Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, лекция
Как известно, 30 декабря 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Практика его применения показала, что многие положения ТК нуждаются в доработке и изменениях. Эти изменения в ТК вносились систематически. Наиболее существенные и многочисленные изменения внесены федеральным законом от 30 июня 2006 года.
Под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе, или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.д.).
Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Представляется, что приоритет перед российским законодательством имеют первые два вида договоров.
Основополагающие принципы международного трудового права сформулированы в двух декларациях МОТ, Филадельфийской и Женевской.
Филадельфийская декларация МОТ (Декларация о целях и задачах МОТ была принята 10.05.1944 г. в Филадельфии) является приложением к Уставу МОТ, устанавливает следующие принципы международного трудового права:
1) труд не является товаром;
2) свобода слова и
свобода объединения являются
необходимым условием
3) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
4) борьба с нуждой
должна вестись с
В свою очередь Женевская декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации была принята 18.06.1998 г. в Женеве) к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:
1) свободу объединения
и действенное признание права
на ведение коллективных
2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
3) действенное запрещение детского труда;
4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Общепризнанные принципы
и базовые нормы международно-
1) Конвенция N 29 1930 г. "О
принудительном или
2) Конвенция N 87 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию";
3) Конвенция N 98 1949 г. "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров";
4) Конвенция N 100 1951 г. "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности";
5) Конвенция N 105 1957 г. "Об
упразднении принудительного
6) Конвенция N 111 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий";
7) Конвенция N 138 1973 г. "О
минимальном возрасте для
8) Конвенция N 182 1999 г. "О
наихудших формах детского
Все конвенции Россией ратифицированы.
Особую роль в регулировании трудовых отношений выполняет судебная практика. Среди российских ученых вопрос о природе судебных актов продолжает оставаться дискуссионным. Одни ученые считают, что источниками права можно считать акты Конституционного и Верховного судов, другие - утверждают, что судебные акты источниками трудового права не являются, хотя и играют немаловажную роль в правоприменении.
Сторонники признания
актов Конституционного и Верховного
судов источниками права
- во-первых, судам предоставлено ныне право проверять законы и иные нормативные правовые акты и признавать их недействительными. Признавая конкретный нормативный акт (включая закон) недействительны, суд тем самым отменяет прежние права и обязанности участников общественных отношений и создает новые, поэтому такое судебное решение фактически является источником права;
- во-вторых, судам предоставлено
право непосредственного
- в-третьих, многие
положения постановлений
Сторонники непризнания
актов Конституционного и Верховного
судов источниками права
Следовательно, формально Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ не наделены нормотворческими полномочиями и поэтому их постановления не являются источниками права, подобно законодательным актам.
Классификация источников
трудового права может
по юридической силе;
по форме акта (законы, указы, постановления);
по степени обобщенности (кодифицированные и не кодифицированные);
по субъектам трудового права (общие и специальные).
Представляется, что по юридической силе источники трудового права можно классифицировать следующим образом:
1) Конституция РФ;
2) международно-правовые акты о труде;
3) Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права;
4) указы Президента РФ;
5) постановления Правительства
РФ и нормативные правовые
акты федеральных органов
6) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
7) нормативные правовые
акты органов местного
8) соглашения и коллективные договоры;
9) локальные нормативные акты работодателя;
10) трудовой договор.
Система источников трудового права имеет особенности:
1) она включает в свой состав довольно большой массив международных правовых актов о труде, которые имеют приоритет перед российскими актами;
2) нормативные правовые акты о труде издаются на различных уровнях - федеральном, региональном, местном и локальном;
3) источники трудового
права могут быть приняты не
только государственными
4) источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда;
5) каждый акт меньшей
юридической силы не может
ухудшать положение работника
по сравнению с вышестоящим
актом. Нормативный акт,
Трудовое законодательство в течение многих лет функционировало главным образом как союзное. В ст. 423 ТК сформулировано правило о применении норм бывшего Союза ССР. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.
В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативных актов во времени.
Момент, которым определяется начало действия нормативного акта, принято называть временем вступления его в силу.
В соответствии со ст. 12 ТК РФ нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:
истечением срока его действия;
вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Иное правило может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие нормативного правового акта, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Действие нормативных актов в пространстве.
Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные нормативные акты о труде распространяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих актах не предусмотрено иное. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.
Аналогичные акты субъектов Федерации действуют в пределах территории соответствующих республик, краев, областей.
Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например, Крайний Север и приравненные к нему местности.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Локальные нормативные акты действуют в пределах конкретного работодателя.
Действие нормативных актов по кругу лиц.
Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В тех случаях, когда
судом установлено, что договором
гражданско-правового
На территории Российской Федерации правила, установленные нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
ТК РФ (например, разделом
XII) и иными федеральными законами
устанавливаются особенности
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяется на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):