Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Порядок разработки проекта  соглашения и его заключения предусмотрен в ст. 47 ТК. Проект разрабатывается  в ходе коллективных переговоров  в рамках соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон и это означает его заключение. При этом содержание и структура любого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включение в соглашение. В ст. 45 ТК даются краткие рекомендации по содержанию соглашений. В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда; условий и охраны труда; режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами. Изменения и дополнения соглашения должны производиться в том же порядке, что и его принятие.

Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит  от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением (ст. 48 ТК).

Нормы ТК (ст. 49) предусматривают  процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах по труду. Обязанность направить в 7-дневный срок подписанный сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателя. Однако с этим не связывается вступление названных актов в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а подписание коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении регистрации  коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

4. Ответственность  сторон социального партнерства

 

Статьями 54, 55 ТК установлено  что:

1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;

2) лица, виновные в  непредоставлении информации, необходимой  для ведения коллективных переговоров;

3) лица, виновные в  нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором,  соглашением - подвергаются штрафу  в размере и порядке, которые  установлены федеральным законом.

Данная ответственность  конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП. Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его  представляющее.

Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного  договора, соглашения предусмотрена  ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного  штрафа в размере от трех тысяч  до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его  представляющее. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение  административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его  представляющее.

Следовательно, нормами  ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность  лишь для одной стороны социального  партнерства - работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.

Кроме того, поскольку  ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками  коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить. Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.

Лекция 4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства  населения

 

Вопросы:

1. Политика государства в области занятости.

2. Занятость и трудоустройство.

3. Социальная поддержка  безработных.

1. Политика государства  в области занятости

 

Одной из характерных  черт российского рынка труда  является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.

Помимо безработицы  российский рынок труда характеризуется  также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

Указанные явления позволяют  оценить способность российского  рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

В современных условиях государство ограничивает свои обязательства оказанием содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственная политика в области содействия занятости  определена ст. 5 Закона и направлена на:

развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека;

поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы граждан;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение массовой и сокращении длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде всего  для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы;

координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости.

В действующей Конституции  РФ (ч. 3 ст. 37) закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым на государство возлагается обязанность проведения такой политики на рынке труда, которая позволила бы реализовать это абсолютное субъективное право личности.

Политика занятости  может иметь пассивный и активный характер. Содержанием пассивной политики является система мероприятий по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

В целях проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров  РСФСР постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство здравоохранения  и социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом.

Управления совместно  с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ.

Основными задачами Управления являются:

разработка территориальной  программы содействия занятости  населения и организация работы по ее реализации центрами занятости  населения;

определение основных направлений  развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте РФ;

организация работы государственных  учреждений службы занятости населения в субъекте РФ;

организация работы по обеспечению  государственных гарантий и компенсаций  безработным гражданам.

Регулирование отношений  в сфере занятости осуществляется законами и иными нормативными правовыми  актами, принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права.

Основным является Закон  РФ от 19.04.1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями "О занятости  населения в Российской Федерации". Данный закон определяет направления  государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.

Кроме закона действуют:

Порядок регистрации  безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 с изм. и доп.;

Положение об организации  общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N 875 с изм. и доп. и другие.

2. Занятость  и трудоустройство

 

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона).

Занятыми считаются  граждане:

работающие по трудовому  договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей;

занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера, а  также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную  и иные виды службы (альтернативную и правоохранительную);

проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;

временно отсутствующие  на рабочем месте по различным  причинам;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.).

Отнесение этих категорий  граждан к занятым означает, что  в отношении них государство  не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.

К незанятым гражданам  относятся:

несовершеннолетние нетрудоспособные граждане;

пенсионеры;

трудоспособные граждане.

Последняя категория  населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.

Определение правового  статуса безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"