договора понимаются согласованные  сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя.

С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:

нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения у работодателя);

обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с  указанием сроков их выполнения и  исполнителей, ответственных за их выполнение);

информационные (информирующие  работников об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).

Коллективный договор  не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень  гарантий работников по сравнению с  установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

В настоящее время  государство регламентирует меру труда  и потребления практически только в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также в  целом по народному хозяйству  устанавливает минимальный размер оплаты труда, правила по охране труда, гарантии и компенсации связанные с работой в тяжелых и вредных условиях труда.

Все остальное - вид, система, размеры оплаты труда, премирование, различные доплаты и компенсации, социально-бытовые услуги устанавливаются работодателями самостоятельно, исходя из имеющихся у них ресурсов и способности представителей работников достичь в переговорах с представителями работодателя желаемых результатов.

В Трудовом кодексе содержится много статей где конкретные вопросы не урегулированы и указывается что они подлежат урегулированию в коллективном договоре.

Это такие вопросы  как:

1) принятие локальных  нормативных актов по согласованию  с представительным органом работников (ст. 8);

2) установление дополнительных форм участия работников в управлении организацией (ст. 52, 53);

3) установление иного  порядка обязательного участия  профкома в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового  договора по инициативе работодателя, чем установленный ч. 1-3 ст. 82 ТК (ч. 4 ст. 82);

4) установление ежедневной  работы (смены) для работников  кинематографии и видеосъемочных  коллективов, театров, театральных  и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных  спортсменов (ч. 3 ст. 94);

5) установление списка  работ, на которых продолжительность  работы в ночное время уравнивается  с дневной (ч. 3-4 ст. 96 ТК);

6) установление перечня  должностей работников с ненормированным  рабочим днем (ст. 101);

7) установление графиков  сменности (ч. 3 ст. 103);

8) установление второго  выходного дня при пятидневной  рабочей неделе (ч. 3 ст. 111);

9) установление порядка  и условий предоставления дополнительных  отпусков (ст. 116);

10) установление порядка  индексации заработной платы  (ст. 134);

11) установление системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат (ст. 135);

12) установление порядка  выплаты заработной платы (ст. 136);

13) установление иных  периодов, чем предусмотрены ст. 139, для расчета средней зарплаты (ч. 6 ст. 139);

14) установление тарифной  системы оплаты труда для работников  небюджетных организаций (ст. 143);

15) установление конкретных  размеров повышенной заработной  платы работникам, занятым на  работах с вредными или опасными  условиями труда (ст. 147);

16) установление конкретных размеров оплаты за сверхурочную работу (ст. 152);

17) установление конкретных  размеров повышенной заработной  платы за работу в ночное  время (ст. 154);

18) установление порядка  и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168);

19) установление гарантий  и компенсаций работникам, совмещающим  работу с обучением в образовательных  учреждениях, не имеющих государственной  аккредитации (ст. 173, 174, 175);

20) установление иных  случаев выплаты выходного пособия, нежели предусмотренные законодательством (ст. 178);

21) установление дополнительных  категорий работников, пользующихся  преимущественным правом оставления  на работе при сокращении численности  или штата работников (ст. 179);

22) установление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим уход за детьми (без сохранения заработной платы) (ст. 263);

23) установление особенностей  трудоустройства лиц в возрасте  до 18 лет (ст. 272 ТК);

24) установление для  женщин, работающих в районах  Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 36 часовой недели (ст. 320);

25) установление для  работников в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях оплаты стоимости  проезда в пределах территории  РФ для медицинских консультаций  или лечения (ст. 323) и другие.

Отсюда, в первую очередь, следует, что цель ведения коллективных переговоров для работников заключается не в том, чтобы повторить в коллективном договоре правовые нормы, а в том чтобы получить определенные материальные и социальные блага сверх тех, которые они получат и не заключая коллективный договор, а также конкретизировать положения правовых норм, которые изложены в общем виде.

Во-вторых, переговоры между  сторонами - это своего рода торг, в  результате которого представители  работников должны учитывать финансовые возможности работодателя.

Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более  трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами  либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право  продлить его действие на срок не более трех лет.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения  и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы  регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться  соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Как и в коллективный договор, в соглашение не могут включаться условия, ограничивающие права или снижающие гарантии, установленные трудовым законодательством. Если же такие условия будут включены в соглашение, то они не могут применяться.

Соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. То есть, стороной соглашения помимо представителей работников и работодателей являются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Соглашения, предусматривающее полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов всегда бывают трехсторонними.

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"