Лекций по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция

Описание работы

Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.

Файлы: 1 файл

Трудовое право. Конспект лекций..doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Под международным договором  РФ надлежит понимать международное  соглашение, заключенное РФ с иностранным  государством (или государствами) либо с международной организацией в  письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе, или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.д.).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Представляется, что приоритет перед российским законодательством имеют первые два вида договоров.

Основополагающие принципы международного трудового права  сформулированы в двух декларациях  МОТ, Филадельфийской и Женевской.

Филадельфийская декларация МОТ (Декларация о целях и задачах  МОТ была принята 10.05.1944 г. в Филадельфии) является приложением к Уставу МОТ, устанавливает следующие принципы международного трудового права:

1) труд не является  товаром;

2) свобода слова и  свобода объединения являются  необходимым условием постоянного  прогресса;

3) нищета в любом  месте является угрозой для общего благосостояния;

4) борьба с нуждой  должна вестись с неослабевающей  энергией в каждом государстве  и постоянными и согласованными  усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся  и работодателей, пользующиеся  равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

В свою очередь Женевская  декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере  труда и механизм ее реализации была принята 18.06.1998 г. в Женеве) к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:

1) свободу объединения  и действенное признание права  на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех  форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение  детского труда;

4) недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

Общепризнанные принципы и базовые нормы международно-правового  регулирования труда нашли свою конкретизацию в 8 основополагающих конвенциях МОТ, к которым относятся:

1) Конвенция N 29 1930 г. "О  принудительном или обязательном  труде";

2) Конвенция N 87 1948 г. "О  свободе ассоциации и защите  права на организацию";

3) Конвенция N 98 1949 г. "О  применении принципов права на  организацию и на ведение коллективных переговоров";

4) Конвенция N 100 1951 г. "О  равном вознаграждении мужчин  и женщин за труд равной  ценности";

5) Конвенция N 105 1957 г. "Об  упразднении принудительного труда";

6) Конвенция N 111 1958 г. "О  дискриминации в области труда и занятий";

7) Конвенция N 138 1973 г. "О  минимальном возрасте для приема  на работу";

8) Конвенция N 182 1999 г. "О  наихудших формах детского труда".

Все конвенции Россией  ратифицированы.

Особую роль в регулировании  трудовых отношений выполняет судебная практика. Среди российских ученых вопрос о природе судебных актов продолжает оставаться дискуссионным. Одни ученые считают, что источниками права можно считать акты Конституционного и Верховного судов, другие - утверждают, что судебные акты источниками трудового права не являются, хотя и играют немаловажную роль в правоприменении.

Сторонники признания  актов Конституционного и Верховного судов источниками права считают, что:

- во-первых, судам предоставлено  ныне право проверять законы  и иные нормативные правовые акты и признавать их недействительными. Признавая конкретный нормативный акт (включая закон) недействительны, суд тем самым отменяет прежние права и обязанности участников общественных отношений и создает новые, поэтому такое судебное решение фактически является источником права;

- во-вторых, судам предоставлено  право непосредственного применения  Конституции РФ. При осуществлении  этого права суд может блокировать  действие того или иного закона, если он, по его мнению, противоречит  Конституции РФ. Такое решение суда, по сути дела, лишает закон юридической силы и потому опять-таки является источником права;

- в-третьих, многие  положения постановлений Пленума  Верховного Суда, содержат оригинальные  и не продублированные в законе  указания на то, как следует решать тот или иной вопрос, не урегулированный в нормативном порядке, тем самым происходит восполнение пробелов в законе и фактически создаются новые нормы "судебного" права, которые в дальнейшем применяются не только судами, но и другими субъектами правоприменительной деятельности.

Сторонники непризнания  актов Конституционного и Верховного судов источниками права исходят  из положений ст. 125, 126 Конституции  РФ, согласно которой эти суды наряду с разрешением дел отнесенных к их компетенции вправе также давать толкование Конституции и разъяснения по вопросам судебной практики.

Следовательно, формально  Конституционный Суд РФ и Верховный  Суд РФ не наделены нормотворческими полномочиями и поэтому их постановления  не являются источниками права, подобно законодательным актам.

Классификация источников трудового права может осуществляться по различным основаниям:

по юридической силе;

по форме акта (законы, указы, постановления);

по степени обобщенности (кодифицированные и не кодифицированные);

по субъектам трудового права (общие и специальные).

Представляется, что по юридической силе источники трудового  права можно классифицировать следующим  образом:

1) Конституция РФ;

2) международно-правовые  акты о труде;

3) Трудовой кодекс  РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права;

4) указы Президента  РФ;

5) постановления Правительства  РФ и нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти;

6) нормативные правовые  акты органов исполнительной  власти субъектов РФ;

7) нормативные правовые  акты органов местного самоуправления;

8) соглашения и коллективные  договоры;

9) локальные нормативные  акты работодателя;

10) трудовой договор.

Система источников трудового права имеет особенности:

1) она включает в  свой состав довольно большой  массив международных правовых  актов о труде, которые имеют  приоритет перед российскими  актами;

2) нормативные правовые  акты о труде издаются на  различных уровнях - федеральном, региональном, местном и локальном;

3) источники трудового  права могут быть приняты не  только государственными органами, органами местного самоуправления, но и субъектами трудового  права;

4) источники трудового  права отражают как общие, так  и специальные формы регулирования труда;

5) каждый акт меньшей  юридической силы не может  ухудшать положение работника  по сравнению с вышестоящим  актом. Нормативный акт, содержащий  дополнительные гарантии для  работников, применяется и в том  случае, когда такие гарантии отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

Трудовое законодательство в течение многих лет функционировало  главным образом как союзное. В ст. 423 ТК сформулировано правило  о применении норм бывшего Союза  ССР. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус организаций или  имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.

В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных  актов во времени.

Момент, которым определяется начало действия нормативного акта, принято называть временем вступления его в силу.

В соответствии со ст. 12 ТК РФ нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом акте либо в законе или ином нормативном  правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи  с:

истечением срока его  действия;

вступлением в силу другого  акта равной или высшей юридической  силы;

отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется  к отношениям, возникшим после  введения его в действие. Иное правило  может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие нормативного правового акта, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие нормативных  актов в пространстве.

Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные нормативные акты о труде распространяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих актах не предусмотрено иное. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.

Аналогичные акты субъектов  Федерации действуют в пределах территории соответствующих республик, краев, областей.

Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например, Крайний Север и приравненные к нему местности.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового  права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Локальные нормативные акты действуют в пределах конкретного работодателя.

Действие нормативных  актов по кругу лиц.

Трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности) в трудовых и  иных непосредственно связанных  с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В тех случаях, когда  судом установлено, что договором  гражданско-правового характера  фактически регулируются трудовые отношения  между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

На территории Российской Федерации правила, установленные  нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

ТК РФ (например, разделом XII) и иными федеральными законами устанавливаются особенности правового  регулирования труда отдельных  категорий работников. В них прямо  определен круг лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм права.

На государственных  гражданских служащих и муниципальных  служащих действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяется на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

Информация о работе Лекций по "Трудовому праву"