Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Кроме того, КоАП РФ ст. 5.27-5.34, 5.42, 5.44, 14.23, 18.10, 18.15, 18.16 установлена административная ответственность, а УК РФ ст. 143, 145, 145.1 установлена уголовная ответственность.

4. Профессиональный союз как субъект трудового права

 

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Основное назначение профсоюзов - представительство и  защита трудовых прав и интересов  своих членов.

Формальным условием правосубъектности профсоюза является его легализация в обществе. Действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с другими юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Ст. 2 Закона о профсоюзах устанавливает, что создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеет право по своему выбору каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую, профессиональную деятельность.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решение о создании общественного  объединения, об утверждении его  устава, и о формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов  принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента  принятия указанных решений, общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.

Правоспособность общественного  объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения Министерством юстиции РФ или его территориальным органом в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Основные права профсоюзов закреплены в главе II Закона о профсоюзах и главе 58 ТК. К ним относятся права профсоюзов:

на представительство  и защиту социально-трудовых прав и  интересов работников;

на содействие занятости;

на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

на информацию;

на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных  кадров;

на осуществление контроля за соблюдением законодательства о  труде, об охране труда и окружающей природной среды;

на участие в осуществлении  приватизации государственного и муниципального имущества;

на социальную защиту работников;

на защиту интересов  работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Обязанности профсоюза - это общие обязанности общественного объединения, закрепленные в ст. 29 Закона РФ "Об общественных объединениях". Согласно этой статье общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать  отчет об использовании своего имущества  или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о регистрации общественного объединения, о продолжительности своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу  органа, принимающего решение о регистрации  общественных объединений, решения  руководящих органов и должностных  лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решение о регистрации  общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью  общественного объединения в  связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

информировать федеральный  орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Общественное объединение  также обязано информировать  орган, принявший решение о государственной  регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление  общественным объединением в установленный  срок сведений, предусмотренных выше, является основанием для обращения  органа, принявшего решение о государственной  регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Гарантии прав профсоюзов закреплены в главе III Закона о профсоюзах и статьях 374-377 ТК РФ, которые включают гарантии:

имущественных прав профсоюзов;

работникам, входящим в  состав профсоюзных органов и  не освобожденным от основной работы;

освобожденным профсоюзным  работникам, избранным в профсоюзные  органы;

права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов;

обязанности работодателя по созданию условий для осуществления  деятельности профсоюза.

Согласно ст. 31 Закона о профсоюзах за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральными законами такой ответственности не установлено. Единственный случай ответственности  профсоюза установлен ст. 417 ТК. Профсоюз объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

5. Объединение  работодателей как субъект трудового права

 

Работодатели имеют  право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать  объединение работодателей в  целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Правовое положение  объединения работодателей определяется федеральным законом от 27 ноября 2002 г. "Об объединениях работодателей" и иными федеральными законами.

Объединения работодателей  могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединение работодателей  создается на основании решения  учредителей.

Учредителями объединения  работодателей могут быть не менее  двух работодателей или двух объединений  работодателей.

Правоспособность объединения  работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его  государственной регистрации в  соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Права и обязанности  объединений работодателей закреплены в федеральном законе "Об объединениях работодателей".

Так, ст. 13 указанного закона к правам объединения работодателей  относит:

право формировать согласованную  позицию членов объединения работодателей  по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических  отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

согласовывать с другими  объединениями работодателей позицию  объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

выступать с инициативой  проведения коллективных переговоров  по подготовке, заключению и изменению  социально-партнерских соглашений;

наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать  в формировании и деятельности соответствующих  комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров;

вносить в установленном  порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей;

принимать в установленном  порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости  населения;

проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

получать от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся  у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Согласно ст. 14 объединение  работодателей обязано:

вести в порядке, установленном  федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями;

выполнять заключенные  соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим  членам информацию о заключенных  объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей  информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения;

исполнять иные предусмотренные  уставом объединения работодателей  обязанности.

Объединения работодателей  несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Объединение работодателей  не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным  соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. 15), ответственность  в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9).

Прекращение работодателем  своего членства в объединении работодателей  не освобождает его от ответственности  за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в  указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей  в период действия соглашений, заключенных  этим объединением, несет ответственность  за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями (ст. 9).

6. Понятие и  виды правоотношений

 

Общественное отношение  принимает форму правового отношения  при наличии двух условий.

Во-первых, требуется, чтобы  данное общественное отношение выражалось в актах волевого поведения людей, а во-вторых, необходимо, чтобы оно  регулировалось нормами права.

Трудовое отношение  регулируется нормами права и  выступает в форме трудового  правоотношения. Наряду с трудовым в сфере применения и организации  труда возникают и другие правоотношения, которые рассматриваются как  связанные с трудовым или производные от него.

Трудовое правоотношение между работником и работодателем  возникает на основании такого юридического акта, как трудовой договор.

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"